Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика предприятия и стратегия его развития




Кафедра менеджмента и экономики природопользования

 

                                                

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА  

И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Методические указания по выполнению курсового проекта

По одноименной дисциплине для студентов специальности

Садово-парковое строительство»

 

 

                                                                            

 

Минск 2007

 

УДК 65.1:658.11(075.8)

ББК 65.050.9(2)я7

О-64  

 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета

 

 

      Составитель доцент, кандидат сельскохозяйственных наук

                              Е. А. Дашкевич

 

       Рецензенты: доцент  кафедры  экономики и управления    на предприятиях химико-лесного комплекса     

                             кандидат экономических наук С. А. Касперович;         старший преподаватель кафедры лесозащиты и садово-паркового    строительства     кандидат

                              архитектуры М. В. Сидоренко 

 

 

По тематическому плану изданий учебно-методической литературы университета на 2007 г. Поз. 86.

Для студентов специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство».

 

                                                 © УО  «Белорусский  государственный

                                                     технологический университет», 2007

                                                         

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики бизнес-план развития предприятия является важнейшим документом, дающим полное представление о перспективах предприятия, его потребности в финансовых, материальных, трудовых ресурсах и источниках их получения.

Одним из важнейших направлений деятельности садово-паркового строительства (СПС) является создание и эффективное функционирование питомников по выращиванию декоративного посадочного материала, необходимого  для озеленения городов и приусадебных участков.

В решении этих задач от специалистов садово-паркового строительства и зеленого хозяйства требуются  обширные знания в области технологии и техники выращивания хвойных и лиственных пород, биологии древесно-кустарниковых видов, а также  умение использовать  в решении производственных задач экономические знания.

Составлению бизнес-плана развития предприятия предшествуют глубокие маркетинговые исследования, выявление потребностей в количестве, качестве и  ассортименте продукции питомника. На основании выбранной технологии рассчитываются затраты на выращивание и реализацию продукции, определяются потребности в семенах, удобрениях, химикатах, производится расчет издержек на содержание машин и механизмов, организацию производства и управление. Завершает работу прогноз доходов от реализации продукции и расчет ее рентабельности, а также вывод о целесообразности создания данного питомника.

Окончательная оценка проектируемых решений дается на основе анализа экономических показателей деятельности питомника по выращиванию декоративного посадочного материала.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Титульный лист оформляется в соответствии с прил. 1.

Задание на курсовой проект выдается руководителем,   подписывается руководителем и студентом и утверждается заведующим кафедрой. Образец оформления задания приведен в прил. 2.

Реферат выполняется на языке составления курсового проекта работы и включает:

- сведения об объеме курсового проекта (количество страниц курсового проекта с указанием количества таблиц, рисунков, использованных источников информации и приложений);

- перечень ключевых слов, характеризующих суть курсового проекта и дающих точное представление о его содержании (5–15 слов в именительном падеже единственного числа, написанных прописными буквами через запятые без переноса слов);

- текст, отражающий цель работы, проведенные исследования, полученные результаты и выводы и рекомендации по использованию результатов исследований.

Текст курсового проекта печатается шрифтом Times New Roman одного размера – 12 или 14 пт на белой бумаге формата А4, через одинарный межстрочный интервал, с соблюдением размеров полей, мм: слева – 22–23, снизу – 15, справа – 5–8, сверху – 20 (количество знаков в строке 60–75).

Каждый раздел курсового проекта начинается с нового листа, заголовки разделов и подразделов выполняются – с абзаца строчными буквами без переноса слов и отделяются от текста интервалом 15 мм. Точка в конце заголовка не ставится. Нумерация разделов и подразделов выполняется арабскими цифрами. После номера не ставится точка.

Нумерация страниц сквозная, начиная с титульного листа. Номер проставляется в центре нижней части листа арабскими цифрами, начиная с содержания и введения (на титульном листе, задании на проектирование и реферате страницы не проставляются).

