Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 12. Эволюция политической системы ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В 1920-1930-е годы Цели и задачи изучения темы
1920–е годы – это время, когда в Советской России демонтировался «военный коммунизм» и была введена более либеральная экономическая политика (нэп). Но в связи с резким ухудшением экономической ситуации в 1927 г. руководство страны вновь прибегло к чрезвычайным мерам и к переходу сталинского плана форсированного построения социализма. Цель самостоятельной работы: 1) определить взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в рассматриваемый период и политическим, социально-экономическим развитием СССР; 2) выявить факторы, которые повлияли на трансформацию политических режимов.
Методические рекомендации
При подготовке к раскрытию данных проблем обратите внимание на следующие моменты: существовала ли связь между стратегией форсированного экономического роста, с одной стороны, и формированием в СССР тоталитарного режима – с другой; как партийно-государственному руководству на протяжении 1930-х гг. удавалось поддерживать трудовой энтузиазм значительной части советских людей и их веру в близкое «светлое будущее». При раскрытии данных вопросов учтите, что в политическом руководстве в 1920-е годы шла внутрипартийная борьба, основным содержанием которой являлась прежде всего борьба за обладание реальной политической властью. Для проверки своих знаний по данной теме рекомендуется ответить на вопросы №№ 7–15 из учебно-методического комплекса (с. 54–55) и найти определения следующих понятий: авторитаризм, ГУЛАГ, диктатура пролетариата, культ личности, политический режим, репрессии, тоталитаризм.
Задания 1. Характерными чертами тоталитарного режима являются: а) политический плюрализм; б) унификация общественной жизни; в) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей; г) культ национального вождя.
2. Составьте таблицу «Формирование тоталитарной политической системы». Определите предпосылки и последствия формирования тоталитарной политической системы в СССР:
Литература Выбор пути. История России 1861–1938: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 424–515. Выбор пути. История России 1939–2000: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001. С. 43–53. Караваева, И.В. Формирование органов местного самоуправления и их финансовой базы в годы нэпа [Текст] /И.В. Караваева // Финансы. – 2006. – № 2. Кацва Л. Россия нэповская (политический строй в первые годы нэпа) // http://archive.1september.ru/his/1998/his39.htm Нэп: экономические, политические и социокультурные аспекты [Текст]. – М., 2006. Полищук, И.С. Новая экономическая политика: теория и практика (опыт исследования истории России 20-х гг. XX в.). [Текст] / И.С. Полищук. – Тверь, 2007. Старков, Б.А. Роль органов государственной безопасности во внутрипартийной борьбе 1920–1930-х гг. [Электронный ресурс] / Б.А. Старков. – Режим доступа. – http: //www.fsb.ru/ history/ read /1999/ starkov.html Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 122-141, 221-248,498-501.
Тема 13. этапы Великой Отечественной войны
Цели и задачи изучения темы
Великая Отечественная война стала важнейшей составной частью Второй мировой войны, во многом изменив ход последней. Цель самостоятельной работы: показать роль и значение основных этапов Великой Отечественной войны. Методические рекомендации
Для более полной характеристики этапов войны необходимо остановиться на следующих аспектах: определение хронологии этапа, их название, основные события на фронтах, в тылу и на международной арене; в чем проявились изменения в стратегии и тактике достижения победы на каждом из этапов военных действий. Для закрепления темы также необходимо назвать крупные сражения и определить их значение в ходе войны.
Задания
I. Проанализируйте основные мероприятия начального периода Великой Отечественной войны. Сведите данные в таблицу.
2. Соотнесите даты и события:
Основные понятия
Коренной перелом, превентивный удар, стратегия, тактика, контрнаступление. Литература Беспалов В.В. Правда и вымыслы о победе советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) [Текст] / В.В. Беспалов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – №1. Беспалов, В.В. Провал «блицкрига» фашистской Германии [Текст] / В.В. Беспалов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. Васильев, А.Ф. Был ли в 1941 Советский Союз готов к войне [Текст] / А.Ф. Васильев // Вопросы истории. – 2005. – № 1. Дашичев, В.И. Немеркнущий подвиг народа. Как был положен конец фашистской экспансии [Текст] /В.И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. Кудряшов, С. В поисках истории войны. Интерпретации Великой Отечественной и новые документы из Архива Президента РФ [Текст] / С. Кудряшов // Родина. – 2010. – № 5. Мельтюхов, М.О. О «превентивной войне» [Текст] / М.О. Мельтюхов // Родина. – 2010. – № 5. Микрюков, В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны [Текст] / В.Ю. Микрюков // Вопросы истории. – 2010. – № 12. Степанов, С.А. Историко-политологическая постановка проблемы истории Великой мировой войны и ее последствий [Текст] / С.А. Степанов // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 5. Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 141–145, 249–250, 347, 493. Трофимов А.В., Борзихина И.В. Отечественная история. Екатеринбург, 2009. Ч.3. Тема 14. Геополитические изменения в мире В 1946–1991 гг. Распад СССР Цели и задачи изучения темы Цель самостоятельной работы – изучить развитие международных отношений в период от окончания Второй мировой войны до распада Советского Союза, рассмотреть основные этапы мирового развития, проследить тенденции и направления этого процесса, изучить существующие концепции и точки зрения на развитие мирового сообщества.
