АБКПфирмыVanDoorneTransmissie – VDT
Начало применению бесступенчатых передач было положено в 1959г. На автомобиле DAF-600 с двигателем мощностью 16 кВт (22 л.с.) была впервые установлена бесступенчатая передач –а, получившая название Variomatic. Регулирование передачи Вариоматик происходило по двум параметрам: частоте вращения коленчатого вала и нагрузке на двигатель, определявшейся разряжением во впускном коллекторе. Трогание автомобиля с места осуществлялось при помощи центробежного сцепления.
Некоторые характерные параметры этой передачи были следующие. Диапазон регулирования Дк = 4,33; минимальный радиус изгиба ремня 93 мм. Для передачи максимального момента 85 нм использовались два клиновидных ремня шириной 25 мм. Позже модернизированная передача Variomatic была установлена на автомобиле Volvo 343.-- По сравнению с механической четырехступенчатой коробкой передач она показала несколько худшие результаты. Увеличение расхода топлива в ездовом цикле составило 10%. Это можно объяснить относительно небольшим диапазоном регулирования и низким к.п.д. бесступенчатой передачи, который составлял максимально 80%. Долговечность ремня соответствовала 50000 км пробега автомобиля.
Дальнейшее расширение диапазона регулирования вариатора было проблематичным, так как минимальный радиус изгиба ремня не удавалось сделать менее 93 мм, а долговечность клинового ремня, как уже отмечалось, не превышала 50000км пробега. В связи с этим усилия конструкторов и исследователей были направлены на улучшение конструкции гибкой связи и ее характеристик. Многие фирмы проводили и до сих пор ведут активные работы по созданию более прочных клиновых ремней на основе резины с армированием или нитями из синтетических волокон. Однако успех был достигнут на другом направлении.
В начале 80-х годов голландской фирмой VanDoorneTransmissie(VDT) и немецкой фирмой PIV AntriebWernerReimers были разработаны новые конструкции гибких металлических элементов и технологии их производства. Это позволило повысить к.п.д. вариаторов, увеличить их долго- вечность, а также обеспечить приемлемые габариты и массу.
Поскольку для нормального функционирования бесступенчатой передачи на автомобиле необходимо обеспечить плавное трогание, нейтраль и задний ход, в дальнейшем были проведены работы по совершенствованию конструкций бесступенчатых коробок передач на основе вариатора Transmatic фирмы VDT. В 1984 г. фирмы Форд и Фиат сообщили об оснащении своих автомобилей FordFiesta и FIATUno-70 автоматическими бесступенчатыми коробками передач. В этой бесступенчатой коробке передач применен планетарный механизм со сцепленными сателлитами для реализации переднего и заднего хода. Для того чтобы исключить перегрузку вариатора на заднем ходу, передаточное число выбрано равным близким к i3х= -1.
При включении сцепления переднего хода планетарный ряд заблокирован, и передаточное число равно единице. Для получения заднего хода включается дисковый тормоз, а сцепление переднего хода выключается. При этом водило, соединенное с валом двигателя, обкатывает сателлиты и приводит в движение через сцепленные сателлиты солнечную шестерню. Передаточное число можно определить из уравнения, которое применительно к рассматриваемому случаю имеет вид:
.
Поскольку ωк = 0; при р = .
Планетарный ряд управляется мокрыми многодисковыми сцеплением и тормозом. За счет буксования этих элементов осуществляется достаточно плавное трогание автомобиля с места.
Поскольку ведомый шкив вариатора вращается в ту же сторону, что и ведущий, требуется согласующая передача, для того чтобы вращение главной передачи с дифференциалом было бы в ту же сторону, что и при обычной механической коробке передач.
Голландская конструкция гибкого элемента, использованная в усовершенствованном вариаторе, получившая название «толкающий элемент», представляет набор тонких трапецеидальных металлических блоков, связанных во- едино двумя многослойными лентами (рис. 5.1). Каждая лента состоит из 10 полос мартенситностареющей стали толщиной 0,2 мм. Трапецеидальные блоки штампуются из стальной полосы толщиной 2 мм. Собирается гибкий элемент установкой многослойных лент в боковые прорези трапецеидальных блоков. Такая конструкция позволяет иметь минимальный радиус изгиба гибкого элемента 30,5 мм.
К.п.д. усовершенствованной передачи, получившей в дальнейшем название «Transmatic», изменяется от 86% при максимальном передаточном числе до 88-90% при полной мощности. На частичных нагрузках к.п.д. снижается.
