Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины и последствия международного движения капитала.




Возрастание роли международного рынка капиталов связано с недостатком внутренних накоплений. Известно, что чем больше страна инвестирует в настоящем, тем больше она будет производить и потреблять в будущем. А поскольку движение капитала является субститутом международной торговли товарами, то вполне очевидно, что в его основе лежат те же причины, что и экспорта товаров: расширение рынка, получение более высокой прибыли, приобретение иностранных ресурсов, политические цели. Однако достигаются эти цели различными путями, поскольку существуют и специфические причины, стимулирующие вывоз капитала за границу.

Наиболее важными причинами вывоза капитала являются перенакопление капитала в стране, из которой он вывозится; несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства; наличие возможности монополизации местного рынка; наличие в странах, куда экспортируется капитал более дешевого сырья и рабочей силы; стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат.

На практике необходимость инвестирования определяется комплексом причин, включающих все составные части инвестиционного климата, а также принципом сравнительного преимущества отдельных рынков.

Так, движущей силой, активизирующей вывоз капитала, является растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик. Интернационализация производства оказывает огромное воздействие на международное движение капиталов, способствуя его ускорению. Экспорт капитала, в особенности в форме прямых инвестиций, является главным фактором, способствующим превращению производства в международное и созданию так называемой международной продукции, которая является унифицированной и реализуется на глобальном международном рынке вне зависимости от географических, национальных или иных особенностей (автомобили, радиоэлектроника, компьютеры и др.).

Вторым фактором, способствующим вывозу капитала и стимулирующим его, выступает международная промышленная кооперация, вложения ТНК в дочерние компании. Так, отдельные юридически самостоятельные предприятия из разных стран в рамках одной международной корпорации устанавливают тесное сотрудничество в области отраслевой, технологической и подетальной специализации. Экспорт капитала обеспечивает эти связи.

Третьим фактором является экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов экономического роста, развития передовых отраслей промышленности, поддержания уровня занятости.

Следующий фактор – это экономическое поведение развивающихся стран, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического развития. Заметное влияние на вывоз капитала оказывают экологические факторы. Международные корпорации из-за ужесточающихся экологических норм перевозят производство из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Однако следует отметить, что в современной практике факторы, на которые потенциальные инвесторы обращают свое внимание, - продуманная инвестиционная политика, большие размеры внутреннего рынка страны и хорошие перспективы его развития, наличие необходимых для развития ресурсов и специалистов, - остаются важными и сейчас, но их приемлемый уровень достигнут во многих странах и их одних уже недостаточно.

Среди наиболее распространенных дополнительных факторов, которые страны применяют для привлечения новых инвестиций, выделяются: ориентированная на привлечение инвестиций макроэкономическая политика, включая взвешенную денежную политику, что обеспечивает стабильность внутренних цен и положительно влияет на стоимость заемного капитала; грамотная налоговая политика, поощряющая инвестиции; либеральная валютная политика, позволяющая легко обменивать выручку в национальную валюту инвестора; общегосударственная политика, направленная на удовлетворение нужд предпринимателей.

Во все более либерализующемся и глобализующемся мире инвесторы ищут страны, где бы для них создавали дополнительные условия для инвестиций, например, современную инфраструктуру связи, отлаженные маркетинговые механизмы или даже такие неуловимые факторы, как общая культура бизнеса, отношение населения к богатству и иностранцам, известность зарубежных торговых марок. Не в последнюю очередь учитывается и близость к крупным региональным рынкам, наличие современных научных центров. Зачастую именно эти факторы оказываются решающими для инвесторов и страны, уступающие своим конкурентам по базовым факторам, могут выиграть за счет наличия этих.

Насколько важны эти факторы, показывают цифры: поток инвестиций в развивающиеся страны вырос в 1997 г. до 37% от их общего объема, что более чем вдвое выше уровня десятилетней давности. В натуральном выражении инвестиции в эти страны возросли в семь раз. Например, маленькая Коста-Рика создала в 1997 г. условия для привлечения 500 млн. долларов под строительство микропроцессорного завода Intel Corporation.1

Ряд стран также поощряют развитие собственных научных кадров, что привлекает инвесторов, которые могут воспользоваться более дешевыми местными исследованиями или даже перевести в эти страны свои исследовательские центры. Кроме научных кадров, страны вкладывают значительные средства в обучение технического персонала.

Некоторые страны идут еще дальше, начиная с рекламы зарубежных инвестиций среди населения как источника национального благосостояния и заканчивая созданием наиболее благоприятных условий проживания для экспатриированного персонала, не говоря уже о повсеместной борьбе с коррупцией и протекционизмом.

Однако несмотря на все эти новшества ряд факторов не удастся заменить ничем. Например, наличие или близость природных ресурсов, что остается ключевым фактором при размещении инвестиций в странах Африки, Австралии, Азербайджане, Казахстане и России. Однако даже странам, располагающим этим фактором, не следует забывать, что инвесторы предпочитают вкладывать деньги только в те страны, обладающие натуральными ресурсами, которые еще и создают благоприятные условия для инвестиций.

Последствия же международной миграции капитала как для развивающихся, так и для промышленно развитых стран неоднозначны. Рассмотрим сначала экономические последствия вывоза капитала по традиционному направлению из промышленно развитых стран в развивающиеся государства. Так, для промышленно развитых стран вывоз капитала способен приводить к некоторому застою, так как уменьшает их инвестиционные возможности. Но в то же время вывоз капитала из развитых в развивающиеся страны создает возможность получить серьезную экономическую выгоду. Например, такая ситуация складывается в том случае, когда условием займа становится расходование его части на покупку товаров в стране-кредиторе.

Для развивающихся государств ввоз иностранного капитала также имеет двойственное значение. С одной стороны, иностранный капитал может оказать негативное влияние на национальную экономику. Это делается путем создания препятствий росту национального капитала, поддержки одностороннего, преимущественно сырьевого, развития народного хозяйства, или путем прямого очевидного ограбления. Последние явления связаны с тем, что из развивающихся государств вывозят прибыли в огромных масштабах. Так, в 1980 г. при поступлении прямых инвестиций в развивающиеся государства в размере 7,6 млрд. долл., в качестве прибыли из них было вывезено 15,8 млрд. долл. Такое же положение сложилось и по части ссудного капитала. В 1985 г. поступления ссудного капитала в развивающиеся государства оценивались в 74 млрд. долл., а выплаты – в 147 млрд. долл. Все это лишило развивающиеся государства четверти их экспортной выручки.1

Что касается экономических последствий миграции капитала между собственно промышленно развитыми странами, то вывоз капитала из одной страны в другую усиливает конкуренцию и побуждает национальную промышленность подтягиваться до уровня промышленности передовых стран. Так, японские компании “Ниссан”, “Тойота”, и “Хонда” организовали свои филиалы в США, на которых в 5-6 раз больше роботов, чем на американских предприятиях. Американские корпорации вынуждены были изыскивать внутренние резервы, чтобы выдержать конкуренцию со стороны японских предприятий. Каждая промышленно развитая страна, вывозящая капитал, в какой-то мере ослабляет свою экономику. Но в то же время эта страна является не только экспортером, но и импортером, что компенсирует данное ослабление.         

В связи с огромной ролью, которую играют многие многонациональные компании, следует рассмотреть последствия деятельности этих компаний. Наиболее распространенным заблуждением о последствиях деятельности многонациональных корпораций является мнение, сводящееся к тому, что в результате международных операций МНК одна страна обязательно выигрывает, а другая – несет потери. Реальная практика, конечно, не исключает подобной ситуации, но она предполагает и другие возможные результаты: обе стороны могут выиграть или обе проиграть, выигрыш или проигрыш может не совпасть с ожидаемым.

В современных условиях принимающие страны независимо от того, идет ли речь о развитых или развивающихся странах, как правило, одобряют деятельность многонациональных компаний на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой многонациональным фирмам предоставляются налоговые скидки и другие льготы.

Главная выгода для принимающей страны от прямых зарубежных инвестиций состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. Прямые зарубежные инвестиции стимулируют развитие экономики, увеличивают объем производимого продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие. Осваивая за рубежом новые виды продукции, внедряя новые технологии, многонациональные фирмы нередко предназначают часть объема производства на экспорт. Следовательно, многонациональные фирмы в таком случае способствуют улучшению эксплуатационных возможностей принимающей страны.

