Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в.




Течения общественной мысли и их основные представители Историческая самоидентификация России Отношение к крепостному праву Отношение к самодержавию Проекты государ-ственного устройства Проекты общественного устройства Способ преобразования общества
Либерализм: Воронцов А.Р. (1741–1805) Голицын Д.А.(1734–1803) Десницкий С.Е. (1740–1789) Новиков Н.И. (1744–1818) Панин Н.И. (1718–1783)            
Радикализм: Радищев А.Н. (1749–1809) Соловцов П.А. (1767–1843)            
Консерватизм: Щербатов М.М. (1733–1790)            

 

 

Основные понятия

       Консерватизм, либерализм, радикализм

 

Контрольные вопросы

 

1.  Чем вызваны причины активизации общественно-политической мысли в XVIII в.?

2.  Какова социальная база консервативного, либерального и радикального течений в общественно-политической мысли XVIII в.?

3.  Как отразились на взглядах представителей общественно-полити-ческой мысли идеи Просвещения?

4.  Можно ли говорить о четкой дифференциации во взглядах представителей разных направлений или она носила условный характер?

     5. Каково влияние общественно-политической мысли на жизнь страны? Способствовала ли она реальным преобразованиям в стране?

 

Литература

    Европейский выбор или снова «особый» путь [Текст]. – М., 2010.

История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2006. С. 368–387.

История России / Под ред. В.А. Кувшинова, С.В. Пронкина, К.А. Соловьева. М., 2003. С. 240–249.

     Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века [Текст]. – М., 2010.

     Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438. 

     Трепавлов, В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. [Текст] / В.В. Трепавлов. – М., 2007.

 

Тема 7.  Культура России в XVIII в.

Цели и задачи изучения темы

 

Цель написания самостоятельной работы – изучить культуру российского общества XVIII в., показать ее тесную связь с внутренней политикой государства, определить ее характер, найти элементы европеизации в русской культуре, указать на усиление процесса специализации областей культурной жизни, который сопровождался появлением новых сфер культуры (наука, художественная литература, светская живопись), наконец, отметить, что в XVIII в. существенно расширяется пространство культурной жизни общества, причем не только за счет освоения новых культурных ценностей, но и за счет увеличения круга частников культурного процесса.

 

Методические рекомендации

Начиная изучение культуры первой четверти XVIII в., необходимо отметить, что модернизация Петра I не могла быть завершена без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь дворянства. Культура становится важнейшей составляющей государственной политики. Обратите особое внимание на следующие моменты:

1) сохранялась ли в культуре России XVIII в. преемственность с культурой XVII в.;

2) одним из направлений преобразований было становление светской культуры, ее обмирщение. Отметьте, в чем конкретно оно проявилось;

3) охарактеризуйте новые черты (если таковые были) в культуре 1830–1850-х годов и второй половины XVIII в.;

4) опишите основные направления культурной жизни страны в XVIII в. (просвещение, наука, литература, искусство, архитектура, живопись, театр, быт);

5) подведите итоги культурного развития страны. Особое внимание обратите на I четверть XVIII в. Ряд историков считает, что благодаря преобразованиям Петра I в обществе произошел социокультурный раскол. Как вы понимаете содержание этого процесса, в чем конкретно он выразился?

6) сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?

7) оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.

 

Задания

 1.Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки второй половины XVIII в. и область их деятельности:

1. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин 2. В. Беринг, А.И. Чириков 3. М.М. Щербатов, В.Н. Татищев 4. А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков а) географические исследования б) технические изобретения в) литература г) исторические исследования

 2. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:

1. Фонвизин Д.И. 2. Карамзин Н.М. 3. Державин Г.Р. 4. Сумароков А.П. а) «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»; б) «Недоросль», «Бригадир»; в) «Хорев», «Синав и Трувор» г) «Фелица», «Вельможа»

3.Какой архитектурный стиль приходит на смену русскому барокко во второй половине XVIII в.?

а) ампир;

б) шатровая архитектура;

в) монументализм;

г) классицизм.

 

4. Картина «Портрет крестьянки» написана:

а) Ф.С. Рокотовым

б) Д.Г. Левицким

в) И.П. Аргуновым

г) В.Л. Боровиковским

 

5. В 1719 г. в Петербурге был открыт музей для свободного посещения. Как он назывался?

а) Эрмитаж

б) Русский музей

в) Военно-морской музей

г) Кунсткамера

6. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XVIII в:

 

Исторический деятель Род деятельности Основные результаты деятельности
Баженов В.И. Кантемир А.Д. Карамзин Н.М. Крашенинников С.П. Кулибин И.П. Левицкий Д.Г. Ломоносов М.В. Ползунов И.И. Посошков И.Т. Сумароков А.П.    

 

Основные понятия

Обмирщение, социокультурный раскол, классицизм, барокко.

Контрольные вопросы

1.  Какой период российской истории XVIII в. вы назвали бы периодом расцвета отечественной культуры. Почему? С чем он был связан?

2. Сравните ценностные ориентации россиян в начале и конце XVIII в. О чем они свидетельствуют?

3.  Как сказалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II на развитии просвещения, науки и других областей культурной жизни страны?  

4. Приверженец модернизационной теории А.Б. Каменский подчеркивает, что «одетый в европейское платье, европейски образованный русский человек, ценитель и знаток философии и изящных искусств, стал полноправным членом семьи народов Европы, внося свой вклад в развитие ее цивилизации». Можно ли так оценивать итог преобразований в области культуры XVIII в.? Какие противоречия заложены в данной оценке?

 

 

Литература

Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010.

Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2002. С. 230–319.

 Европейский выбор или снова «особый» путь [Текст]. – М., 2010.

История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004. С. 299– 321.

Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой [Текст] / А.Б. Каменский. – М., 2007.

 Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000. С. 279–295, 321–326, 378–404.

Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438. 

 

Тема 8. Буржуазные реформы 2 половины ХIХ в.:

Причины, содержание и последствия

 

Цели и задачи изучения темы

       Цель самостоятельной работы – проанализировать причины, характер, сущность и последствия буржуазных преобразований второй половины ХIХ в., показать историческое значение реформ Александра II и Александра III с точки зрения различных измерений исторического процесса.

Методические рекомендации

 

Для реализации поставленной цели предполагается анализ следующих конкретных проблем: 

- причины отмены крепостного права в России,

- власть и общество в процессе подготовки крестьянской реформы,

- содержание реформы 19 февраля 1861 г.,

- историческое значение отмены крепостного права в России;

- результаты крестьянской реформы с точки зрения различных концептуальных подходов;

- судебная реформа (новые принципы судопроизводства, судебные инстанции и их компетенция каждой из них, прогрессивные черты и недостатки новой судебной системы);

- земская реформа (избирательная система в новые органы местного самоуправления, структура и состав земств, сфера компетенции, хозяйственная деятельность и роль в общественно-политической жизни); городская реформа (избирательная система в органы городского общественного управления, их структура и состав, сфера компетенции);

- военная реформа (цель, упразднение рекрутской системы и новый устав о воинской повинности, модернизация вооружения); церковные преобразования, реформы высшего образования и народного просвещения;

- реформа в области печати;

- преобразования в финансовой сфере (учреждение Государственного банка, акцизная система сборов, централизация бюджетной политики). Оценка буржуазных реформ и роли Александра II представителями различных концептуальных подходов.  

- преобразования Александра III («Временные правила» о печати, реформы в сфере образования и народного просвещения, реорганизация земского и городского самоуправления). 

 

Задания

 

I. Заполните таблицу:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...