Испытания одной из версий бесступенчатой передачи с таким вариатором, которые были проведены в НАМИ, дали следующие результаты. Максимальный к.п.д. приходится на зону передаточных чисел, эквивалентную 2-ой - 3-ей передачам механической коробки передач (1,6-2,2). При этом передаточное число вариатора близко к 1,0. Смещениеiв от 1,0 в обе стороны снижает к.п.д. Так, при номинальной нагрузке 80 Нм и передаточном числе вариатора 1,0 (эквивалентное передаточное число МКП- 1,8) к.п.д. составляет 90%, а при iв = 0,5 (0,88 соответственно) к.п.д. снижается до 0,87. К.п.д. передачи также зави- сит и от передаваемого крутящего момента. Так, напри- мер, из этого графика видно, что с уменьшением Мк величина к.п.д. существенно снижается.
Рис.5.1. Устройство гибкого элемента VDT
1-трапецеидальных металлических блоков; 2- многослойнаястальная лента
Усовершенствованным вариатором заинтересовались ведущие автомобильные фирмы Японии, Америки и Европы. В конце 90-х го- дов многие японские фирмы (Nissan, Honda, Suzuki, Subaru) ис- пользовали описанный вариатор на автомобилях с дви- гателями до Nе = 100 л.с., которые выпускались небольшими серия- ми. В Европе указанный вариатор использовался на малолитражных автомобилях FordFiestaNе = 75 л.с. В Европе значительный инте- рес к работам в этой области проявила также фирма ZF, известная своими достижениями в области автоматических трансмиссий.
АБКП фирмы ZF
Бесступенчатые автоматические коробки передач (АБКП), разработанные фирмой ZF на основе вариатора Transmatic, отличаются улучшенной компактной конструкцией, при этом намечается реализация нескольких типоразмеров этой кон- струкции с входным моментом от 130 Нм до 350 Нм и мощностью от 70 до 250 л.с. В исполнении фирмы ZF эта АБКП получила название - «Ecotronic». Характеристики различных модификаций АБКП «Ecotronic» приведены в табл. Фирма ZF предлагает АБКП «Ecotronic» для переднеприводных автомобилей с поперечным расположе- нием двигателя в четырех вариантах. Они имеют различные массогабаритные показатели и диапазон регулирования (от 5,45 до 5,82). Необходимо отметить, что в конструкции АБКП «Ecotronic», рассчитанных на передачу большого крутящего момента, и, соответственно, предназначенных для более дорогих и мощных автомобилей, используется гидротрансформатор. Несмотря на то, что применение гидротранс- форматора усложняет конструкцию, а также несколько увеличивает габариты, этим решается ряд важных проблем. Гидротрансформатор обеспечивает более плавное трогание и снижает время перехода с минимального передаточного числа на максимальное (режим kick-down). Отсутствие рывков и ударных нагрузок увеличивает ресурс вариатора, способствует повышению проходимости автомобиля и комфортности вождения.
Регулирование передаточного числа вариатора осуществляется гидравлической системой управления. Рабочее давление жидкости создает масляный насос, приводимый от первичного вала. Подвижные части ведущего и ведомого конических дисков, являю- щиеся одновременно поршнями гидроцилиндров, перемещаются под действием давления жидкости. Отметим, что в целом гидравлические системы для управления изменением передаточного числа вариаторов несколько проще по сравнению с гидравлическими системами А- КП с планетарными редукторами. Это связано с тем, что в них меньше управляющих устройств (клапанов, гидроаккумуляторов). В тоже время рабочее давление жидкости в АБКП обычно выше, чем в автоматических коробках передач с планетарными редукторами.
Конструктивное исполнение АБКП «Ecotronic» показано на рис. 5.2, а при использовании гидротрансформатора показано на рис. 5.3.
Представление о топливной экономичности АБКП «Ecotronic» дают следующие дан- ные. По своим показателям эта бесступенчатая передача примерно соответствует лучшим 4-ступенчатым АКП, но несколько уступает пятиступенчатым АКП несмотря на то, что диапазон регулирования у нее даже несколько больше; она также уступает пятиступенчатым механическим коробкам передач на 5-7% в смешанных ездовых цик- лах. Это связано с тем, что к.п.д., вариатора несколько ниже, чем у зубчатых передач, используемых в механических коробках передач. Кроме того, дополнительное снижение к.п.д. происходит по причине отбора мощности для привода масляного насоса высокого давления в системе управления. На рис. 3 приведен общий вид одной из модификаций автоматической бесступенчатой коробки типа Ecotronic (CFT-23) выпуска 2004 г., которая используется на автомобилях FordFocusC-Max, где может применяться также и дизельный двигатель с крутящим моментом до 260 Нм, а вариатор имеет Дк ≈ 6.0.
Рис. 5.2. Конструкция АБКП «Ecotronic» (VT1F) с сухим сцеплением
Рис.5.3. Конструкция АБКП «Ecotronic» CFT-23 с гидротрансформатором
|