Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДА
(Климов Е.А.Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. — М., 1986. — С. 45—52)
Таблица 1. Градации первого психологического признака труда (предвосхищение общественно ценного продукта)
|
I а б л и ц а 1. 1 радации первого психологического признака труда (предвосхищение общественно ценного продукта)
| Ранг выраженности признака (по составляющим)
| Основные составляющие признака
|
Предвидение известных результатов труда или знание требований к искомым результатам
| Сознание социальной ценности представляемых результатов труда
| Аффективный (эмоциональный) тон представлений о результатах труда
| 1
| Поверхностное, фрагментарное представление
| Сознание позитивной ценности результатов деятельности для себя лично или для «своих» из ближайшего окружения при игнорировании того, что этот результат одновременно неблагоприятен для других членов общества, социальных групп (асоциальное сознание)
| Эмоциональное санкционирование («можно») без выраженных переживаний
| 2
| Поверхностное полное представление
| Сознание ценности результатов деятельности для общества при отсутствии выраженных соображений о нуждах более частных общественных групп, отдельных людей (псевдосоциальное сознание)
| Положительные эмоциональные реакции на отдельные стороны предвидимого результата деятельности
| и>
on
3
| Конкретное разностороннее представление
| Общее понимание ценности результата для других людей как членов общества (а не просто представителей ближайшего окружения)
| Выраженные положительные эмоциональные состояния в ситуации продуктивной деятельности
| 4
| Дифференцированное понимание ценности результата деятельности для общества в целом и более частных его подразделений, отдельных людей (для всех и каждого)
| Дифференцированное понимание ценности результата деятельности для общества в целом и более частных его подразделений, отдельных людей (для всех и каждого)
| Устойчивые положительные отношения, связанные с результатами деятельности, определяющие образ жизни человека также и вне собственно труда
| 5
| Полное дифференцированное знание (единство понятийного и конкретного знания)
| Дифференцированное понимание ценности результата деятельности для людей, общества, несмотря на встречаемое непонимание, непризнание (подвижническое сознание)
| Устойчивые положительные эмоциональные отношения (связанные с результатом деятельности) на уровне всепоглощающей страсти, самопожертвования
| U)
a\ м
Таблица 2. Градации второго психологического признака труда («сознание обязательности
Достижения заданного результата»)
Ранг выраженности признака (по составляющим)
| Основные составляющие признака
|
Варианты понимания ответственности
| Варианты переживания ответственности
| 1
| Сознание неизбежности, неодолимости сущетвую-щего порядка, режима, объективной заданности технологического процесса, способов труда, поведения на работе («так заведено», «так положено»)
| Удовлетворение от стабильности внешних условий, налаженности производственных процессов. Опасение аварий, травм. Негативные эмоциональные реакции на какие-либо изменения
| 2
| Сознание ответственности перед определенными лицами за ход и результаты работы («так требует руководитель») при отсутствии выраженных соображений о том, для чего предназначены результаты работы («это не мое дело»)
| Выраженные эмоциональные реакции на оценочные суждения окружающих при относительном безразличии к реальным результатам работы. Опасение потери социального статуса в контактной группе или его снижения
| 3
| Ответственность за ход и результаты работы перед определенным широким производственным коллективом («это нужно предприятию, коллективу»)
| Состояние озабоченности ходом работы, количеством и качеством ее реальных результатов в связи с общественным мнением трудового коллектива.Выраженные эмоциональные реакции на проявление общественного мнения по поводу результатов труда
| 4
| Сознание ответственности перед незримыми потребителями продукции, перед теми, для кого предназначены конечные результаты деятельности (так нужно»)
| Избирательное эмоциональное отношение к результатам труда, обусловленное представлением об их ценности для потребителей
| 5
| Ответственность перед широкими общностями (такими, как народ, страна, человечество), невзирая на возможное противодействие ближайшего социального окружения («так должно»)
| Избирательное с оттенком самоотверженности отношение к количеству и качеству результата труда на уровне моральных чувств, чувства долга
|
Таблица 3. Градации третьего признака труда («владение внешними и внутренними средствами деятельности»)
Ранг
|
| Основные составляющие признака
|
| выраженности признака (по составляющим)
| Варианты знания средств деятельности
| Варианты практического владения средствами деятельности
| Варианты эмоциональных переживаний в связи с применением средств деятельности
| 1
| Ориентировка в отдельных признаках имеющихся вещественных (внешних) орудий труда
| Освоение и использование отдельных вещественных орудий, средств деятельности
| Аффективный тон сенсо-мотор-ных действий («мышечная радость», «восторг делания», «глаз радуется» и т.д.)
| 2
| Ориентировка также (кроме отмеченного выше) в отдельных внутренних (психических) образованиях, выступающих в функции орудий, средств деятельности (правила, «заповеди» и т. п.)
| Освоение и использование наряду с основными вещественными средствами отдельных функциональных, в частности, внутренних средств деятельности
| Аффективный тон умственных действий («чувство сомнения», «чувство уверенности, удовлетворения»)
| 3
| Ориентировка в системе общепринятых, типовых, вещественных и функциональных средств деятельности (системная ориенти-повка}
| Активное и правильное с точки зрения социальных норм, требований использование системы вещественных и функциональных средств деятельности
| Устойчивые положительные эмоциональные состояния при применении средств деятельности
| U)
on -fc»
Окончание таблицы З
Ранг выраженности признака (по составляющим)
| Основные составляющие признака
|
Варианты знания средств деятельности
| Варианты практического владения средствами деятельности
| Варианты эмоциональных переживаний в связи с применением средств деятельности
| 4
| Ориентировка в основных, существенных зависимостях между свойствами предмета деятельности и необходимыми средствами деятельности, их качествами
| Совершенствование отдельных средств деятельности (наряду с владением их общепринятой системой)
| Положительное эмоциональное отношение к соответствующей области орудий, средств деятельности. Отчетливые эмоциональные реакции на норму и отклонения от нее в этой области
| 5
| Дифференцированное и систематизированное знание тонких зависимостей между свойствами орудий, средств деятельности, объекта и субъекта деятельности (самого себя в связи с требованиями деятельности)
| Создание индивидуально своеобразной системы внешних и внутренних средств деятельности (с учетом, в частности, своих личных качеств)
| Избирательное эмоциональное устойчивое отношение к средствам деятельности (внешним и внутренним), к их тонким особенностям, включая эстетические качества
|
Таблица 4. Градации четвертого психологического признака труда («ориентировка в межлюдских
|