Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Современные особенности миграции капитала.




       2.1. Современная структура миграции капитала.

Девяностые годы характеризуются возникновением новых черт в движении капитала в системе мировой экономики и, как отражение этих процессов, - в политике привлечения иностранного капитала. Некоторые из них вызревали на протяжении предыдущих десятилетий, но окончательно оформились лишь в последние годы.

Прежде всего, на протяжении последних десятилетий в мире происходит рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В 1998 г. они достигли рекордной величины в 430- 440 млрд. долл. При этом по сравнению с 1997 г. экспорт капитала вырос на 19%, а импорт – на 27%. Выросли не только потоки, но и накопленные суммы: в 1996 г. они составляли 3500 млрд. долл.1

Увеличение потоков прямых инвестиций в мире было вызвано целым комплексом взаимосвязанных факторов. Для стран, экспортирующих капитал, ПИИ являются средством получения доходов, расширения и повышения эффективности производства, увеличения экспорта товаров и услуг. Для принимающих государств ПИИ становятся дополнительным, а нередко и важнейшим источником развития, решения производственных и внешнеэкономических проблем. Недаром прямые инвестиции определяют как критически важный в современных условиях фактор роста и глобализации мировой экономики.

Следует отметить, что в инвестициях последних лет преобладают трансграничные приобретения и поглощения, а не инвестиции в создание новых предприятий или фирм. Так, количество международных слияний компаний, составившие в 1997 г. сумму в 342 млрд. долл., еще больше увеличилось в 1998 г.2 На этот вид инвестиций в 1998 г. пришлась большая часть инвестиций в развитые страны. Причем, по мнению некоторых экономистов, благодаря слияниям компаний к 2010 г. в ряде отраслей мировой промышленности число игроков может резко сократиться. Например, автомобильный рынок, где сейчас насчитывается 15 основных производителей, может оказаться во власти 5-10 компаний. На рынке фармацевтической продукции уже сейчас семь крупнейших ТНК с продажами более 10 млрд. долл. каждая контролируют почти четверть этого 300-миллиардного рынка.

В 1998 г. резко возросло количество крупных слияний на сумму свыше 1 млрд. долл. В 1997 г. стоимость 58 таких сделок составила 161 млрд. долл. Одной из крупнейших сделок прошлого года на сумму более 18 млрд. долл. было приобретение швейцарской Zurich Versicherungs английской табачной компании BAT Industries. Большинство остальных крупных приобретений пришлось на сферы финансовых услуг, страхования, химической и фармацевтической промышленности, связи и средств массовой информации.

Слияния 1998 г. установили новые рекорды. Ряд слияний в нефтяных компаниях, таких как Total с Petrofina на сумму 39 млрд. долл., British Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд. долл., Exxon с Mobil на сумму 80 млрд. долл. существенно увеличили долю инвестиций путем слияния в общем объеме инвестиций этого года. Слияния в сфере финансов также поразили своими масштабами – 72 млрд. долл. стоит одно только слияние Citibank и Travelers Group.3

При этом в современном международном движении капитала происходит дальнейшая концентрация накопленных прямых иностранных инвестиций в странах с рыночной экономикой. Развитые государства и прежде были основными экспортерами и импортерами такого капитала, и их доля в общем объеме мировых инвестиций постоянно увеличивается. Только за 1998 г. удельный вес развитых стран в общем объеме экспорта ПИИ возрос с 67 до 82%.

Американские инвестиции возросли в 1997 г. на 53% до 115 млрд. долл., из которых 90% пришлись на слияния компаний. Инвестиции в экономику США увеличились на 19% до 91 млрд. долл.1. Основным инвестиционным партнером США являются страны Западной Европы во главе с Германией, Данией, Францией, Великобританией и Швейцарией.

Привлекательность США для инвестиций в основном объясняется их открытой экономикой и чрезвычайной предрасположенностью к инвестициям. В стране создана хорошая инфраструктура, имеются научные центры и большое количество высококвалифицированных специалистов любого профиля. Рынок США постоянно увеличивается и открывает все новые возможности.

