Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформы Александра II и Александра III




Сфера деятельности Александр II  (1855-1881) Александр III (1881-1894)
Экономическая    
Политическая    
Духовная жизнь, культура    

2. Отметьте причины отмены крепостного права в России.

а) оно тормозило осуществление промышленного переворота;

б) оно было невыгодно большинству помещиков, стремившихся перейти на использование наемной рабочей силы;

в) страна стояла перед угрозой новой пугачевщины;

г) оно консервировало военно-техническую отсталость России.

 

 

3. Отметьте черты крестьянской реформы 1861 г.:

а) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением земельного надела.

б) немедленное освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп.

в) поэтапное освобождение крестьян с выкупом ими личной свободы у помещиков.

г) определение надела, отводимого освобожденным крестьянам по обоюдному согласию крестьян и помещика.

 

4. Представители, какого теоретического направления полагают, что отмена крепостного права и последующие реформы экономически созрели и знаменовали переход от феодализма к капитализму?

а) формационного;

б) либерального;

в) модернизационного;

г) цивилизационного.

 

5. Отметьте положения судебной реформы 1864 г.:

а) введение суда присяжных;

б) всенародные выборы судей;

в) придание Сенату функций высшей кассационной инстанции;

г) введение адвокатуры.

 

6. Отметьте мероприятия военных реформ в правление Александра II:

а) создание системы военных округов

    б) введение рекрутских наборов в армию;

в) введение всесословной воинской повинности;

г) создание системы военных поселений.

 

 

Контрольные вопросы

 

1.  Почему современники назвали преобразования 60-70-х гг. ХIХ в. Великими реформами?

2.  Докажите, что буржуазные реформы 60–70-х годов ХIХ в. способствовали развитию капиталистических отношений в России, вместе с тем сохраняя традиционные феодальные устои.

3.  Как восприняли отмену крепостного права разные социальные слои российского общества?

4.  Сравните характер и содержание реформ Александра II и Александра III.

5.  Почему реформы Александра III принято называть в советской историографии «контрреформами»? Согласитесь или обоснуйте противоположную точку зрения.

Основные понятия

Реформа, крепостное право (крепостничество), временно обязанные крестьяне, выкуп, выкупная операция, отрезки, земства (земские учреждения), городская дума, присяжные заседатели, контрреформа.

 

Литература

Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.

Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860–1870-х гг.: поворотный пункт российской истории? [Текст] / Л.Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4.

Иванова, Н.А. Сословное общество российской империи (XVIII – начало XX века) [Текст] / Н.А. Иванова, В.П. Желтова. – М., 2010.

Королева, Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии [Текст] / Н.Г. Королева // Отечественная история. –2007. – № 4.

Куприянов, А.И. Городская демократия: выборы в русской провинции (вторая половина 1780-х – начало 1860-х гг.) [Текст] / А.И. Куприянов // Отечественная история. – 2007. –№ 5.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 83–88, 208–215, 318–328, 440.

 Туманова, А.С. Общественность и формы ее самоорганизации в имперской России конца XVIII – начала XX вв. [Текст] / А.С. Туманова // Отечественная история. – 2007. – № 6.

 

 

Тема 9. Культура России в XIX в.

 

Цели и задачи изучения темы

Изучить культуру российского общества XIX в., выделить этапы в ее развитии, показать ее связь с внутренней политикой государства, определить место и значение русской культуры в мировой культуре, объяснить понятие «золотой век русской культуры», найти элементы европеизации в отечественной культуре.

 

Методические рекомендации

 

Изучая материал, в первую очередь обратите внимание на следующие моменты:

сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.?;

охарактеризуйте этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы);

изучите развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр);

сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?

подведите итоги культурного развития страны;

оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.