При оформлении таблицы после первого упоминания о ней в тексте над таблицей в левом верхнем углу пишется слово «Таблица» и ее порядковый номер арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела с порядковым номером. Затем ставится тире и дается название таблицы, отражающее ее содержание.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, то таблица делится на части, которые помещаются одна под другой. При переносе таблицы на другую страницу с левой стороны листа делается надпись «Продолжение табл.» с указанием номера, после чего размещается ее головка или заменяющая ее строка с номерами граф (строк) и продолжение таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет чтение таблицы.

Заголовки граф и строк таблицы указываются в единственном числе и пишутся с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф таблицы точки не ставятся. Графа «Номер по порядку» в таблицу не включается.

Формулы выделяются из текста с помощью оставленной сверху и снизу свободной строки.

Формулы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, номер формулы состоит из двух цифр, записанных через точку, – номера раздела и порядкового номера формулы. После записи формулы в общем виде подставляются числовые значения величин в соответствии с заданием, а затем записывается ответ с указанием размерности.

Ссылки на источники информации в курсовом проекте обязательны и указываются в виде порядкового номера этого источника в списке  литературы.  Номер источника информации  заключается  в  квадратные скобки.

После подготовки текста составляется содержание курсового проекта, которое помещается сразу за рефератом на проект.

Курсовой проект в стандартной папке сдается преподавателю на проверку в установленные сроки. При незначительном количестве замечаний курсовая работа допускается к защите при условии их полного устранения в письменном виде. Сделанные заново расчеты или дополнения в тексте подшиваются в конце курсового проекта. Если проект не допускается к защите в связи с большим количеством ошибок, он выполняется студентом заново.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Общие положения

Выполнение курсового проекта включает в себя этапы:    

1. Ознакомление с литературными источниками по бизнес-планированию, макро- и микроэкономике.

2. Получение данных по варианту курсового проекта.

3. Проведение необходимых расчетов.

4. Написание текста курсового проекта.

5. Передача курсового проекта на проверку руководителю.

     6. Исправление ошибок и подготовка к защите проекта.

В процессе выполнения курсового проекта студент должен составить бизнес-план питомника по выращиванию декоративного посадочного материала, провести необходимые экономические расчеты и сделать вывод об экономической целесообразности организации питомника вблизи населенного пункта с определенным количеством населения и заданной потребностью в посадочном материале.

В проекте необходимо дать обзор истории развития предприятия, описание видов продукции и стратегии проникновения на рынок, проанализировать наличие конкурентов и сделать акцент на востребованность продукции питомника, разработать план производства и рассчитать основные финансовые показатели, предусмотреть возможные факторы риска.

При разработке плана производства и реализации продукции студент должен использовать знания, полученные в области специальных дисциплин. Особенно необходимо обратить внимание на подбор ассортимента древесно-кустарниковых пород с учетом агротехники их выращивания, предусмотреть необходимые севообороты, ротацию саженцев в школах, длительность выращивания посадочного материала. Представляют  интерес также расчеты по использованию средств малой механизации, по определению потребностей в удобрениях и химикатах согласно принятой технологии выращивания, в семенах для посева кустарников и деревьев в посевном отделении. 

Использование знаний по специальности позволит студенту обосновать технологию и технику выращивания декоративного посадочного материала и провести необходимые экономические расчеты.

 

Теоретические сведения

Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей.

Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение системы реализации проекта, т. е. ключевых моментов, убеждающих в выгодности проекта.

В современной практике предпринимательства бизнес-план выполняет несколько функций.

Первая функциясвязана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии развития предприятия. Она играет особую роль в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функцияпланирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри предпиятия.

Третья функциясвязана с привлечением денежных средств: ссуд, кредитов. В современных  условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, но получить кредит непросто, так как банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств.

Четвертая функциясвязана с привлечением к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в деятельность собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Пятая функция – совершенствование производственно-хозяй-ственной деятельности  и поиск путей снижения ее издержек, что характерно для стабильно работающих предприятий, которые производят продукцию для  устойчивого рынка при росте объема производства.

Бизнес-план развития предприятия СПС включает:

- оценку текущего состояния предприятия с определением закономерностей и тенденций его развития во взаимосвязи с тенденциями и приоритетами коммунального хозяйства городов;

- обоснование целей и задач, важнейших направлений экономического развития предприятия на ближайшие 5–10 лет;

- определение внутренних и внешних факторов и условий эффективного развития коммерческого предприятия;

- определение и описание конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение целевых параметров его развития.