Корпорации США становятся все более транснациональными, и треть всех американских инвестиций приходится на развивающиеся страны. Со своей стороны инвестиции из развивающихся стран составляют 10% от общего количества полученных США инвестиций. Основной сектор привлечения зарубежных инвестиций – это производство, в то время как американские инвесторы предпочитают вкладывать средства в области финансов и страхования.

Инвестиции в страны Западной Европы возросли на 15% и составили 115 млрд. долл., а обратный поток увеличился на 16% и составил 196 млрд. долл. (табл.1).

Таблица 1. Объем инвестиций в / из развитых стран (в млрд. долларов).2

Регион (страна)

Инвестиции в развитые страны

Инвестиции из развитых стран

1996 1997 1996 1997
Западная Европа 99,95 114,86 168,46 195,60
Северная Америка 82,85 98,99 83,35 127,51
Япония 2,28 3,22 23,43 25,99

Европейские инвестиционные тенденции различаются от страны к стране. Например, Великобритания увеличила приток инвестиций, тогда как инвестиции во Францию, Австрию и Бельгию по разным причинам снизились.

В рамках Евросоюза иностранные инвестиции все менее соответствуют своему названию и становятся все более региональными. В 1996 г. инвестиции одних стран Евросоюза в другие сравнялись с инвестициями в Евросоюз из всех остальных стран мира. Оставшаяся половина инвестиций поступает в основном из США, Швейцарии и Японии, чей объем инвестиций постепенно падает, уступая третье место Норвегии. Крупным получателем инвестиций из Евросоюза являются страны Центральной и Восточной Европы, но понемногу их поток меняет свое направление в сторону развивающихся стран. Доля европейских инвестиций в общем объеме постоянно растет и составила в 1997 г. около 20%.

Темпы роста японских инвестиций в последние годы снижаются в связи с азиатским финансовым кризисом и структурным кризисом японской экономики. Около 40% японских инвестиций идет в США и около трети – в соседние развивающиеся страны. Инвестиции в Японию возросли в 1997 г. до 3,2 млрд. долл., что однако, не слишком много по сравнению с другими развитыми странами и во многом объясняется закрытостью японской экономики.

Инвестиции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона выросли почти на 10% и достигли в 1997 г. 87 млрд. долл., тогда как инвестиции из стран АТР возросли на 11% и составили 51 млрд. долл. Только Китай и Гонконг вместе взятые привлекли 48 и инвестировали 28,5 млрд. долларов. 90% всех инвестиционных потоков не выходят за пределы стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

 Однако в АТР назревают существенные изменения инвестиционной картины. На нее влияют азиатский финансовый кризис, изменение ориентиров европейских инвесторов и потеря ряда инвестиционных факторов Китаем, что ставит под вопрос перспективы китайского инвестиционного бума. Если в 1997 г. инвестиции в Китай выросли более чем на 11% и составили 45,3 млрд. долл., то в 1998 г. они снизились до 40 млрд. долл.1

В странах АТР наблюдаются следующие инвестиционные тенденции. Во-первых, европейские ТНК, достаточно прохладно до последнего времени относившиеся к этому региону, увидели вызванную кризисом возможность быстрого получения прибыли и начали или расширили там свои операции. Во-вторых, финансовый кризис подорвал возможности азиатских ТНК по инвестированию в регионе. В-третьих, структура инвестиций сместилась из сектора производства в сектор услуг, особенно банковский, страховой и связи. Усилия, предпринимаемые правительствами азиатских стран по реструктуризации этих секторов, обеспечивают дополнительные инвестиционные возможности. И, наконец, все большая доля инвестиций приходится на операции слияния компаний, объемы которых в 1997 г. возросли по сравнению с 1996 г. втрое.

