Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система управления в XVII-XVIIIв.




В XVIIв. воеводская система управления в Среднем Поволжье получила своё окончательное оформление. Наблюдается тенденция к расширению власти в области помесного права. В 1651г. воеводы получили право составлять «допросные речи», т.е. допрашивать помещиков, меняющихся поместьями. С течением времени (на протяжении XVIIв.) наказы воеводам становятся всё более детализированными и всеобъемлющими. Они делаются обязательным элементом организации власти местного управления. Но это не ограничивает власть воевод, а скорее делает её всё менее управляемой, что ясно проявилось во время крестьянской войны. Во второй половине XVIIв., особенно в 80-е г. плохо координируемые действия воевод между собой, большое число воеводских органов, их практическая неуправляемость в сочетании с усложнившимися социально-экономическими задачами привели к кризису воеводского управления, выйти из которого можно было лишь путём кардинальных правительственных преобразований. Податная система XVIIв. строилась на совокупности двух видов налогового обложения: окладных и неокладных. К первому виду налогов относились все прямые налоги, т.е. взимаемые ежегодно в определённом размере с каждой податной единицы. Другой часть это косвенные налоги и представляла собой неокладные сборы, и в основном пошлины за частные операции и судебную деятельность. Одним из важных объектов управления было Дворцовое хозяйство. Все дворцовые сёла области подчинялись в основном, местным городовым воеводам, а следовательно приказу Казанского Дворца, который иногда производил и назначение приказчиков. Больших изменений структура органов местной администрации XVIIв. не перетерпела, но получила более чёткую организацию и детализацию. Центральным органом власти для понизовых городов, как и ранее был Приказ Казанского дворца. В XVIIв., по сравнению с XVIв., более глубокое понимание в системе местного управления получило соотношение понятий «город» и «пригород». К крупным городам Поволжья к концу века было приписано довольно большое количество пригородов. В январе 1699г. Пётр I провёл реформу городского управления. Это была первая общероссийская реформа правительства Петра. Этот период характеризуется созданием Ратуши и бурмистрских изб в городах, впервые появляется термин «губернатор». По именному указу от18 декабря 1708г. в России было образовано 8 губерний; Московская, Киевская, Смоленская…, Казанская, … Каждая губерния получила определённое количество специально оговорённых в указе городов (уездов). Рассматривая Казанскую губернию, нельзя не отметить, что в неё вошла полностью территория, подведомственная в XVIIв. Приказу Казанского дворца. Всего в состав Казанской губернии первоначально было включено 37 городов и 35 пригородов.

Вопрос

Приказ Казанского дворца.

Царь Иоанн Васильевич оставался полторы недели под стенами покоренной им Казани, посвятив эти немногие дни первоначальным мероприятиям по устройству управления вновь присоединенного к русской державе города и края. Тщетно уговаривали его ближние бояре и воеводы перезимовать в Казани для большего укрепления за собой края; царь Иоанн 11 октября выехал из-под Казани, оставив здесь наместником князя Александра Горбатого-Шуйского с придачею ему в товарищи князя Василия Серебряного. При этих правителях оставлен штат низших должностных лиц, 1500 детей боярских, шесть приказов стрельцов (3 000 чел.) и отряд казаков. Только первый личный состав правителей Казани носил наименование "наместника" и его "товарища"; впоследствии стали назначаться в Казань "воеводы" с "воеводскими товарищами". Так, в 1555 году видим здесь воеводою боярина князя Петра Шуйского, в 1565 году — боярина князя Ивана Куракина, с тремя при нем воеводскими товарищами (князьями Троекуровым, Засекиным и окольн. Лыковым) и т.п. Тотчас по покорении Казани приняты были и меры для учреждения здесь необходимых правительственных установлений. Справа от главного входа в крепость, у самой городовой стены, следовательно, на том месте, где находится ныне военно-тюремный замок, поставлен был Государев Двор, в котором жил большой, т.е. старший, воевода. Где-нибудь тут же поставлена была, конечно, и "приказная палата или изба" — это средоточие всякого воеводского управления в Московском государстве, где воеводы сообща с товарищами своими обсуждали меры по управлению краем, где они давали суд и расправу, где хранились все дела по управлению и суду, где хранилась и государева казна. Из казанской писцовой книги второй половины XVI века мы узнаем, что в Казани уже в 60-х годах этого столетия введены были и так называемые "губные" учреждения, с их губными старостами и целовальниками, т.е. выборными органами для ведения высшего уголовного суда. За Благовещенским собором расположены были дворы казанских дьяков, а на противоположной стороне крепости, за Спасо-Преображенским монастырем, поставлены были тюрьмы. По левую сторону от въезда в крепость, следовательно, как раз против Государева воеводского двора, стояла деревянная рубленая колокольница, на которой висел "ратный", т.е. набатный, колокол, — быть может, тот самый, который и поныне висит в Спасской башне кремля. Одних местных органов управления было, само собою разумеется, недостаточно для ведения обширного, разноплеменного и довольно-таки беспокойного вновь присоединенного края. И вот в системе московских приказов, т.е. высших центральных установлений, существовавших в Москве для ведения отдельных отраслей управления и бывших ранними предшественниками будущих коллегий и министерств, уже в царствование Иоанна Грозного возникает особый Приказ Казанского Дворца, в котором и сосредоточивается центральное управление всеми делами бывшего царства Казанского и ведение понизовых городов, а одно время, до образования самостоятельного Сибирского приказа, и ведение дел бывшего Сибирского царства. Приказ Казанского Дворца назначал воевод в Казань и другие подведомственные ему города, давал им инструкции и поручения, сменял их, проверял их управление и отчетность, ведал всех инородцев, словом — являлся высшим государственным органом для управления делами бывших царств Казанского, Астраханского и одно время Сибирского. Приказом этим всегда управлял кто-либо из выдающихся, родовитых и чиновных сановников Московского государства, с придачею ему нескольких товарищей и целого штата дьяков и подьячих. Приказ Казанского Дворца просуществовал до эпохи реформ Петра Великого, когда уничтожены были все территориальные приказы и создана была по западноевропейскому образцу система коллегий с задачами управления уже общегосударственного характера.

Вопрос










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...