Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мусульманская фракция Государственной думы России




Ограничительные рамки избирательных законов 1905 – 1907 гг., а также непосредственное участие центральной и региональной администраций в процессе регулирования избирательных кампаний привели к тому, что за весь период существования дореволюционной Думы в российский парламент было избрано 79 депутатов-мусульман – 25 депутатов в Думу 1-го созыва, 37 мусульман во вторую, 10 – в третью и 7 – в четвертую Думу. Поскольку отдельные депутаты избирались дважды и более, то интересы мусульманского населения страны представляли всего 67 персон, объединившихся в самостоятельную мусульманскую фракцию. Архивные материалы и публицистика того времени свидетельствуют, что как сами мусульмане, так и не мусульмане рассматривали мусульманскую фракцию в качестве «национальной группы», хотя она и возникла на почве общей религиозной идентичности. Характер и специфика российского парламентаризма не только сказались на облике реформируемой политической структуры страны, но и оказали влияние на деятельность в Думе отдельных фракций и депутатских групп. Чем меньше было шансов у думских проектов обрести силу закона, чем менее «властной» становилась Дума как одна из ветвей власти, тем большее значение придавалось ее представительской функции. Депутаты, особенно оппозиционные, чаще и охотнее апеллировали к своим представительским обязанностям и пытались выступать в качестве «гласа народа». Малочисленность мусульманского депутатского корпуса, незначительность его влияния на думское большинство (следовательно и на общедумскую стратегию) и традиционные бюрократические структуры, отсутствие долгосрочных и главное результативных политических союзов, постепенная потеря надежд и иллюзий на возможность осуществления «мусульманских законов» и проектов — все эти факторы способствовали тому, что мусульманские депутаты воспринимали себя в первую очередь как единственные представители мусульманского населения в общеимперском органе, репрезентировали себя в качестве защитников интересов мусульманской уммы. Именно этими обстоятельствами определялась позиция депутатов-мусульман, их деятельность (как думская, так и внедумская), приоритетность в ней тех или иных проблем и вопросов, а также взаимодействие депутатов с обществом. Участвовавшие в политической модернизации страны, российские мусульмане сами переживали процесс внутренней модернизации, находились на стадии становления нового общества, общества современного типа. Изменения в социальной структуре общества, социально-экономической и политической сферах затрагивали непосредственно и духовную сферу, свидетельством чего являются оживленные дискуссии о принципах и формах самоидентификации (религиозного, этнического, языкового), периодически выливавшиеся в публичные общественные дебаты. В мусульманской (преимущественно татарской и азербайджанской) прессе того времени дискуссии по вопросу о языке, самоназвании, о терминах «нация» и «национализм», общетюркском и собственном литературном языке стали важнейшей составляющей процесса самоидентификации. Отголоски этих дискуссий сказывались на позициях, риторике и выступлениях мусульманских депутатов, избранных от различных регионов, представлявших в Думе различные этнические образования, разные сословные и профессиональные группы мусульманского населения. Но все же в целом политический опыт мусульманских депутатов базировался, преимущественно на религиозной, этнической и региональной идентичности. Доминирующей была именно религиозная идентичность, которая и привела к созданию отдельной мусульманской фракции, объединившей большую часть мусульманских депутатов всех четырех дореволюционных Дум. Среди многочисленных проблем, обсуждавшихся в стенах российского парламента, для мусульман наиболее важными, пожалуй, были религиозные проблемы, вопросы народного образования, переселенческая политика, экономическое и правовое положение национальных окраин, наконец, вопрос о праздничных днях. Именно при рассмотрении этих вопросов в комиссиях и, особенно, во время общедумских дискуссий наблюдалась наибольшая активность членов мусульманской фракции. По принципиальным вопросам депутаты мусульмане занимали обычно консолидированную позицию. В то же время внутри мусульманской парламентской группы были внутренние расхождения и противоречия, обусловленные наличием особых региональных, национальных или сословных интересов. Поэтому усилия депутатов по созданию единого мусульманского политического сообщества не всегда учитывали наличие этих межэтнических и межрегиональных противоречий, сословных или же классовых проблем. Именно последние стали основой для раскола мусульманского депутатского корпуса, происшедшего в Думе 2-го созыва, и образования двух групп — мусульманской фракции и мусульманской трудовой группы. Главный водораздел между этими двумя мусульманскими группами проходил не столько в сфере религиозных и культурных вопросов, сколько в социальной области, базировался на радикализме части мусульманских депутатов в аграрном вопросе. Радикализм же части мусульманских депутатов в этом вопросе отражал ее остроту для широких слоев населения. Вследствие дискриминационного характера избирательного закона 1907 года представительство