Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Последствия Смутного времени




С точки зрения различных измерений

Исторического процесса

 

Цели и задачи изучения темы

Целью изучения темы является выявление последствий одного из самых сложных и катастрофических периодов в истории России – Смутного времени начала XVII в. 

 

Методические рекомендации

 

Последствия Смуты были трагичны. Страна оказалась на грани потери государственности и независимости. Рассматривая этот аспект проблемы, проанализируйте, как после Смуты менялось российское общество. Студентам необходимо определить следующее: как Смута способствовала возвышению и укреплению роли в обществе служилого человека.

Почему историки формационного направления называют XVII столетие «бунташным веком»? В связи с чем советские историки в основу изучения истории России XVII в. положили идею о ведущем значении двух факторов – развитии экономики и классовой борьбы?

Либеральные историки проанализировали социальные и политические предпосылки Смуты. В чем, по их мнению, истоки веры в доброго царя? 

Рассматривая точку зрения историков либерального направления о том, что последствия Смуты очень сильно повлияли на зародыши Нового времени, студенты должны:

выявить направление и характер последующих реформ в стране;

ответить на вопрос, как Смута подготовила переходный период для петровских реформ.

Историки цивилизационного направления считают, что Смута выявила ограниченные возможности развития страны на основе восточной парадигмы. Приведите факты, которые подтверждают этот вывод.

Страна в ходе Смуты оказалась на грани потери государственности и независимости. Каким образом вышла она из этой ситуации?

В результате Смуты европейская территория страны сократилась. Общественный порядок, которым были недовольны все классы общества, не изменился. Студентам следует подумать над вопросами: 1) почему большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства; 2) каким образом гражданская война Смутного времени способствовала восстановлению монархической государственности.

Анализируя итоги Смуты, не надо забывать, что они коснулись и самого человека, его понятий и чувств. Студенты должны проанализировать эту проблему и выявить, как в обществе, у людей появляется четкое осознание государства как общей земли, а не только царской вотчины, каким образом в этих условиях начинает заявлять о себе конкретная личность.

 

Задания

 

I. Заполните таблицу.

 

Итоги Смуты

Экономические Внутриполитические Внешнеполитические
     

  

 

2. Семибоярщина – это:

а) верховный орган власти в аристократической республике, обладающий всей полнотой власти вместо царя;

б) постоянный совет, созданный при государе во время Смуты с целью ограничения его власти;

в) правительство, созданное до выборов нового царя;

г) семь бояр, составивших заговор против царя Василия Шуйского.

 

3. Какое из событий Смутного времени происходило позже других?

а) Семибоярщина;

б) освобождение Москвы от интервентов;

в) царствование Василия Шуйского;

г) вступление в Москву Лжедмитрия I.

 

4. Расположите в хронологическом порядке события Смутного времени.

а) создание «тушинского лагеря»;

б) царствование Бориса Годунова;

в) восстание под предводительством Ивана Болотникова;

г) избрание на престол Василия Шуйского.

 

5. Соотнесите события Смутного времени с историческими деятелями:

а) Годунов Б.Ф.; б) Лжедмитрий I; в) Шуйский В.; г) Лжедмитрий II 1) подписание «крестоцеловальной» грамоты; 2) начало Смуты; 3) появление «тушинского вора» в армии; 4) вступление первого самозванца на российский престол

6. Укажите годы правления Василия Шуйского.

а) 1598–1608;

б) 1606–1610;

в) 1610–1613;

г) 1605–1606.

 

Основные понятия

 

Абсолютная монархия, всероссийский рынок, интервенция, мануфактура, семибоярщина, смута, тягло, гражданская война

 

 

Контрольные вопросы

 

1.  Проанализируйте причины наступления Смутного времени.

2.  Какие социальные слои входили в армию Ивана Болотникова?

3.  Каковы причины недовольства политикой Лжедмитрия I со стороны тех, кто первоначально его поддерживал (поляков, крестьянства, дворянства, боярства)?

4.  Перечислите четырех претендентов на российский престол на Соборе 1613 г.

5.  Почему кандидатура Михаила Романова оказалась наиболее приемлемой для различных слоев русского общества, присутствовавших на Земском соборе 1613 г.?

 

 

Литература

 

    Анисимов, Е.В. Правящая элита Русского государства IX – начала XVII вв. [Текст] / Е.В. Анасимов. – СПб., 2006.

    Кондратьева, Т.С. Кормить и править. О власти в России XVI – XX вв.: историческая литература [Текст] / Т.С. Кондратьева. – М., 2009.

Костомаров, Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия – 1604 [Текст] / Н.И. Костомаров. – М., 2009.

 Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001. Ч.1. Гл. 4.

 Кульпин Э.С. Две смуты: опыт сравнения // Общественные науки и современность. 2003. № 5. С. 96–106.

 Морозова Л.Е. Смута начала XVII в. глазами современников. М., 2000. С. 4–13.

 Писарькова, Л.Ф. Государственное правление России с конца XVII – до конца XVIII вв. Эволюция бюрократической системы: историческая литература [Текст] / Л.Ф. Писарькова. –М., 2007.

 Платонов С.Ф. Борис Годунов. М., 1999. С. 84–154.

     Платонов, О. Экономика русской цивилизации [Текст] / О. Платонова. – М., 2008.

     Скрынников, Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев [Текст] / Р.Г. Скрынников. – Новосибирск, 2009.

 Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2002.

 Скрынников Р.Г. Русь IХ–ХVII вв. СПб., 1999. С. 284–285, 289–291, 296–299.

 Станиславский А.Л. Гражданская война в России в XVII в. М., 1990. С.80–93.

 Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 51–60, 200–202, 414–415, 417–418.

 

Тема 6. Общественно-политическая мысль в России в XVIII в.

Цели и задачи изучения темы

При изучении темы необходимо показать связь активизации общественно-политической мысли с социально-экономическими, политическими и культурным развитием страны; проанализировать содержание основных ее течений, выявить существенные различия между консервативным, либеральным, радикальным направлениями; показать влияние идей Просвещения на развитие общественно-политической мысли.

 

 

Методические рекомендации

 

Начиная работу, отметьте, что ведущим направлением общественной мысли конца XVII в. – начала XVIII в. стало течение, опирающееся на абсолютистскую доктрину. Покажите, в чьих трудах получила наиболее полное изложение теория русского абсолютизма, особое внимание обратите на труды Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей» (1722), «Духовный регламент» (1721), а также И.Т. Посошкова «Книга о скудности и богатстве» (1724).

Изучая период «дворцовых переворотов», отметьте, что политический кризис этой эпохи сопровождался соперничеством различных группировок элиты и появлением программ, в которых выражались их интересы и настроения. Обратите внимание на «Кондиции», в подготовке которых активное участие принимал Д.М. Голицын (1665–1737). Важное место в культуре и общественно-политической мысли России того времени занимали В.Н. Татищев и А.Д. Кантемир. В чем сущность их взглядов? Кто был прообразом просвещенного монарха для В.Н.Татищева?

При изучении общественно-политической мысли II половины XVIII в. важно отметить, что многообразие идей, отражавших всю динамику и сложность политических и социально-экономических процессов второй половины XVIII в. ускорило формирование и дифференциацию различных идейных течений. Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в. была представлена консервативным, либеральным и радикальным направлениями. Проанализируйте взгляды представителей каждого из них, покажите их сходство (если таковое присутствует) и различие. Подчеркните роль идей Просвещения в активизации общественной мысли второй половины XVIII в. Сделайте выводы по данной проблеме.

 

Задания

1. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:

 

1.Панин Н.И. 2. Щербатов М.М. 3. Радищев А.Н. 4. Прокопович Ф. а) «Размышление о дворянстве»; б) «Записки путешествия в Сибирь»; в) «Правда воли монаршей»; г) «Рассуждение о непременных законах».

 

 

2.  Необходимость сохранения и укрепления крепостного права в России защищал:

а) Голицын Д.А.;

б) Радищев А.Н.;

в) Воронцов А.Р.;

г) Щербатов М.М.

 

3.  Назовите главные причины активизации общественной мысли в XVIII в.:

а) оформление абсолютизма;

б) влияние идей французских просветителей;

в) политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II;

г) народные волнения.

 

4.  Укажите позиции, характерные для русского либерализма второй половины XVIII в.

а) сохранение самодержавия, крепостного права, установление гармонии в отношениях между крестьянами и помещиками, повышение роли дворянства в обществе;

б) отказ от самодержавия, крепостного права, социальное равенство, средства достижения – народная революция;

в) ограничение самодержавной власти, отмена крепостного права, высшая ценность общества – человек, широкое просвещение народа.

 

5.  Сторонником конституционной монархии явился:

а) Голицын Д.А.;

б) Панин Н.И.;

в) Десницкий С.Е.;

г) Щербатов М.М.

 

6. Основываясь на взглядах нижеперечисленных представителей общественно-политической мысли второй половины XVIII в., заполните таблицу:

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...