Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трудотерапия при олигофрении




Для психологии труда представляют интерес также исследования грубых форм психопатологии и возможности социальной реадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественных интернатов для психохроников активно внедрялись занятия трудом. В конце 70-х гг. было проведено сравнительное исследование интернатов госпитального типа (руководители которых убеждены в том, что «больной должен только кушать и спать») и интернатов социально-реабилитационного профиля (в которых инвалиды привлекались к трудовой деятельности, а олигофрены (имбецилы) даже работали в цехах настоящих заводов, правда, по 4 часа в день). Психологам удалось экспериментально доказать, что комплексная социально-реабилитационная программа обеспечивает возможность личностного развития больных, страдающих олигофренией, и перехода их на более высокую ступень социально-трудовой реадаптации. В экспериментальном обследовании сравниваемых групп инвалидов применялась методика Е.И.Рузера, позволявшая измерять продуктивность умственного труда при разной стимуляции. Оказалось, что инвалиды (олигофрены) из интернатов реабилитационного профиля (при одинаковом медицинском диагнозе) проявляли себя в большей степени как здоровые люди: они не только быстрее и качественнее справлялись с тестом, но и работали более продуктивно, если в качестве награды предлагались похвала перед коллективом, экскурсия в город, в кино. Инвалиды из интернатов госпитального профиля предпочитали наглядно-действенные стимулы — конфету, игрушку (Болтенко В. В., 1979).

269


Общий вывод состоит в том, что если для каждого боль- ного, страдающего психическим заболеванием, подобрать инди-,видуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существен- но улучшить состояние больного после медикаментозного лечеч ния, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.


Психологические аспекты экспертизы трудоспособности инвалидов

Особенности нарушения умственной работоспособности при психопатологии глубоко и всесторонне исследованы в работах отечественных клинических психологов (Б. В. Зейгарник, В. М. Коган, В.Н.Мясищев, В.В.Николаева, Ю.Ф.Поляков, С.Я.Рубинштейн и др.), результаты этих исследований помимо фундаментального значения для понимания природы психики человека через ее патологию применяются и в практике медико-психологической врачебной экспертизы трудоспособности. Так, В. М. Коган, возглавлявший психологическую лабораторию ЦИЭТИНа с 1934 по 1972 г., строил диагностику и прогноз трудоспособности (при самых разных видах патологии) на основе понимания сущности труда. Для него целенаправленность и произвольность действий выступали в качестве основных свойств трудоспособности, а социальная природа труда являлась ведущей характеристикой, определяющей принципы формирования, восстановления и оптимизации работоспособности. В. М. Коган подчеркивал доминирующую роль сознания в компенсации дефектов (Коган В.М., Ко-робкова Э.А., 1967).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...