в Думе от отдельных мусульманских регионов, если соотносить его с данными переписи 1897 г., было несоразмерным: Волго-Уральский регион в четырех Думах был представлен 40, Туркестан и Степной край — 16, Кавказ и Крым — 23 депутатами. На рубеже XIX – XX столетий в состав Российской империи входили обширные территории с мусульманскими подданными: Волго-Уральский регион (с татарами и башкирами), Средняя Азия и Казахстан (населенные казахами, узбеками, туркменскими и таджикскими племенами), Крым и Кавказ (крымские татары, многочисленные горские народы Северного Кавказа и азербайджанцы). Согласно всероссийской переписи 1897 года, в Российской империи проживало 13,9 миллионов мусульман (не считая жителей Бухары и Хивы), что составляло 11,06 % от общей численности подданных империи. Из них 3,5 миллиона проживало в Европейской части России, около 7 миллионов в Средней Азии, 3,2 миллиона на Кавказе и 122 тысячи в Сибири. В процентном соотношении к общему населению регионов в Европейской части России мусульманское население составляло 3,8 %, в Средней Азии 90,29 %, на Кавказе 34,54 % и в Сибири 2,2 %. Диспропорции вызывали очевидное несогласие и протест российской общественности. Требование восстановить представительство в Думе среднеазиатских мусульман являлось одним из наиболее часто встречающихся пунктов общей мусульманской политической платформы. В условиях, когда мусульмане отдельных регионов были лишены возможности посылать в Думу своих избранников, миссию по защите их интересов, по озвучиванию их пожеланий и требований брали на себя мусульмане иных регионов и областей империи, прежде всего, Волго-Уральского региона и Кавказа. Этим можно объяснить стремление мусульманских депутатов действовать в общеимперском парламенте консолидированно. В ряде вопросов (вопросы религиозной свободы, национального образования, введения национальных языков в судопроизводство и местные органы самоуправления) члены мусульманской фракции действовали в союзе с представителями других национальных групп, прежде всего с членами Польского кола. Наиболее важным для мусульманских депутатов был комплекс вопросов, связанных с конфессиональной сферой и народным образованием. Правительственные органы, ответственные за осуществление реформ, настаивали на децентрализации религиозных центров, на раздроблении существующих духовных учреждений на более мелкие и, соответственно, менее влиятельные и жизнестойкие. В этом вопросе планы столичной бюрократии и мусульманские проекты находились в непримиримой конфронтации, что делало практически невозможным соглашение по этому вопросу в условиях существующей политической системы. К проблеме реформы религиозных институтов примыкали и вопросы, связанные с расширением в государстве границ веротерпимости и постепенный переход к провозглашенной «свободе совести». Позиция мусульманских депутатов определялась не только их принадлежностью к блоку оппозиционных фракций, которые неизменно выступали за отмену каких-либо ограничений и ущемлений на религиозной основе, но и тем, что для татарского населения вопрос о переходе из одного исповедания в другое имел практическое значение. Он был необычайно актуален именно в думский период в связи с наличием большой группы крещеных татар, желавших вернуться к вере предков. С религиозными вопросами был связан и вопрос о народном образовании. В отношении правительственной политики в области инородческого образования позиции мусульманских депутатов были близки к требованиям нерусских депутатов в целом. Подобно другим депутатам, представлявшим нерусское население окраин империи, мусульмане выступали категорически против превращения государственной начальной школы в орудие обрусения инородцев, настаивали на изгнании из школы политики и приближении школьной системы к нуждам и интересам инородческого населения. Последнее могло быть достигнуто только при условии допущения в государственную школу народных языков, национальных преподавательских кадров и учета при составлении программы обучения национальных, культурных, языковых особенностей обучаемых детей. Изучение материалов мусульманской периодической печати показывает, что в дореволюционный период для мусульман весьма актуальным был вопрос о будущем конфессиональных школ. В силу того, что проекты реформы духовных учреждений, в ведении которых de jure и de facto находились конфессиональные школы, так и не были внесены в Думу, вопрос о мусульманской конфессиональной школе не получил в парламенте ожидаемого резонанса. Не занимал он должного места в деятельности членов мусульманской фракции в той степени, насколько он был важен для мусульманской общественности в целом. Несмотря на незначительные итоги законотворческой деятельности, как депутатов-мусульман, так и Думы в целом, участие мусульманских представителей в работе Российского парламента имело большое значение для формирования политического движения мусульманских народов и татар, в частности. Государственная дума была в имперской России единственной всероссийской трибуной политического характера, с которой представители мусульманской уммы могли публично и легально защищать свои корпоративные интересы, учились выражать свои требования и находить нужных политических союзников, привыкали к неизбежному компромиссу и балансу интересов.