Методические рекомендации Для более полного понимания проблем темы необходимо: - рассмотреть изменения в мире, произошедшие в результате Второй мировой войны; дать оценку этим изменениям с точки зрения советских и западных историков; аргументировано обосновать свою точку зрения на эти процессы; - охарактеризовать послевоенное развитие мира, раскол мира на противостоящие друг другу системы; дать оценку причин «холодной войны» с точки зрения советской и западной исторической науки; - изложить свое понимание причин «холодной войны», противостояние двух систем; - рассмотреть основные этапы развития международных отношений в 1980-е годы, политику противостояния двух систем и те изменения, которые она претерпевала в рассматриваемый период. Показать причины этих изменений, борьбу мнений по вопросам международных отношений в советской и западной исторической науке. Охарактеризовать концепцию «нового политического мышления» М.С. Горбачева, выделить основные проблемы мирового развития, изложенные в этой концепции; сформулировать ваше отношение к этой концепции; - рассмотреть изменения, происшедшие мире в результате краха «мировой системы социализма» и распада СССР. Изучить различные точки зрения на причины этих явлений (коммунистическую, либеральную, национально-патриотическую); - рассмотреть проблемы глобализации как основной тенденции развития мирового политического процесса. Дать определение глобализации, различные подходы к трактовке этого определения; охарактеризовать теоретические дискуссии по вопросам глобализации. Задания 1. Определите, кому принадлежит та или иная точка зрения на развитие международных отношений. а) Л.И. Брежнев; б) М.С. Горбачев; в) И.В. Сталин; г) Н.С. Хрущев 1) новая мировой война неизбежна. Нужно интенсивно готовиться к ней. «Холодная война» – кратковременная передышка между двумя мировыми войнами; 2) мировая война не является неизбежной – ее можно предотвратить. Для этого нужно укреплять единство всех миролюбивых сил, укреплять оборонную мощь советского Союза – главного оплота мира. Мирное сосуществование не исключает противостояния двух систем в области политической, экономической, идеологической, более того, оно является формой классовой борьбы. 3) для предотвращения мировой войны необходимо и создание и сохранение военно-стратегического паритета СССР и западных страны во всех видах вооружений. 4) существует приоритет общечеловеческих ценностей перед государственными, национальными и классовыми интересами. Имеют место глобальные проблемы, угрожающие существованию человечества в целом (вопрос о предотвращении мировой войны, экономическая проблема, проблема голода). Решить их можно только объединенными усилиями всего человечества.
2. Соотнесите между собой точки зрения на причины распада СССР и их авторов. а) Ф. Фукуяма; б) А.А. Зиновьев; в) Дж. Боффа; г) Г.А. Зюганов; д) Е.Т. Гайдар 1) предательство партийной верхушки, стремление бюрократии разделить между собой партийную и государственную ответственность; 2) отсутствие четкого плана реформ; политическая борьба в руководстве страны; 3) экономическое и военное превосходство стран Запада; политика «западнизации», включение СССР в сферу влияния, власти и эксплуатации Запада; 4) превосходство рыночной экономики и либеральной демократии над государственно-регулируемой экономикой; кризис системы планового хозяйства, крах социализма - закономерное явление; 5)поражение коммунистической идеологии и торжество идей либеральной демократии 3. Определите, кому принадлежат представленные точки зрения на мировое развитие после распада СССР и краха мировой системы социализма. а) З. Бжезинский; б) Ф. Фукуяма; в) С. Хантингтон; г) И. Валлерстайн 1) коммунизм потерпел поражение, и это означает торжество принципов либеральной демократии во всем мире. Поражение коммунизма – конец истории; 2) на смену конфликтам между идеологиями, политическими системами приходят конфликты между цивилизациями; 3) распад Советского Союза привел к появлению зоны нестабильности по периметру постсоветской геополитического пространства. Главная угроза миру – возобновление имперской политики со стороны России. Необходимо поддерживать все антироссийские силы, препятствовать реставрации Российской империи; 4) на смену противостоянию социалистической и капиталистической систем приходит противостояние Юга и Севера, развитых страны и стран «третьего мира»; 5) на смену двухполюсному миру пришел многополюсный. России предстоит искать свое место в этом мире
4. На основе изучения материала заполните таблицу.
|