Китай может потерять часть инвестиций, в частности за счет кризиса у своих основных инвесторов – Гонконга, Японии, Южной Кореи, Таиланда и Малайзии, а также замедляющихся темпов роста экономики, что может отпугнуть инвесторов, ориентирующихся на его внутренний рынок. Среди других проблем – рост конкуренции в наиболее развитых и богатых приморских провинциях, ведущий к снижению прибылей; рост зарплат и иных расходов инвесторов, связанных с общим повышением уровня жизни; большая инвестиционная привлекательность других азиатских стран, девальвировавших свои валюты.

Правительства ряда азиатских стран, ранее негативно относившиеся к продаже предприятий зарубежным компаниям и потере над ними госконтроля, сейчас в тяжелых обстоятельствах предпочли продать значительную часть из них как альтернативу закрытию или банкротству. Однако такие продажи, кроме прямого эффекта, имеют еще и дополнительный, приближая приватизированную экономику развивающихся стран к стандартам развитых.

Значительный приток инвестиций в азиатский регион вряд ли сойдет на нет в этом и следующем годах. Потеряв одни привлекательные факторы, регион приобрел другие, и падение объема инвестиций в 1998 г. послужило в большей степени символом переосмысления ситуации, ухода с рынка одних инвесторов и прихода других, изменения структуры и формы инвестиций (табл.2).

Таблица 2. Страны Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, лидирующие по объемам привлеченных инвестиций (млрд. долл.).2                   

Страна 1996 1997
Китай 40,80 45,30
Сингапур 944 10,00
Индонезия 6,19 5,35
Малайзия 4,67 3,75
Таиланд 2,27 3,60
Индия 2,38 3,26
Гонконг 2,50 2,60
Южная Корея 2,33 2,34
Тайвань 1,86 2,25
Филиппины 1,52 1,25

Целая серия приобретений компаний в наиболее пострадавших от кризиса в странах (Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Филиппины и Таиланд) подтверждает это предположение. В сумме объем приобретений в процентах от всех инвестиций в эти пять стран ниже аналогичного показателя для Латинской Америки, но выше, чем в среднем по Азии.

Южная Азия привлекла в 1997 г. на 33% больше инвестиций, чем в 1996 г., во многом благодаря увеличению на 37% притока инвестиций в Индию. Цифры говорят о хороших шансах Индии на привлечение новых инвестиций, но приток инвестиций в другие страны региона остается не столь значительным. Инвестиционный бум в Пакистане захлебнулся почти в начале из-за несовершенного законодательства и малообещающих экономических показателей.

Инвестиции в Центральную Азию возросли до 2,4 млрд. долл. в 1997 г., 80% из которых поступили в нефтяную промышленность Казахстана и Азербайджана (табл.3). Основными инвесторами были Южная Корея, США и Великобритания. Среди проблем, негативно сказывающихся на притоке инвестиций в Центральную Азию, выделяются неоднозначность законодательства, низкий уровень приватизации, недостоверная информация по инвестиционным проектам, а также неконвертируемость национальных валют.

Таблица 3. Страны Центральной Азии, лидирующие по объемам привлеченных инвестиций (млрд. долл.).1

Страны 1996 1997
Казахстан 1,14 1,32
Азербайджан 0,60 0,87
Туркмения 0,11 0,12
Грузия 0,10 0,10

Инвестиции в страны Западной Азии выросли в 1997 г. в шесть раз по сравнению с 1996 г. При этом инвестиционный потенциал региона далеко не исчерпывается нефтью и газом, а включает такие области, как нефтехимия, производство и переработка сельхозпродукции, туризм и инфраструктурные проекты.

Наконец, существенного увеличения объемов инвестиций добились островные государства Тихого океана, однако их инвестиционный потенциал в основном ограничивается их продуктовой базой – площадью земель, пригодных для сельского хозяйства. Общий объем инвестиций в этот регион вырос в 1997 г. почти в два раза по сравнению с 1996 г.

Основными инвесторами, особенно в рамках региона являются крупные азиатские ТНК. Они вкладывают средства как в наиболее развитые страны, так и в беднейшие. В основном инвестиции идут в новые проекты, начинающиеся “с нуля”, но также растет и доля слияний компаний. Судя по всему, в ближайшие год-два объемы инвестиций из этого региона останутся на прежнем уровне или ненамного вырастут при заметно изменившейся структуре источников этих инвестиций.

Среди государств Центральной и Восточной Европы наибольший объем инвестиций направляется в Россию, Польшу, Венгрию и Чехию.

Основной объем инвестиций, поступавший в российскую экономику, приходился на сектор природных ресурсов и развитие инфраструктуры. В других странах большинство инвестиций направлялось в сферу производства и услуг. Основным фактором привлекательности для инвесторов здесь является открытость экономики и ее близость к рыночному идеалу, что особенно успешно получается у Чехии, Венгрии, Польши и Словении. Эти страны по ряду показателей, в том числе вполне объективных, выглядят наиболее вероятными центрами будущих инвестиций.

Перспективы объема инвестиций в ближайшие годы выглядят неоднозначными. С одной стороны, экономический кризис в России не обязательно вызовет отток уже сделанных инвестиций. Боле того, для поддержания проектов в силе, возможно, придется осуществлять новые вложения. С другой стороны, новые инвестиции могут быть также перераспределены в пользу других стран, обойденных до сих пор по каким-либо причинам вниманием инвесторов.

Возможен также общий отток инвестиций из этого региона, так как значительная часть проектов в той или иной мере была ориентирована на Россию. Но это не означает, что потенциал региона исчерпан. При благоприятном развитии событий рост инвестиций в регион может возобновиться, так как до сих пор он не приблизился к своему максимуму уже по одной только причине сравнительно недавнего открытия этих стран для внешнего мира.

Инвестиции из этого региона утроились в 1997 г., но все равно остаются небольшими в мировом масштабе – 3,4 млрд. долл. (порядка 2 млрд. долл. из них приходится на Россию). Однако часть инвестиций из этого региона, особенно из России, может быть мотивирована не столько рыночными соображениями, сколько желанием вывезти капиталы в политически стабильные страны, о чем свидетельствует тот факт, что почти 100% этих инвестиций делаются за пределами СНГ.

В долгосрочной перспективе рост инвестиций из этих стран может вырасти и качественно измениться. Кроме бегства капитала из России, компании из Центральной Европы, потерявшие такие преимущества, как дешевая рабочая сила, могут начать искать производственные мощности за рубежом.

В 1997 г. две трети прироста инвестиций в развивающиеся страны приходилось на Латинскую Америку и страны Карибского бассейна. Общий прирост составил 28% и достиг 56 млрд. долл., в то время как в 1996 г. было почти 44 млрд. долл. (табл.4).

Таблица 4. Страны Латинской Америки и Карибского моря, лидирующие по объемам привлеченных инвестиций (млрд. долл.).1

Страна 1996 1997
Бразилия 11,11 16,33
Мексика 8,17 12,10
Аргентина 5,09 6,33
Чили 4,09 5,42
Венесуэла 1,83 4,90
Колумбия 3,32 2,45
Эквадор 0,45 0,58
Каймановы острова 0,51 0,50
Коста-Рика 0,41 0,50

 Инвестиции в Бразилию, составившие в 1993 г. 1,3 млрд. долл., в 1997 г. достигли уже 16,3 млрд., а в 1998 г. – 22 млрд. долл.2 Кроме нее, постоянно повышают объемы привлеченных инвестиций Венесуэла и Мексика. Коста-Рика привлекла только под строительство одного завода Intel свыше 0,5 миллиарда долларов. Также растут инвестиции в страны бассейна Карибского моря – в 1997 г. они составили 1,2 млрд. долл., и это без учета оффшорных операций.

Крупнейшим инвестором в регион остаются США – 24 млрд. долл. в 1997 году. Германия, Франция, Испания и Великобритания являются крупнейшими европейскими инвесторами. Японские инвестиции также постоянно растут, тогда как инвестиции из Южной Кореи и Тайваня остались в 1997 г. неизменными.

Устойчивость региональной экономики, растущие факторы для привлечения инвестиций и повсеместная приватизация – основные факторы, привлекающие новые инвестиции. Также не следует забывать о постоянно расширяющейся интеграции стран региона в рамках МЕРКОСУР и интеграции экономик Мексики, США и Канады в рамках НАФТА. Прогнозы относительно того, что инвестиции пойдут в основном на скупку приватизированных предприятий не оправдались, и сейчас инвестиции уже вкладываются в модернизацию и развитие предприятий, а также в совершенно новые (greenfield) проекты. Основное приложение инвестиций – экспортоориентированное производство.

Интересно также увеличение потока инвестиций из этого региона. В 1997 г. они составили уже 9 млрд. долл. по сравнению с прошлогодними 2,3 млрд., что в основном вызвано инвестированием в соседние страны региона, в том числе в рамках программ МЕРКОСУР.

Перспективы развития этого региона неоднозначны. С одной стороны, крупные экономики, особенно Бразилия, переживают серьезный кризис, с другой стороны, отдельные проекты в небольших государствах, таких как Коста-Рика, могут дать существенное увеличение инвестиций. При этом не стоит забывать, что большинство проектов ориентированы на производство товаров для США и других развитых стран, которых кризис пока не коснулся.

Инвестиции в страны Африки остаются на сравнительно низком уровне и составляют всего 4% от общего объема инвестиций в 1997 г. в развивающиеся страны. Две трети из привлеченных инвестиций приходится на пять африканских стран: Нигерию, Египет, Марокко, Тунис и Анголу. Основная сфера интересов инвесторов – природные ресурсы. Ведущие инвесторы – Великобритания, Франция, США, Германия, Япония и Нидерланды. Основные регионы вложения инвестиций из европейских стран удивительно точно совпадают с границами их бывших колоний. В 1997 г. их объем находился на уровне 6,4 млрд. долл. против 5,6 млрд. в 1996 г.

Низкие объемы инвестиций в этот высокопотенциальный регион объясняются целым рядом факторов, начиная с отсутствия необходимого инвестиционного климата и заканчивая политической нестабильностью в большинстве стран континента. Даже несмотря на новое законодательство, разнообразные программы ООН и щадящий таможенный режим для африканских товаров, большинство стран Африки еще не скоро смогут обеспечить даже приемлемый уровень обстановки, тем более привлекательный, не говоря уже об инфраструктуре, социальной обстановке и т.д. Поэтому инвесторам приходиться прицениваться к конкретной стране и конкретному проекту, прикидывая свои возможности только для данного случая. На этом фоне некоторые маленькие африканские страны добились значительных успехов в привлечении инвестиций, особенно в соотношении к своему ВНП. Такие страны, как Лесото или Малави, благодаря своим малым размерам и большим природным ресурсам смогли привлечь под единичные проекты сравнительно большие суммы.

Однако несмотря на рост экономических показателей африканских стран. Их инвестиционные перспективы выглядят неблагоприятно. В ближайшем будущем большинству стран Африки вряд ли удастся заметно увеличить объем привлеченных инвестиций. Растущий до недавнего времени интерес к этому региону инвесторов из Азии заметно поубавился в 1998 году. Южная Корея, занимавшая первое место по инвестициям из азиатских стран, сократила их, и на первое место вышла Малайзия, за которой идут Тайвань и Китай.

Основным поставщиком инвестиций из региона безусловно является ЮАР, чьи инвестиции составляют более 50% от общего объема. Их сумма в 1997 г. выросла в 40 раз по сравнению с 1996 г. и достигла 2,3 млрд. долл.1 Основные интересы ЮАР – добыча полезных ископаемых, финансы, целлюлозно-бумажная промышленность, продовольствие и гостиничный бизнес.