1 вопрос (8)

После свержения царизма возросла политическая активность всех слоев населения России. В Казанской губернии, в столице и в уездах, в водоворот революции включались десятки и сотни тысяч людей. Широким фронтом развернулась работа по созданию новых органов власти. 2 марта 1917 года был создан Казанский Совет рабочих депутатов. А вскоре были созданы и в других городах губернии.

В то же время шел процесс консолидации органов власти буржуазии и помещиков. Недолго пустовало место свергнутого казанского губернатора. Его занял комиссар Временного правительства по Казанской губернии помещик С.С Толстой-Милославский. 5 марта 1917 г. был сформирован губернский комитет общественной безопасности, который как и Казанская городская дума находилась под сильным влиянием местных кадетов. Таким образом В Казани, как и во всей России, установилось двоевластие.

Имея свой аппарат власти в виде губернского и уездных комиссаров Временного правительства, пользуясь поддержкой меньшевиков и эсеров, а также опираясь на комитеты общественной безопасности, казанская буржуазия стремилась использовать завоевания революции в своих целях. Она всячески боролась против выступлений трудящихся края, пыталась остановить развитие революции мелкими реформами, оставляя в полной сохранности прежние отношения собственности, старый порядок управления.

В новой обстановке, сложившейся после краха самодержавия, партия большевиков вышла из подполья и развернула отрытую политическую борьбу за дальнейшее развитие и углубление революции. Но к началу 1917 г. в Казани еще не было единой большевистской партийной организации. Работу на заводах и фабриках, среди солдат и студентов Казанского университета вели разрозненные группы большевиков.

Для восстановления и организации партийной работы Центральный Комитет РСДРП (б) направил в Казань одного из ветеранов партии- Виктора Александровича Тихомирнова. 26 марта 1917 г. в помещении Казанского университета состоялось организационное собрание большевиков Казани, на котором присутствовало 70 человек. На собрании был избран партийный комитет из 16 человек во главе с В.А. Тихомирновым .

Казанский комитет сделал многое для мобилизации трудящихся края на борьбу за свержение власти капиталистов и помещиков. Коммунисты вели борьбу в гуще народных масс: среди рабочих, солдат, крестьян, ремесленников, а также женщин и молодежи. Комитет издавал свой боевой печатный орган- газету « Рабочий», сыгравшую важную роль в подготовке Октябрьской революции в Татарии.

В.А. Тихомирнов и другие руководители Казанского комитета РСДРП (б) смогли организовать целенаправленную и энергичную работу по пропаганде документов VII Всероссийской партийной конференции. Перерастание буржуазно- демократической революции в социалистическую в тех условиях в России могло произойти мирным путем. Партия вела борьбу за завоевание большинства в Советах под лозунгом « Вся власть Советам!» Установка на мирное развитие революции означала упорную борьбу за народные массы путем разоблачение реакционной внутренней и внешней политики Временного правительства, контрреволюционного характера программы кадетов, соглашательской линии меньшевиков и эсеров.

Пролетариат России, выражавшим вековые чаяния всех трудящихся, выступал подлинным авангардом народных масс, гегемоном революции. Его союзником в борьбе за победу социалистической революции была крестьянская беднота.

В апреле 1917 г. были созданы районные партийные организации Казани.

Казанская партийная организация по своему составу была интернациональной.

К 1917 г. в Татарии большую социальную силу представлял рабочий класс. Здесь было 196 цензовых предприятий.

Сразу же после Февральской революции рабочие заводов и фабрик приступили к созданию своих организаций: профсоюзов, фабзавкомов. Большую активность проявлял заводской комитет Казанского порохового завода, во главе которого стояли большевики А. Гонченко и А . Гришанин.

С начала апреля 1917 г. на заводах и фабриках Казани рабочие явочным порядком устанавливали 8- часовой рабочий день, вели повседневную борьбу против фабрикантов и заводчиков, делали первые шаги в области налаживания рабочего контроля. Во все времена армия выступала верной защитницей интересов эксплуататорских классов. Привлечение ее на сторону революции означало бы крушение важнейшей опоры господства помещиков и капиталистов.

Казанские большевики обращали пристальное внимание на политическую работу среди солдат гарнизона. Они имелись во многих полках и подразделениях. По заданиям Казанского комитета большевики разъясняли своим товарищам политическую обстановку в стране, стратегию и тактику партии Ленина. В течение первых же недель после Февральской революции влияние большевиков в Казанском гарнизоне значительно усилилось. Солдаты гарнизона, постепенно освобождаясь из-под влияния меньшевиков, эсеров и буржуазных националистов, стали поддерживать революционные лозунги РСДРП(б). Весьма значительным стал удельный вес национально-освободительного движения России в многонациональном Среднем Поволжье, в том числе и Казанской губернии.

Национальное движение татар характеризовалось наличием в нем двух противоположных направлений: революционно-демократического и буржуазно- националистического. Руководствуясь ленинским учением и решениями партии па национальному вопросу, казанские большевики обращали самое серьезное внимание на агитацию среди татар.

Широко пропагандируя лозунги своей интернациональной политики, опираясь на Мусульманский социалистический комитет и другие национально-демократические организации, большевики Казани сумели оторвать трудящихся татар от контрреволюционных организаций националистической буржуазии.

Под влиянием большевистской агитации крестьянская беднота стала действенной составной частью пролетарской революции. В начале июля 1917 г. произошел крутой перелом в развитии революции. В Петрограде была потоплена в крови демонстрация рабочих, солдат, власть перешла в руки контрреволюции.

Июльские дни стали началом разнузданного разгула контрреволюции.

В этот период еще более тесной и крепкой стала связь большевиков Казани с Центральным Комитетом партии. Важное значение имело включение Казанской организации в состав Московской областной организации. Казанские большевики,

Несмотря на все трудности, с каждым днем расширяя фронт революционной борьбы, успешно выдержали тяжелый экзамен этих трудных дней, вели борьбу за сплочение трудящихся масс города и деревни. Большевики города постоянно ощущали активную поддержку всех сознательных рабочих заводов и фабрик города.

Летом и осенью 1917 г. рабочие Казани и ряда других городов Татарии провели многочисленные забастовки, выдвигая конкретные требования к хозяевам предприятий, с каждым днем совершенствуя и повышая свою организованность и сплоченность. Так, 2 августа забастовали рабочие обмундировальных мастерских.

Постепенно происходил процесс консолидации рабочей молодежи. Революционное брожение, которое шло в частях Казанского гарнизона, стало после июльских дней перерастать в осознанное революционное движение солдат. Они открыто выступали против внутренней и внешней политики Временного правительства, с чувством глубокой ненависти относились к продолжающейся империалистической войне.

После июльских дней, когда двоевластию пришел конец, усилилась контрреволюционная деятельность татарских буржуазных националистов.

Национальная буржуазия шаг за шагом в ходе революции разоблачала себя в глазах рабочих и крестьян, более заметными становились расхождения между народными массами и буржуазно-националистическими организациями.

Казанский Совет после продолжительной борьбы между различными политическими партиями 7 сентября 1917 г. вслед за Петроградским Советом принял большевистскую резолюцию « О власти». За резолюцию большевиков было подано 295 голосов, эсеров-267 голосов, а за проект меньшевиков- лишь 77 голосов.

За переход всей полноты власти к Светам выступали татарские революционно- демократические организации. В Казани революционное движение рабочих отличалось организованностью.

В Казани как и в большинстве других городов России, начался двуединый процесс- ломка губернских звеньев государственной машины Временного правительства и создание новых органов власти - Советов рабочих крестьянских и солдатских депутатов. Казанские большевики, имеющие прочные связи с центральным Комитетом РСДРП(б) а теперь уже и с Советским правительством , всемирно стремились к вовлечению в политическую жизнь широких слоев рабочих, крестьян и солдат. День за днем расширялся размах политической агитации среди народных масс.

В первые же дни после победы вооруженного восстания в Казани были ликвидированы полицейские органы Временного правительства, сняты с командных должностей представители реакционного офицерства. В Казани и губернии успешно претворялся в жизнь декрет Советского правительства о суде от 22 ноября.

20 января 1918 г. исполнительное бюро Казанского Совета постановило распустить городскую думу.

III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов 12 января 1918 г. утвердил выработанную В.И. Лениным « Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В соответствии с этим историческим документом Россия объявлялась Республикой Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов.

17 января 1918 г. В.И. Ленин подписал « Декрет об учреждении Комиссариата по делам мусульман». Руководители и работники этого комиссариата постоянно находили заботливую поддержку со стороны основателя Советского государства.

