Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Совместимость членов бригады
Если совместные действия осуществляются непрерывно, особую роль приобретает совместимость участников группы. Оценка результата совместного действия также требует координации, единства позиций участников группы. Б.Ф.Ломов поставил проблему согласования фонда информации, которой должны пользоваться члены группы, и проблему оптимизации форм сотрудничества и соперничества людей как членов коллективного субъекта труда — команды. Совместимость — социально-психологическая характеристика группы, которая проявляется в способности ее членов согласовывать свои действия в различных формах сотрудничества; эта характеристика проявляется в субъективном чувстве удовлетворенности от совместной деятельности людей. Сработанность — характеристика эффективности совместной деятельности, ее определение зависит от деятельности и ее результатов, тогда как совместимость людей ближе к их симпатии, которая может и не быть опосредована деятельностью. Выделяют также противоположные характеристики: несработанность и несовместимость. К.К.Платонов (1975) выделял четыре уровня рассмотрения совместимости/несовместимости: 1) психофизиологический (свойства темперамента); 2) психологический (свойства характера, психических процессов); 3) социально-психологический (социальные роли); 4) социально-идеологический, личностный (идеалы, убеждения и пр.). Л. С.Нерсесян (1992) предложил различать три вида совместимости: профессиональную, социально-психологическую и психофизиологическую. 278 Профессиональная совместимость предполагает, что у членов бригады могут быть своеобразные дефекты профпригодности, но при условии, что они работают не последовательно, а одновременно, страхуя и дублируя друг друга, как единый коллективный субъект деятельности, надежность и безошибочность их работы повышается. Социально-психологическая совместимость предполагает совпадение интересов, ценностных ориентации, отсутствие рассогласований в представлениях об идеальном и реальном образе члена команды — партнера, о своеобразии роли каждого в едином организме. Л. С. Нерсесян считает этот вид совместимости весьма важным для малых экипажей, работающих в замкнутом пространстве (в кабине самолета, тепловоза, в автомашинах дальнего следования и пр.). Психофизиологической совместимостью Л. С. Нерсесян обозначает темпо-ритмическое соответствие двигательных реакций и мыслительных операций индивидов. П. А. Малыхиным (2000) была экспериментально показана связь между социально-психологической и психофизиологической совместимостью, измеренной соответственно с помощью методики Т.Лири и гомеостатической методики. Ему удалось также экспериментально доказать существование связи между профессиональной и психофизиологической совместимостью. Были использованы: методика определения готовности к экстренному действию (ГЭД); оценка скорости переключения внимания (ПВ); оценка эмоциональной устойчивости (помехоустойчивости, ПУ). Затем на базе главной психологической лаборатории Министерства путей сообщения РФ были обследованы с помощью этих методик 50 машинистов, составивших три группы по стажу работы: 1) до 3 лет; 2) 4—10 лет; 3) свыше 10 лет. Оказалось, что с ростом профессионального стажа и опыта статистически значимо улучшаются показатели ПУ и ГЭД. Было высказано предположение, что по мере профессионализации происходит также улучшение и показателя психофизиологической совместимости в паре машинист — помощник машиниста. Для проверки гипотезы использовалась модифицированная гомеоста-тическая методика Ф.Д.Горбова, адаптированная для выявления меры совместимости в малой группе, состоящей из двух человек. Данная установка позволяет оценить уровень эффективности совместной деятельности по выполнению точных синхронных действий при компенсаторном слежении. Была обследована 41 пара локомотивных бригад (82 человека) на гомеостатической методике, причем бригады нефиксированные, но постоянно меняющиеся. Испытуемые были разбиты на три группы по стажу работы. В результате исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась: действительно с ростом стажа и профессионального опыта существенно улучшаются показатели психофизиологической совместимости машинистов и помощников машинистов. Совместимость людей можно не только диагностировать и про- гнозировать, но и формировать, тренировать. Объектом воспита- ния, формирования может быть не переделка личностных осо- бенностей человека, не подгонка его к напарнику — лидеру, формирование эталонов профессионального поведения, усвоения профессиональных норм. Феномен, установленный в работе П. А. Мылыхина, с этой точки зрения можно объяснить так, что. в процессе профессиона- лизации машинисты вырабатывают все больше лидерские каче- ства, усваивают лидерские формы, стиль поведения. А помощники машинистов, в свою очередь, все в большей мере привыкают к роли «ведомого». И такая адаптация проявляется в улучшении показателей психофизиологической совместимости в парах рабе ников с большим стажем. В исследованиях, выполненных под руководством Ю. К. Стрел- кова, в беседах с летчиками гражданской авиации, проходивши- ми переобучение на новые типы самолетов и осваивавшими зару- бежные технологии работы, оказалось, что для летных экипажей самолетов «боингов» разработана такая технология взаимодействии первого и второго пилотов, так распределены их функции, что проблема совместимости (как социально-психологической сим-| патии или антипатии) в принципе устраняется за счет того, что каждом новом полете летчик может получить любую роль. Нет жесткой фиксации за каждым летчиком роли первого или второго пилота и ликвидирована проблема формирования экипажей поз совместимости, так как каждый летчик формирует у себя готов- ность профессионально и точно выполнять любую порученную ему роль и считается профессионально неэтичным взаимодействовать с членами экипажа с позиции ранее выполнявшейся профессиональной роли. Подобная стратегия организации совместной деятельности членов экипажа как группового субъекта представляется правильной и надежной особенно в условиях экстремальной профессиональной деятельности, какой является труд летчиков. В этой связи меняются стратегические приоритеты исследований психологов: дело оказывается не в том, чтобы найти тонкие методы улавливания психологической совместимости летчиков (например, с помощью цветового теста М.Люшера, опросников или гомеостатической методики), а в оптимизации проектирования содержания и формы организации совместной деятельности людей в групповых формах труда. На первый план выдвигаются задачи формирования, воспитания терпимости, толерантности людей к иным личностным особенностям, культурным традициям, взглядам, а не фиксации различий, подбора совместимых, дополняющих друг друга личностей (как якобы мало поддающихся развитию и коррекции). 280 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |