Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 12. Эволюция политической системы




В 1920-1930-е годы

Цели и задачи изучения темы

 

1920–е годы – это время, когда в Советской России демонтировался «военный коммунизм» и была введена более либеральная экономическая политика (нэп). Но в связи с резким ухудшением экономической ситуации в 1927 г. руководство страны вновь прибегло к чрезвычайным мерам и к переходу сталинского плана форсированного построения социализма.

Цель самостоятельной работы: 1) определить взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в рассматриваемый период и политическим, социально-экономическим развитием СССР; 2) выявить факторы, которые повлияли на трансформацию политических режимов.

 

Методические рекомендации

 

При подготовке к раскрытию данных проблем обратите внимание на следующие моменты:

существовала ли связь между стратегией форсированного экономического роста, с одной стороны, и формированием в СССР тоталитарного режима – с другой;

как партийно-государственному руководству на протяжении 1930-х гг. удавалось поддерживать трудовой энтузиазм значительной части советских людей и их веру в близкое «светлое будущее».

При раскрытии данных вопросов учтите, что в политическом руководстве в 1920-е годы шла внутрипартийная борьба, основным содержанием которой являлась прежде всего борьба за обладание реальной политической властью.

Для проверки своих знаний по данной теме рекомендуется ответить на вопросы №№ 7–15 из учебно-методического комплекса (с. 54–55) и найти определения следующих понятий: авторитаризм, ГУЛАГ, диктатура пролетариата, культ личности, политический режим, репрессии, тоталитаризм.

                        

Задания

1. Характерными чертами тоталитарного режима являются:

а) политический плюрализм;

б) унификация общественной жизни;

в) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

г) культ национального вождя.

 

2. Составьте таблицу «Формирование тоталитарной политической системы». Определите предпосылки и последствия формирования тоталитарной политической системы в СССР:

 

Формирование тоталитарной политической системы

Предпосылки 1. 2. 3. 4.…. Последствия 1. 2. 3. 4.…

 

 

Литература

Выбор пути. История России 1861–1938: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 424–515.

Выбор пути. История России 1939–2000: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001. С. 43–53.

Караваева, И.В. Формирование органов местного самоуправления и их финансовой базы в годы нэпа [Текст] /И.В. Караваева // Финансы. – 2006. – № 2.

Кацва Л. Россия нэповская (политический строй в первые годы нэпа) // http://archive.1september.ru/his/1998/his39.htm

Нэп: экономические, политические и социокультурные аспекты [Текст]. – М., 2006.

Полищук, И.С. Новая экономическая политика: теория и практика (опыт исследования истории России 20-х гг. XX в.). [Текст] / И.С. Полищук. – Тверь, 2007.

Старков, Б.А. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе 1920–1930-х гг. [Электронный ресурс] / Б.А. Старков. – Режим доступа. – http: //www.fsb.ru/ history/ read /1999/ starkov.html

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 122-141, 221-248,498-501.

 

Тема 13.  этапы Великой Отечественной войны

 

Цели и задачи изучения темы

 

Великая Отечественная война стала важнейшей составной частью Второй мировой войны, во многом изменив ход последней. Цель самостоятельной работы: показать роль и значение основных этапов Великой Отечественной войны.

Методические рекомендации

 

Для более полной характеристики этапов войны необходимо остановиться на следующих аспектах: определение хронологии этапа, их название, основные события на фронтах, в тылу и на международной арене; в чем проявились изменения в стратегии и тактике достижения победы на каждом из этапов военных действий.

Для закрепления темы также необходимо назвать крупные сражения и определить их значение в ходе войны.

 

Задания

 

I. Проанализируйте основные мероприятия начального периода Великой Отечественной войны. Сведите данные в таблицу.

Сферы  деятельности Основные мероприятия Результаты
1. Экономическая    
2. Административно-политическая (мобилизационная)    
3. Культурная    

 

2. Соотнесите даты и события:

 

а) наступательный период Сталинградской битвы; б) битва за Днепр; в) Курская битва; г) операция «Багратион» а) 23 июня-29 августа 1944 г.; б) 19 ноября 1942г.-2 февраля 1943 г.; в) 5 июля – 23 августа 1943 г.; г) 26 августа – 22 декабря 1943 г.  

Основные понятия

 

Коренной перелом, превентивный удар, стратегия, тактика, контрнаступление.

Литература

Беспалов В.В. Правда и вымыслы о победе советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) [Текст] / В.В. Беспалов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – №1.

Беспалов, В.В. Провал «блицкрига» фашистской Германии [Текст] / В.В. Беспалов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3.

Васильев, А.Ф. Был ли в 1941 Советский Союз готов к войне [Текст] / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. – № 1.

Дашичев, В.И. Немеркнущий подвиг народа. Как был положен конец фашистской экспансии [Текст] /В.И. Дашичев  // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3.

Кудряшов, С. В поисках истории войны. Интерпретации Великой Отечественной и новые документы из Архива Президента РФ [Текст] / С. Кудряшов // Родина. – 2010. – № 5.

Мельтюхов, М.О. О «превентивной войне» [Текст] / М.О. Мельтюхов // Родина. – 2010. – № 5.