Задания

1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки XIX в. и область их деятельности:

1. В.О. Ключевский, С.М. Соловьев; 2. Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский; 3. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов; 4. А.Г. Столетов, А.С. Попов; 5. И.И. Левитан, И.К. Айвазовский; 6. М.П. Мусоргский, А.П. Бородин а) географические исследования; б) технические изобретения; в) литература; г) исторические исследования; д) изобразительное искусство; е) музыка

2.Соотнесите между собой фамилии художников и название картины.

 

1. И.Е. Репин 2. В.И. Суриков 3. А.К. Саврасов 4. В.Г. Перов а) «Грачи прилетели»; б) «Тройка»; в) «Бурлаки на Волге»; г) «Утро стрелецкой казни»

 

3. Отметьте композиторов, входивших в «Могучую кучку»:    

а) М.А. Балакирев,

б) М.П. Мусоргский,

в) Н.А. Римский-Корсаков,

г) М.И. Глинка,

д) А.П. Бородин,

е) А.А. Алябьев.

 

    4. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XIX в.:

 

Исторический деятель Род деятельности Основные результаты деятельности
П.Я. Чаадаев Н.М. Карамзин И.О. Бестужев А.И. Герцен В.Г. Белинский Ф.М. Достоевский М.П. Мусоргский И.И. Шишкин    

 

Основные понятия

Классицизм, «могучая кучка», «передвижники», ампир.

Контрольные вопросы

 

1.  Объясните понятие «золотой век русской культуры».

2. Проанализируйте преобразования в области российского просвещения на протяжении XIX в.

3. Охарактеризуйте этапы развития отечественной культуры в XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850–1890-е годы).

4. Как реформы первой четверти XIX в. повлияли на культурное развитие России?

 

Литература

 

Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010.

    Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2002. С. 230–319.  

    Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. Минск, 2003. С. 472–478.

Выбор пути. История России 1861–1938 гг. / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. С. 133–140. 

История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004. С. 299– 321.

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000. С. 279–295, 321–326, 378–404.

Шульгин В.С., Зезина М.Р., Кошман Л.В. Культура России IX–XIX вв. М, 1996. С. 157–181, 182–210.

 

 

Тема 10. Россия в эпоху воЙн и революций

 

Первая русская революция

Цели и задачи изучения темы

 

Выявление политических, экономических, социальных причин, характера и движущих сил революционных событий 1905-1907 гг. в России; изучение основных этапов первой русской революции и их особенностей; рассмотрение итогов первой русской революции и их оценок в исторической литературе с точки зрения различных моделей измерения и объяснения.

Методические рекомендации

Для выполнения заданий по самостоятельной работе студентам рекомендуется изучить рекомендованную литературу, обращая внимание на:

- причины и особенности Первой русской революции;

- основные события Первой русской революции;

- расстановку сил на политической арене России на всех этапах революционного периода , включая правительственный, либеральный и радикальный сегменты;

- создание и цели политических партий в ходе революции;

- роль отдельных представителей различных политических сил в ходе революции;

- появление новых органов власти и управления центрального и местного уровня и результаты их деятельности.

 

 

Задания

  1. Заполните таблицу «Основные события Первой русской революции»

I этап (январь-сентябрь    1905 г.) II этап (октябрь-декабрь 1905 г.) III этап (январь 1906 г.- июнь 1907 г.
Начало и развитие революции по восходящей линии Высший подъем  революции Спад и отступление революции
     

 

2. Составьте схему «Расстановка политических сил в ходе первой русской революции 1905-1907 гг.», показав в ней консервативный, либеральный и революционный лагеря, их социальный состав и партийную принадлежность.

3. В социально-классовых отношениях одним из самых острых противоречий в России начала XX в. было противоречие между:

а) русскими и инородцами

б) кулачеством и деревенской беднотой

в) помещиками и крестьянами

    г) старой аристократией и буржуазией

 

4. В Манифесте Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» населению страны было обещано:

а) принять Конституцию России

б) созвать законодательную Государственную думу

в) ввести восьмичасовой рабочий день

г) наделить крестьян землей.

 

 

5. Какое из названных событий относится к революции 1905–1907 гг.?

а) образование партии социалистов-революционеров;

б) создание «Прогрессивного блока»;

в) «Корниловский мятеж»;

г) учреждение «Союза 17 октября».

 

6. II Государственная дума по отношению к царскому правительству была:

а) лояльной;

б) еще более оппозиционной, чем первая;

в) проправительственной;

г) менее оппозиционной, чем первая.

 

7. Окончание первой русской революции связано с:

а) «кровавым воскресеньем»;

б) изданием «Манифеста 17 октября»;

в) разгоном второй Государственной думы;

г) роспуском первой Государственной думы.

 

8. Установите соответствие между историческими датами и относящимися к ним событиями:

1) 1906 г.;                                  2) февраль 1907 г.; 3) июнь 1905 г.; 4) май-июнь 1905 г.                         а) создание II Государственной Думы; б) восстание на броненосце «Потемкин»; в) создание первых Советов рабочих депутатов; г) начало столыпинской модернизации

     9. Установите соответствие между историческими терминами и их содержанием:

1) «Булыгинская Дума»;  2) Третьеиюньская монархия»; 3) конституционные демократы;                                                   4) октябристы                                  а) партия народной свободы – одна из крупнейших политических партий России начала ХХ в. Представляла левое крыло в российском либерализме; б) разработанный в июле 1905 г. закон об учреждении думы – высшего законосовещательного представительного органа и положение о выборах в нее; в) члены право-либеральной партии «Союз 17 октября». Главной задачей считали содействие правительству, в случае, если оно пойдет по пути общественных реформ г) роспуск II Государственной Думы и издание нового избирательного закона в нарушение Манифеста 17 октября 1905 г.                                                            

Контрольные вопросы

 

1. В чем состояли цели Первой русской революции для различных социальных групп российского общества?

2. Когда и чем закончилась первая революция в России?

3. Что означает «третьеиюньский государственный переворот»?

4.Какой избирательный закон был утвержден Николаем П в 1907 г.?

5. В чем состояли основные итоги революции? Насколько были достигнуты цели революции для каждого из участвовавших в ней лагерей?

 

Основные понятия

 

Большевики, Булыгинская дума, забастовка, зубатовщина, кадеты, либерализм, меньшевизм, октябристы, пролетариат, профсоюзы, революционная ситуация, революция, социалисты-революционеры, третьеиюньский государственный переворот.

    

 

Литература

    Головков, Г. Бунт по-русски. Палачи и жертвы. Рандеву с революцией 1905–1907 гг. [Текст] / Г. Головков. – М., 2005.

Деникин, А.И. Очерки русской смуты [Текст] / А.И. Деникин. – М., 2006.

История Отечества: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Шевелева. Ростов н/Д., 2006. С. 371–376, 384–402.

История политических партий России. / Н.Г.Думова, Н.Д.Ерофеев, С.В.Тютюкин и др.; Пд ред. А.И.Зевелева. М, 1994.

 Кириллов В.В. История России: Учеб. пособие. М., 2006. С. 390–394, 406–420.

     Коцонис, Я. Как крестьян делали отсталыми…[Текст] / Я. Кацонис.– М., 2006.

       Пайпс, Р. Русская революция. Кн.1. Агония старого режима [Текст] / Р. Пайпс. – М., 2005.

     Первая революция в России: взгляд через столетие [Текст] / под ред. А.П. Корелина, С.В. Тютюкина. – М., 2005.

     Политическая история России в партиях и лицах [Текст] / В.В. Шелохаев. – М., 2007.

 Столыпин, П.А. Программа реформ. Документы и материалы [Текст] / П.А. Столыпин. – М., 2007. (или любое издание)

     Тертышный А.Т. Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С.93–100, 216–219, 325–334.

     Туманова, А.С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний [Текст] / А.С. Туманова // Отечественная история. – 2005. – № 5.

Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие // Отечественная история. 2004. № 6.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...