Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных. (уп)




Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответ­ственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они явл-ся единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия явл-ся унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распреде­лено по вкладам.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий явл-ся решение собственника (как правило, его пред­ставителя в лице конкретного органа государственного комитета по управлению государственным имуществом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п.2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, являет­ся специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содер­жать указание на собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, орга­ны управления государственных и муниципальных предприятий,какправило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руко­водитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником, либо уполно­моченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК).

Виды: 1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ве­дения. Оно создается по решению уполномоченного на то государствен­ного органа (комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного уп­равления (федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управ­ления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуще­ствляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осу­ществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной .

Таким образом, правоспо­собность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарак­теризовано, как «предпринимательское учреждение».

Это юридические лица – несобственники, существующие только в рамках государственной и муниципальной собственности. УП не подчиняется принципу кооперативности и имеют узкую, специальную правосубъектность.

Унитарность характеризуется созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления), неделимостью имущества, отсутствием членства, единоличными органами управления.

Учредительным документом УП является устав. Фирменное наименование УП должно содержать указание на собственника его имущества.

УП создаются собственниками. Казенное предприятие (КП) может создаваться только по решению Правительства РФ и находится в федеральной собственности.

УП не отвечают по обязательствам учредителей. По своим обязательствам УП отвечает всем своим имуществом.

Гражданско-правовой статус общественных организаций и автономных некоммерческих организаций.

Некоммерческая организация – не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами.

НО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. К целям относятся: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные направленные на достижение общественных благ цели (общеполезные цели).

Особенность НО – возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица.

НО создаются в формах общественных и религиозных объединений, потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), учреждений, благотворительных и иных фондов, товариществ собственников жилья, обществ взаимного страхования, а также в др. организационно-правовых формах, предусмотренных законом.

Важная особенность – отсутствие в законе исчерпывающего перечня их организационно-правовых форм.

К числу организационно-правовых форм НО, не указанных в ГК, относятся государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, товарищества собственников жилья, садоводческие товарищества и др. организационно-правовые формы, правовое положение которых определяется специальными законами.

Автономные некоммерческие организации (АНО)представляют собой не имеющую членства НО, учрежденную гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, культуры, здравоохранения, спорта и иных услуг.

Цель – предоставление услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Поскольку источником формирования имущества АНО явл-ся добровольные имущ. взносы учредителей, закон наделяет последних правом осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Имущество принадлежит НО на праве собственности.

Основные особенности прекращения деятельности НО – закон ограничивает возможность их реорганизации. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована лишь в общественную или религиозную организацию, хозяйственное общество или товарищество.

В силу некоммерческого характера (за исключением фондов и потребительских кооперативов), не могут быть признаны банкротами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...