Микрюков, В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны [Текст] / В.Ю. Микрюков // Вопросы истории. –  2010. – № 12.

Степанов, С.А. Историко-политологическая постановка проблемы истории Великой мировой войны и ее последствий [Текст] / С.А. Степанов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 5.

 Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 141–145, 249–250, 347, 493.

Трофимов А.В., Борзихина И.В. Отечественная история. Екатеринбург, 2009. Ч.3.

Тема 14. Геополитические изменения в мире В 1946–1991 гг. Распад СССР

Цели и задачи изучения темы

Цель самостоятельной работы – изучить развитие международных отношений в период от окончания Второй мировой войны до распада Советского Союза, рассмотреть основные этапы мирового развития, проследить тенденции и направления этого процесса, изучить существующие концепции и точки зрения на развитие мирового сообщества.

 

Методические рекомендации

Для более полного понимания проблем темы необходимо:

- рассмотреть изменения в мире, произошедшие в результате Второй мировой войны; дать оценку этим изменениям с точки зрения советских и западных историков; аргументировано обосновать свою точку зрения на эти процессы;

- охарактеризовать послевоенное развитие мира, раскол мира на противостоящие друг другу системы; дать оценку причин «холодной войны» с точки зрения советской и западной исторической науки;

- изложить свое понимание причин «холодной войны», противостояние двух систем;

- рассмотреть основные этапы развития международных отношений в 1980-е годы, политику противостояния двух систем и те изменения, которые она претерпевала в рассматриваемый период. Показать причины этих изменений, борьбу мнений по вопросам международных отношений в советской и западной исторической науке. Охарактеризовать концепцию «нового политического мышления» М.С. Горбачева, выделить основные проблемы мирового развития, изложенные в этой концепции; сформулировать ваше отношение к этой концепции;

- рассмотреть изменения, происшедшие мире в результате краха «мировой системы социализма» и распада СССР. Изучить различные точки зрения на причины этих явлений (коммунистическую, либеральную, национально-патриотическую);

- рассмотреть проблемы глобализации как основной тенденции развития мирового политического процесса. Дать определение глобализации, различные подходы к трактовке этого определения; охарактеризовать теоретические дискуссии по вопросам глобализации.

Задания

1. Определите, кому принадлежит та или иная точка зрения на развитие международных отношений.

а) Л.И. Брежнев;

б) М.С. Горбачев;

 в) И.В. Сталин;

 г) Н.С. Хрущев

1) новая мировой война неизбежна. Нужно интенсивно готовиться к ней. «Холодная война» – кратковременная передышка между двумя мировыми войнами;

   2) мировая война не является неизбежной – ее можно предотвратить. Для этого нужно укреплять единство всех миролюбивых сил, укреплять оборонную мощь советского Союза – главного оплота мира. Мирное сосуществование не исключает противостояния двух систем в области политической, экономической, идеологической, более того, оно является формой классовой борьбы.

   3) для предотвращения мировой войны необходимо и создание и сохранение военно-стратегического паритета СССР и западных страны во всех видах вооружений.

   4) существует приоритет общечеловеческих ценностей перед государственными, национальными и классовыми интересами. Имеют место глобальные проблемы, угрожающие существованию человечества в целом (вопрос о предотвращении мировой войны, экономическая проблема, проблема голода). Решить их можно только объединенными усилиями всего человечества.

 

2. Соотнесите между собой точки зрения на причины распада СССР и их авторов.

      а) Ф. Фукуяма;

      б) А.А. Зиновьев;

      в) Дж. Боффа;

      г) Г.А. Зюганов;

      д) Е.Т. Гайдар

1) предательство партийной верхушки, стремление бюрократии разделить между собой партийную и государственную ответственность;

2) отсутствие четкого плана реформ; политическая борьба в руководстве страны;

3) экономическое и военное превосходство стран Запада; политика «западнизации», включение СССР в сферу влияния, власти и эксплуатации Запада;

4) превосходство рыночной экономики и либеральной демократии над государственно-регулируемой экономикой; кризис системы планового хозяйства, крах социализма - закономерное явление;

5)поражение коммунистической идеологии и торжество идей либеральной демократии

3. Определите, кому принадлежат представленные точки зрения на мировое развитие после распада СССР и краха мировой системы социализма.

      а) З. Бжезинский;

      б) Ф. Фукуяма;

     в) С. Хантингтон;

     г) И. Валлерстайн

1)  коммунизм потерпел поражение, и это означает торжество принципов либеральной демократии во всем мире. Поражение коммунизма – конец истории;

2)  на смену конфликтам между идеологиями, политическими системами приходят конфликты между цивилизациями;

3)  распад Советского Союза привел к появлению зоны нестабильности по периметру постсоветской геополитического пространства. Главная угроза миру – возобновление имперской политики со стороны России. Необходимо поддерживать все антироссийские силы, препятствовать реставрации Российской империи;

4)  на смену противостоянию социалистической и капиталистической систем приходит противостояние Юга и Севера, развитых страны и стран «третьего мира»; 

5) на смену двухполюсному миру пришел многополюсный. России предстоит искать свое место в этом мире

 

 4. На основе изучения материала заполните таблицу.

Исторический деятель

Основные результаты внешнеполитической деятельности










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...