Вместе с тем оппоненты, особенно в развивающихся странах утверждают, что трансферт технологий, осуществляемый многонациональными фирмами, далеко не всегда приемлем для экономик принимающих стран. Нередко раздаются жалобы на то, что представителей принимающей страны не допускают к участию в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Многонациональные фирмы обвиняют в манипуляциях с ценами при осуществлении внутрифирменных сделок в целях преуменьшения прибылей и ухода от налогов.

Со стороны принимающих стран, далее, можно услышать жалобы на усиленную эксплуатацию и установление внешнего контроля со стороны многонациональных компаний. Поэтому им иногда запрещают любые венчурные проекты и увеличивают налоги на уже действующие предприятия.

В прямых зарубежных инвестициях важную роль играют особые преимущества фирмы, ее контроль над рынком как следствие несовершенной конкуренции. Отсюда вытекает вывод о необходимости государственного регулирования иностранных инвестиций в принимающих странах. Именно так и поступают большинство суверенных государств. Конкретные формы такого ограничения могут быть весьма разнообразны: запрет на инвестирование в определенных отраслях, оговаривание ряда условий инвестирования, таких как использование местных узлов и полуфабрикатов, расширение экспорта производимой продукции, проведение НИОКР в принимающей стране, обучение местных кадров.

Что же касается стран, вывозящих капитал в форме прямых зарубежных инвестиций, то они как и принимающие страны заинтересованы в этом. Основная выгода от прямых зарубежных инвестиций для этих стран состоит в том, что они обеспечивают гораздо более высокую отдачу по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями. Налоги же, получаемые с зарубежного дохода многонациональных фирм, в первую очередь получает принимающая страна, хотя определенная часть достается стране, вывозящей капитал. Распределение налогов зависит от разницы в ставках налогообложения.

Вместе с тем вывоз капитала связан с известными издержками, которые могут колебаться в довольно широких пределах. Так, страны, вывозящие капитал нередко жалуются на потери в торговом балансе, которые возникают в результате давления принимающих стран на многонациональные фирмы, что оказывает негативное воздействие на характер международных торговых потоков. Крайним случаем потерь может быть конфискация прямых зарубежных инвестиций.

Экономическая эффективность деятельности многонациональных компаний заключается в том, что, осуществляя прямые инвестиции, эти компании перемещают через национальные границы крупные производственные ресурсы. И направляя их из стран, где они имеются в избытке, в другие страны, испытывающие нехватку этих ресурсов, многонациональные компании способствуют более эффективному размещению мировых факторов производства, а, следовательно, и росту производства в мире.

Часто многонациональные корпорации, действуя в десятках стран, способны серьезно влиять на все сферы общественной жизни. А самые крупные и могущественные корпорации в состоянии уклоняться от экономического и политического контроля со стороны государств, на территории которых они функционируют. Такие случаи имели место в прошлом, и сейчас есть опасения возврата к прежним временам, когда инвесторы добивались поддержки своих действий от местного политического руководства независимо от их последствий для местного населения и благосостояния страны.

Если правительство какой-то страны пытается оказать давление на многонациональную корпорацию, то она часто просто покидает данную страну и перемещается в другую, где к ней относятся более лояльно. Поэтому фундаментальной проблемой теории и практики многонациональных корпораций является соотношение монопольной власти таких корпораций и суверенитета государства.

Многие экономисты-международники склонны оценивать эту борьбу как неравную, предсказывают долговременную тенденцию к сокращению влияния государства на деятельность многонациональных корпораций. Такое развитие событий вполне возможно, хотя не следует забывать о тех преимуществах в этой борьбе, которыми располагает государство.

В целом же многонациональные фирмы показали свою способность взламывать изоляцию национальных экономик, вовлекая их в процесс интеграции с мировым экономическим сообществом. Они служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых продуктах, в результате чего меняются общественные вкусы и предпочтения. Многонациональные фирмы подрывают власть и позиции местных монополий и, несмотря на свои крупные размеры, нередко повышают степень конкурентности национальных рынков.

Таким образом, международные потоки капитала устремляются туда, где реализация инвестиционных проектов обеспечивает большую отдачу. В результате выигрыш получает как мировое сообщество в целом, так и каждый из партнеров по международному движению капитала.

                               

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...