Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в.
Основные понятия Консерватизм, либерализм, радикализм
Контрольные вопросы
1. Чем вызваны причины активизации общественно-политической мысли в XVIII в.? 2. Какова социальная база консервативного, либерального и радикального течений в общественно-политической мысли XVIII в.? 3. Как отразились на взглядах представителей общественно-полити-ческой мысли идеи Просвещения? 4. Можно ли говорить о четкой дифференциации во взглядах представителей разных направлений или она носила условный характер? 5. Каково влияние общественно-политической мысли на жизнь страны? Способствовала ли она реальным преобразованиям в стране?
Литература Европейский выбор или снова «особый» путь [Текст]. – М., 2010. История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2006. С. 368–387. История России / Под ред. В.А. Кувшинова, С.В. Пронкина, К.А. Соловьева. М., 2003. С. 240–249. Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века [Текст]. – М., 2010. Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438. Трепавлов, В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. [Текст] / В.В. Трепавлов. – М., 2007.
Тема 7. Культура России в XVIII в. Цели и задачи изучения темы
Цель написания самостоятельной работы – изучить культуру российского общества XVIII в., показать ее тесную связь с внутренней политикой государства, определить ее характер, найти элементы европеизации в русской культуре, указать на усиление процесса специализации областей культурной жизни, который сопровождался появлением новых сфер культуры (наука, художественная литература, светская живопись), наконец, отметить, что в XVIII в. существенно расширяется пространство культурной жизни общества, причем не только за счет освоения новых культурных ценностей, но и за счет увеличения круга частников культурного процесса.
Методические рекомендации Начиная изучение культуры первой четверти XVIII в., необходимо отметить, что модернизация Петра I не могла быть завершена без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь дворянства. Культура становится важнейшей составляющей государственной политики. Обратите особое внимание на следующие моменты: 1) сохранялась ли в культуре России XVIII в. преемственность с культурой XVII в.; 2) одним из направлений преобразований было становление светской культуры, ее обмирщение. Отметьте, в чем конкретно оно проявилось; 3) охарактеризуйте новые черты (если таковые были) в культуре 1830–1850-х годов и второй половины XVIII в.; 4) опишите основные направления культурной жизни страны в XVIII в. (просвещение, наука, литература, искусство, архитектура, живопись, театр, быт); 5) подведите итоги культурного развития страны. Особое внимание обратите на I четверть XVIII в. Ряд историков считает, что благодаря преобразованиям Петра I в обществе произошел социокультурный раскол. Как вы понимаете содержание этого процесса, в чем конкретно он выразился? 6) сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской? 7) оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.
Задания 1.Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки второй половины XVIII в. и область их деятельности:
2. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:
3.Какой архитектурный стиль приходит на смену русскому барокко во второй половине XVIII в.? а) ампир; б) шатровая архитектура; в) монументализм; г) классицизм.
4. Картина «Портрет крестьянки» написана: а) Ф.С. Рокотовым б) Д.Г. Левицким в) И.П. Аргуновым г) В.Л. Боровиковским
5. В 1719 г. в Петербурге был открыт музей для свободного посещения. Как он назывался? а) Эрмитаж б) Русский музей в) Военно-морской музей г) Кунсткамера 6. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XVIII в:
Основные понятия Обмирщение, социокультурный раскол, классицизм, барокко. Контрольные вопросы 1. Какой период российской истории XVIII в. вы назвали бы периодом расцвета отечественной культуры. Почему? С чем он был связан? 2. Сравните ценностные ориентации россиян в начале и конце XVIII в. О чем они свидетельствуют? 3. Как сказалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II на развитии просвещения, науки и других областей культурной жизни страны? 4. Приверженец модернизационной теории А.Б. Каменский подчеркивает, что «одетый в европейское платье, европейски образованный русский человек, ценитель и знаток философии и изящных искусств, стал полноправным членом семьи народов Европы, внося свой вклад в развитие ее цивилизации». Можно ли так оценивать итог преобразований в области культуры XVIII в.? Какие противоречия заложены в данной оценке?
Литература Академия наук в истории культуры России XVIII–ХХ веков [Текст]. – СПб., 2010. Анохина, С.Л. Реформы в России XVIII–ХХ вв.: опыт и уроки [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Анохина. – М., 2009. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2002. С. 230–319. Европейский выбор или снова «особый» путь [Текст]. – М., 2010. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004. С. 299– 321. Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой [Текст] / А.Б. Каменский. – М., 2007. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000. С. 279–295, 321–326, 378–404. Тертышный, А.Т. Российская история: модели измерения и объяснения [Текст] / А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. – Екатеринбург, 2005. – С. 72–83, 203–207, 317–318, 419, 437–438.
Тема 8. Буржуазные реформы 2 половины ХIХ в.: Причины, содержание и последствия
Цели и задачи изучения темы Цель самостоятельной работы – проанализировать причины, характер, сущность и последствия буржуазных преобразований второй половины ХIХ в., показать историческое значение реформ Александра II и Александра III с точки зрения различных измерений исторического процесса. Методические рекомендации
Для реализации поставленной цели предполагается анализ следующих конкретных проблем: - причины отмены крепостного права в России, - власть и общество в процессе подготовки крестьянской реформы, - содержание реформы 19 февраля 1861 г., - историческое значение отмены крепостного права в России; - результаты крестьянской реформы с точки зрения различных концептуальных подходов; - судебная реформа (новые принципы судопроизводства, судебные инстанции и их компетенция каждой из них, прогрессивные черты и недостатки новой судебной системы); - земская реформа (избирательная система в новые органы местного самоуправления, структура и состав земств, сфера компетенции, хозяйственная деятельность и роль в общественно-политической жизни); городская реформа (избирательная система в органы городского общественного управления, их структура и состав, сфера компетенции); - военная реформа (цель, упразднение рекрутской системы и новый устав о воинской повинности, модернизация вооружения); церковные преобразования, реформы высшего образования и народного просвещения; - реформа в области печати; - преобразования в финансовой сфере (учреждение Государственного банка, акцизная система сборов, централизация бюджетной политики). Оценка буржуазных реформ и роли Александра II представителями различных концептуальных подходов. - преобразования Александра III («Временные правила» о печати, реформы в сфере образования и народного просвещения, реорганизация земского и городского самоуправления).
Задания
I. Заполните таблицу: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 253. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |