Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос (13) отличие конституций




В советской истории государственно-правовой статус Татарстана как и других автономных республик закреплялся Конституциями РСФСР 1937 и 1978 годов, а также Конституциями Татарской АССР 1937 и 1978 годов. Согласно ст. 13 Конституции Татарской АССР 1937 года, Татарская АССР осуществляла государственную власть вне пределов ст. 14 Конституции СССР и ст. 19 Конституции РСФСР на автономных началах. Справедливости ради, следует признать, что и при подготовке Конституции СССР 1936 г. и в ходе всенародного обсуждения Конституции СССР 1977 года Татария ставила вопрос о повышении своего государственно-правового статуса до уровня союзной республики.

 

Вопрос о том, являются ли бывшие автономные республики суверенными или нет, был обойден вниманием и Конституцией РСФСР 1978 г., и перестроечным законодательством Союза ССР. В соответствии с Законом СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» союзные республики определялись как «суверенные советские социалистические государства...», а автономные республики – как «советские социалистические государства, являющиеся субъектами федерации – Союза ССР». Законодатель, признавая автономные республики государствами, тем не менее, не рискнул признать их суверенный статус, тем самым открыв дискуссию о возможности существования несуверенных государств. Стремление повысить свой государственный статус привело к провозглашению 30 августа 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики». Татарская АССР объявила о своем суверенитете и об изъятии из названия определения «автономная».

Вопрос(14)

«Договор РТ и РФ...» от 15 февраля 1994 года и экономическое развитие Татарстана

Со дня подписания Догово­ра между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ», заключенном 15 февраля 1994 года прошло достаточно времени, чтобы подвести некоторые итоги. Проведенный на­ми анализ основывался на следующих принципах. Во-первых, на сравнимости, в связи с чем были рассмотрены близкие к РТ по основным социально-экономическим характери­стикам и потенциалу регионы - Республика Башкорстан, Самарская область, Нижегородская область и Российская Федерация в целом. Во-вторых, анализ является комплексным, так как представлены все сферы жизнедеятельности. Попытки вырвать из контекста отдельные циф­ры обычно приводят к формированию предвзятой картины. По возможности использовались относительные показатели, поскольку при этом получается более объективная картина. Учи­тывались также региональные особенности, в частности отраслевая структура. И, наконец, принимались во внимание возможности статистики. Анализ проводился по экономическому и социальному блоку показателей, а также исследовалась устойчивость экономики респуб­лики в условиях кризиса.

В ФЕВРАЛЕ 1994 г. был заключен, а потом пролонгирован Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между государственными органами власти Российской Федерации и государственными органами власти Республики Татарстан.

Принцип римского права, предусматривающий, что договоры должны соблюдаться, известен с давних пор. Договорное разграничение предметов ведения и полномочий, сложившееся в последние годы в Российской Федерации, остается, пожалуй, наиболее сложной и противоречивой областью в системе федеративных отношений России начала ХХI века. В условиях незавершенности и противоречивости реформ, отсутствия правовых и административных механизмов взаимосвязи между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Федерации, а также в силу ряда субъективных факторов исчезает сама суть гарантированного Конституцией РФ федеративного устройства, основанного на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти. В сложившихся условиях практически не реализуется положение ч.3 ст. 11 федеральной Конституции о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти различных уровней осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Договорное право республик - субъектов Российской Федерации систематически подвергается жесткой критике со стороны отдельных представителей федерального Центра и некоторых политических партий. Вместо эффективной и предметной работы по исполнению 50 договоров, подписанных после 15 февраля 1994-го, федеральный Центр зачастую вынуждает руководителей субъектов Федерации вести откровенный "торг" за свои социально-экономические интересы. Хотелось бы верить, что гибкость существующей конституционной модели федеративных отношений позволит придать этому саморегулирующемуся механизму цивилизованный правовой характер.

Позиция Татарстана по вопросам федеративного устройства России встречает все большее понимание и поддержку у международного сообщества. Реформируя отношения с Российской Федерацией на основе Договора, республика вносит заметный вклад в становление демократической правовой федерации.

За последние десять лет республика превратилась из автономии в составе Советского Союза в суверенное государство, имеющее полноценно работающую Конституцию, собственное законодательство в важнейших отраслях права и, что самое главное, - Татарстан закрепил свой статус межгосударственным Договором с Россией. Договор интенсифицировал процесс создания собственной правовой базы. Принятые законодательные акты стали основой создания социально ориентированной рыночной экономики. Приняты Земельный кодекс, а также ряд важных для жизнедеятельности республики и для социальной защиты населения законов. Проблема совершенствования инвестиционной политики стала одним из приоритетных направлений деятельности парламента. Приняты законы "Об иностранных инвестициях", "Об инвестиционной деятельности", "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием зарубежного инвестора". Сегодня Республика Татарстан входит в десятку регионов Российской Федерации, где сосредоточено 80% зарубежных инвестиций. Активными инвесторами в экономику республики являются Германия, Голландия, Франция. По нашему мнению, субъекты Федерации могут и должны стать своего рода точками роста в процессе восстановления инвестиционного потенциала всей России.

Государственный совет Республики Татарстан исходит из предпосылки, что взаимодействие между Центром и субъектами выгодно всем сторонам - Центр должен взять на себя решение только тех проблем из ряда предметов совместного ведения, которые не в состоянии решить сами регионы. Договор с Российской Федерацией позволяет более активно развивать внешнеэкономические связи и сотрудничать с рядом международных организаций и структур. Сегодня Татарстаном подписано более 50 международных договоров и межправительственных соглашений о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве, в том числе с членами Евросоюза: Германией, Францией, Нидерландами, с регионами Евросоюза, а также с правительством земли Нижняя Саксония, автономным округом Мадрида. В настоящее время за рубежом действуют 16 полномочных и торговых представительств республики. Татарстан активно сотрудничает с ЮНЕСКО, ЮНИДО, Конгрессом местных и региональных органов власти Европы, Советом Европы, является членом Ассамблеи регионов Европ










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...