Планирование производственно-хозяйственной деятельности помогает определить важнейшие направления деятельности предприятия СПС и рынки сбыта продукции и услуг; сформулировать долгосрочные и кратковременные цели предприятия, определить стратегию и тактику их достижения; предложить объемы производства и ассортимент продукции; рассчитать производственные и торговые издержки; отыскать имеющиеся резервы по сокращению непроизводительных затрат; оценить кадровый потенциал предприятия и условия мотивации труда отдельных категорий и служб; рассмотреть возможные риски и способы их предотвращения; проанализировать финансовое состояние предприятия, сделав прогноз рентабельности продукции.

Курсовой проект включает разработку следующих разделов бизнес-плана предприятия:

     1. Резюме.

     2. Характеристика предприятия и стратегия его развития.

         3.Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга.

     4. Производственный план.

     5. Организационный план.

     6. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

     7. Оценка риска.

     8. Приложение.                                                                                                          

При разработке бизнес-плана  необходимо учитывать следующие нормативные акты Республики Беларусь:

а) Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 10 января 2006 г. и другие законы, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятий и акционерных обществ в Беларуси;

б) рекомендации по разработке бизнес-планов (1993), инвестиционных проектов Министерства экономики Республики Беларусь (1999 г.) с дополнениями и изменениями (2006 г.).

 

     2.2. Введение

Во введении к курсовому проекту дается определение бизнес-плана, раскрывается цель его составления, порядок разработки.

     2.3. Резюме

 

Резюме – важнейшая часть бизнес-плана, первый и краткий раздел. Содержит общие выводы из последующих разделов. Составляется на завершающей стадии разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем разделам.

Структура резюмедолжна состоять из трех частей: предприятия, экономическая эффективность проекта. Резюме введение –включает цели плана, коротко выраженную суть проекта; основная часть – сжатое содержание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д.; заключение – факторы будущего успеха должно привлекать не количеством информации, а качеством, учетом специфики деятельности и запросов потребителей продукции и инвесторов.

В резюме  включается следующая информация:

- цель и задачи бизнес-плана;

- краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);

- описание предприятия, его специализация;

- сведения о квалификации управленческого персонала;

- преимущества продукции предприятия на рынке;

- текущее финансовое состояние предприятия, ресурсы;

- возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия;

- описание на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;

- источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;

- риски предприятия, их уровень;

- экономическое обоснование и эффективность проекта.

Характеристика предприятия и стратегия его развития

В данном разделе приводится краткая характеристика отрасли, а также место и роль в ней предприятия по выращиванию декоративного посадочного материала.

Описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонность этого рынка к росту или застою, основные группы потребителей. Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он циклическим и сезонным колебаниям и т. д.

При описании предприятия указываются следующие сведения:

а) полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты;

б) организационно-правовая форма предприятия;

в) основной вид деятельности предприятия;

г) формулировка миссии предприятия;

д) оценка сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия;

е) размер продуцирующей площади питомника, т. е. оценка производственной мощности питомника.

Пункт «а» записывается студентом самостоятельно. Желательно, чтобы из названия предприятия было ясно, какими видами хозяйственной деятельности оно занимается. Питомники – это, как правило, производственные коммунальные унитарные предприятия, основным видом деятельности которых является выращивание декоративного посадочного материала для удовлетворения потребностей предприятий СПС и населения в озеленении городов и приусадебных участков (пункт «б»).

Миссия предприятия – это его предназначение в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Для питомников в системе садово-паркового строительства и зеленого хозяйства миссией будет являться выращивание высококачественного посадочного материала многолетних растений для озеленения городов и удовлетворения потребностей населения в рассаде декоративных и плодовых деревьев и кустарников.

Анализ деятельности конкурирующих предприятий выполняется на основании предположений о существовании аналогичных питомников, которые, однако, находятся на расстоянии 70–100 км от данного населенного пункта. Поэтому издержки по транспортировке их продукции существенно повышают цену на посадочный материал для выполнения озеленительных работ в данном регионе.

Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия можно оформлять в виде табл. 2.1.

Таблица 2.1










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...