Таким образом, на ситуацию на мировых рынках капитала в последние годы большое влияние оказал мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. Экономический спад в 1998 г. заметно отразился на динамике роста развивающихся стран (прирост ВВП в 1998 г. составил всего 2,8% против 5,6% в 1997 г.) и в той или иной степени охватил все страны Третьего мира за исключением ряда беднейших африканских государств. Главной причиной спада стало бегство частного иностранного капитала. Не случайно больше всех от спада пострадали относительно богатые и передовые страны Азии и Латинской Америки, успешно привлекавшие для своего развития иностранные инвестиции. В то же время не избалованные интересом со стороны частных зарубежных инвесторов беднейшие страны, экономика которых полностью зависит от государственной помощи, даже увеличили темпы роста ВВП в 1,5 раза: с 3% в 1997 г. до 4,4% в 1998 г.2

Финансовый кризис сначала в Азии, а затем и в России усилил недоверие международных инвесторов не только к пострадавшим от кризиса странам, но и ко всем развивающимся государствам и странам с переходной экономикой. Общий чистый приток иностранного капитала в эти страны за два года упал в три раза – с рекордного уровня в 215 млрд. долл. в 1996 г. до 71 млрд. долл. в 1998 г. следует отметить, что приток частных прямых капиталовложений, которые осуществляются, как правило, с расчетом на долгосрочную перспективу, остался практически на прежнем уровне. В то же время объем портфельных инвестиций снизился почти вдвое – с 80 млрд. до 42 млрд. долларов. Прочие поступления частного капитала в основном в форме банковских кредитов и краткосрочных инвестиций спекулятивного характера, практически иссякли. Более того, в 1997-1998 гг. наблюдался чистый отток этих капиталов, достигавший соответственно 94 и 100 млрд. долларов.3

Последние события показали, что ресурсы международных экономических организаций, которые страны активно использовали в кризисных ситуациях, не безграничны. В условиях, когда за короткий период финансовые проблемы захлестнули довольно большое число стран, оказались недостаточными даже средства МВФ. Под вопросом оказался и комплекс мер, предлагаемых международными организациями по выходу из кризиса. Следствием этого явилось усиление конкуренции за привлечение иностранного капитала и увеличение роли государства в этой области.

Вообще, в последнее десятилетие содержание государственной политики по отношению к импорту капитала во многих странах мира значительно расширилось. Прежде всего, еще более тесной стала взаимосвязь между политикой в сфере иностранных инвестиций и торговой политикой. Любые меры в области таможенных тарифов, ограничений экспорта или импорта могут оказать непосредственное воздействие на объемы и направления иностранных инвестиций.

Далее, растет необходимость увязки политики в сфере иностранных инвестиций с политикой в области конкуренции. Приток инвестиций в страну меняет ранее сложившиеся в ней условия конкуренции. Боле того, возрастающий поток инвестиций из-за рубежа путем процесса слияний и поглощений, через приватизацию может привести к возникновению новых монополистов. В связи с этим иностранные инвестиции становятся объектом пристального внимания со стороны антимонопольных органов. Глобализация в области инвестиций и производства, с одной стороны, крайне усложняет задачи антимонопольной политики, размывая границы производства и рынков; с другой стороны, она требует разработки совместных антимонопольных мер на международном уровне. Наглядным примером согласованных действий в сфере конкуренции и наличия единых органов служит Европейский союз.

Политика в области иностранных инвестиций становится все более важной составной частью промышленной стратегии. Когда государство имеет четкий план развития тех или иных отраслей, производств, районов, такая поддержка может осуществляться, в числе прочих мер, и по каналам привлечения иностранных инвестиций. Это могут быть специальные льготы, гарантии в конкретных областях, меры по развитию инфраструктуры. Наконец, усиливается корреляция между политикой в области иностранных инвестиций и макроэкономической политикой. В современных условиях политика привлечения иностранных инвестиций включает в себя два аспекта: внутренний и внешний. Внутренний – собственно политика в отношении инвестиций и в области либерализации торговли. Внешний – макроэкономическая политика, в первую очередь вопросы денежной, валютной и налоговой политики. В последнее время особое внимание стало уделяться внешнему аспекту.

Все эти сферы государственной политики требуют единого подхода и тесной координации деятельности соответствующих национальных властей. В России, к сожалению, они пока формируются в основном независимо друг от друга. Кроме того, многие меры государственного регулирования в силу жестокой экономической необходимости подчинены решению краткосрочных задач, а не формированию условий для расширения инвестиций.