В ряде губерний были созданы местные отделы Комиссариата по делам мусульман. В феврале 1918 г. Мусульманский комиссариат был сформирован в составе Казанского Совета. В период упрочнения Советской власти возникли первые проекты национально- государственного строительства народов Поволжья и Приуралья. Во главе движения татарского народа за свою автономию пыталась встать национальная буржуазия. В области промышленности перед молодой Советской республикой встали сложнейшие задачи. Для их решения одним из эффективных мероприятий стала организация рабочего контроля на предприятиях. Вскоре после принятия Положения ВЦИК и СНК о рабочем контроле был создан Казанский губернский Совет рабочего контроля.

Вопрос (9)

Политика большевиков и реализация права наций на самоопределение в среднем Поволжье
Для того, чтобы понять политическую взгляды и реальные стремления татарского революционера Мулланура Вахитова, необходимо всрыть национальную политику большевиков.
Россия - одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.
Татары - крупнейший после русских народ в России. Этноним "татары" впервые появился в VI - IX вв. среди монгольских племен, обитавших к юго-востоку от Байкала. В XIII - XIV вв. после татаро-монгольских нашествий это название было распространено на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XV - XVI вв., в период существования татарских феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского и др.), происходило формирование отдельных групп татар - Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары), Сибири и др. В XVI - XIX вв. татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраинах России (азербайджанцы, некоторые народы Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири). Казанские татары - наиболее многочисленные и развитые в социально-экономическом отношении к концу XIX в. сложились в буржуазную нацию.
В ходе гражданской войны сложились 2 формы национальной государственности: 1-я, федерация основанная на автономии, и 2-я, федерация основанная на конфедерации. Другая форма федерации начала складываться на основе сплочения других наций. Объединение начало происходить сперва на военной основе. В зародыше это была форма конфедерации. Но на практике же, эта конфедерация была под диктатом СССР. Сохранялась единая Коммунистическая партия, оставалась четкая централизация, через коммунистическую партию происходило полное подчинение.
Решающим политическим условия объединения было единство их политического строя - в результате революции во всех республиках была установлена диктатура пролетариата. Переход к нэпу усилил объективную потребность к объединению республик. Сталин в это время был Наркомом по делам национальностей, и он был сторонником объединения на основе автономий, т.к. при этом была возможность полного контролирования всей территории. На 10-ом съезде партии Сталин выступил с докладом. Он говорил о потребности преодолеть социально - культурное и экономическое неравенство народов. Он считал, что шовинизм и местный национализм представляет собой одинаковую опасность для коммунистического интернационализма. Доклад сильно критиковался. На этом же 10 - м съезде, Сталин предложил покончить с национальным вопросом навсегда и предложил административный передел России.
Изменение границ происходило не очень гладко. При рассмотрении вопросов экономического районирования страны, национальные вопросы в расчет не брались. Часть партийных деятелей, в том числе и И.В. Сталин, изначально считали создание независимых национальных республик решением чисто временных, политических задач.
В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья.
Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации.
В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал
"...приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем безусловно должны подчиняться центру...".
Большевики редко считались с национальным вопросом и мнением людей, не согласных с генеральным курсом партии. В результате на не очень добровольной основе СССР стал состоять из 6-ти республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.
Созданию Татарской республики предшествовала подготовительная работа, которая проходила под руководством В.И. Ленина. "Мы должны создать автономную Татарскую республику", - говорил вождь (Полн. собр. соч., т. 40, с. 98).
Вопрос об организации Татарской АССР неоднократно рассматривался на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) и Совнаркома РСФСР при участии В.И. Ленина. 27 мая 1920 года ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли декрет об Автономной Татарской Советской Социалистической Республике, подписанный В.И. Лениным, М.И. Калининым и А.С. Енукидзе. В состав республики были включены семь из двенадцати уездов бывшей Казанской губернии и населенные пункты с татарским населением, входившие в соседние губернии. Данное постановление полностью противоречило интересам татарского народа, татарской культуры, т.к. большая часть татарского населения оказалось за пределами автономии. Это, в конечном итоге, нанесло непоправимый вред единению татарской нации и помогало большевикам русифицировать татарскую культуру.
Понятно, что национальная политика большевиков на этом не завершилась, она продолжилась в бесконечных репрессиях, основными из которых были султангалеевщина.
Республика Татарстан после султангалиевщины и резкого сопротивления русификации татарской культуры была признана партией наиболее опасным национальным центром. Национальный колорит репрессий доказывается тем, что среди общего числа репрессированных татар невероятно высок процент татарской интеллигенции. Необходимо учесть и конфессиональный характер некоторых массовых репрессий (например, запрещение читать намаз).
















Вопрос (10)










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...