Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способ организации совместной деятельности, межличностные отношения и эффективность труда




Виды бригад отличаются составом работников по их специальности и по уровню квалификации. Существуют бригады «сквозные», «специализированные», «сменные», «комплексные». О. И. Зотова (1987) выделяла внешнюю структуру бригады и внутреннюю структуру. Внешняя структура могла быть чисто внешней формой объединения работников. Внутренняя структура отражала бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях. Так, коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как сумму отдельных личностей

276


(при этом отсутствуют ролевое и статусное деление, не выработаны групповые нормы поведения). Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия. Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов (Зотова О. И., 1987).

Как связаны количественный состав бригады, уровень ее развития как коллектива и эффективность совместного труда? Долгое время было признано, что группа совместно работающих людей должна быть в пределах 7—15 человек, это соответствовало размерам неформальных малых групп, исследованных на школьных, студенческих коллективах. В производственных организациях этот принцип оказался не всегда адекватным. О. И. Зотова провела сопоставление показателей уровня развития бригад производственной организации, сформированных по разным основаниям: специализированных и комплексных.

Специализированная бригада «С» состояла из 12 человек, все ее члены были представителями одной профессии и работали индивидуально. В бригаде сложились хорошие дружеские отношения, но эти отношения не отражались на эффективности труда, каждый работал фактически на себя и при определении месячной заработной платы возникали споры по поводу принципа использования коэффициента трудового участия.

Комплексная бригада «К» объединяла рабочих разного профиля, их заработная плата зависела от производства конечного продукта, в котором реализовывался вклад всех участников. Иная форма оплаты труда и способ организации совместной трудовой деятельности создавали основу для реального, а не формального объединения рабочих в коллектив. Поэтому, несмотря на то, что состав бригады «К» был существенно выше (считавшегося ранее оптимальным) — 44 человека, причем часть членов бригады работала территориально на другом участке, и они непосредственно не имели возможность часто контактировать, объединение усилий всех членов бригады на конечный результат привело к повышению производительности труда на 32% (Зотова О. И., 1987, с. 63).

Итак, эффективность совместного труда в данном случае оказалась обусловленной не столько теплотой межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели. Данный пример может быть иллюстрацией того факта, что межличностные отношения участников группо-

277


вого субъекта труда не всегда существенным образом влияют на эффективность труда.

Особенности межличностных отношений в группе обозначают термином «социально-психологический климат». Можно предпо- ложить, во-первых, что социально-психологический климат ока- зывается важнейшей детерминантой эффективности группового труда в тех случаях, где высока степень кооперации самого процесса трудовой деятельности. Во-вторых, межличностные отно-шения и социально-психологический климат существенно влия- ют на результаты совместного труда, если групповая работа тесно связана с бытом, например, в командах, бригадах работающих и живущих в условиях групповой изоляции. К таким командам мож- но отнести экспедиции зимовщиков на полярных станциях, экипажи подводных лодок, морских надводных кораблей, экипажи» космических станций (Лебедев В. И., 2001).

Для оценки параметров социально-психологического климата используется метод социометрии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...