 Какие же сегодня применяются способы привлечения иностранных инвестиций? Прежде всего, многие страны с этой целью используют предоставление различного рода льгот иностранным инвесторам. В целом такой подход наиболее типичен в основном для развивающихся стран, особенно Восточной и Юго-Восточной Азии. Но такие льготы применяют и развитые государства, несмотря на то, что формально многие из них выступают за сокращение льгот иностранным инвесторам.

Льготы иностранным инвесторам можно условно разделить на три большие группы: финансовые, фискальные и прочие. В ряде случаев, например в свободных экономических зонах, иностранные инвесторы получают целый пакет таких льгот. Для развитых стран более типично использование финансовых льгот в форме государственного участия в финансировании совместных с частным бизнесом проектов, льготного кредитования, государственного гарантирования инвестиций. Особенность таких льгот в том, что они предоставляются, как правило, до начала инвестирования, что требует наличия свободных средств в госбюджете.

Развивающиеся страны, которые обычно не располагают необходимыми денежными ресурсами, чаще всего прибегают к льготам фискального характера. Среди них наиболее распространены налоговые и таможенные льготы. Данные льготы применяются по отношению к уже вложенным инвестициям. И хотя они не требуют свободных денежных средств, их использование все же означает потерю для бюджета страны (недополученные платежи по налогам, тарифам и т.д.).

Прочие льготы обычно сопровождаются наименьшими финансовыми потерями для страны. К прочим относятся льготы по использованию инфраструктуры, земли, связи, транспорта и т.д. Выбор этих льгот нередко связан с монопольным положением государства в отношении каких-либо факторов и отраслей производства. К тому же в нерыночной экономике они часто недооценены.

Таким образом, любые льготы сопряжены с потерями для предоставляющих их стран как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. Однако зачастую эти потери оправданны, поскольку в долгосрочном плане их можно восполнить путем возросшего притока иностранного капитала в страну и активизации деятельности национального капитала.

В современной практике существует и другой распространенный способ привлечения иностранного капитала – предоставление различного рода гарантий. Трудно сказать, что дешевле для государства: предоставлять льготы или гарантии? Хотя величина гарантий обычно не покрывает полостью сумму инвестиций, она может быть довольно значительной – ведь чем выше риск, тем большие гарантии хотел бы получить инвестор. Преимущество гарантий, однако, в том, что их предоставление не означает, что средства обязательно будут истрачены. Это происходит только при неблагоприятном развитии событий. Гарантии, выдаваемые частными учреждениями, приносят им значительный доход.

Гарантии могут иметь как политический, так и финансовый характер. Гарантировать инвестиции могут как государственные, так и частные учреждения (иногда при поддержке государства). Подобную деятельность осуществляет, к примеру, Международная финансовая корпорация в США – филиал Международного банка реконструкции и развития, созданная в 1956 г. для поддержки развития прямых инвестиций частных предприятий, главным образом в развивающихся странах. Аналогичной деятельностью занимается и Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций. В России обсуждается предложение по созданию подобного учреждения, которое предположительно будет называться Российское государственное агентство по страхованию и гарантированию инвестиций. Речь идет об органе, который мог бы страховать как коммерческие (кредитные и инвестиционные), так и некоммерческие риски. Пока этот проект находиться на стадии обсуждения.

Таким образом, сложившиеся сегодня новые условия на мировых рынках капитала свидетельствуют, прежде всего, о высоких темпах роста предпринимательских инвестиций в форме прямых капиталовложений, обусловленные недавним мировым кризисом, который выявил негативные последствия использования иностранных кредитов и портфельных инвестиций. А также в условиях сложившейся жесткой конкуренции за привлечение иностранного капитала повышается роль государства. Еще недавно правительства для привлечения иностранных инвестиций ограничивались созданием благоприятного национального режима, в настоящее же время они вынуждены разрабатывать с этой целью специальные меры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...