Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества.




Термин «цивилизация» появл. в сер. 18 в. Когда утверждаются просветительские идеи (Мирабо). Линейная концепция развития. Цивилизация – культурный рубеж, опред. этап господства разума, следующий за этапами: дикость и варварство (амер. Морган).

Осн. критерии цивилизац. развития:

- технологическое освоение природы

- совершенствование регуляции соц. отношений (письменность, юр. норм, гос-во, возн-е денег, рынка, соц. стратификация).

В нач. 19 в. новый смысл цивилизации, как о мн-ве цивилизаций. В рамках этого: цивилизация – качеств. своеобразие соц-эконом и культурных характеристик того или иного общ-ва или группы стран.

3 технологии, которые изменили 20 в.: телефон, телевизор, реактивная авиация.

3 символа 20 в.: автомобиль,Ю самолет, компьютер.

В западной философии цивилизации:

1) Доиндустриальные (аграрные) символ: мотыга

2) Индустриальные (техногенные) символ: конвеер

3) Постиндустриальные символ: компьютер

Доиндустриальные – на базе аграрно-ремесленного произ-ва, до 17-18 вв., ручные орудия труда. Все усилия в сельском хозяйстве. Жизнь базируется на личных связях, доверии. Нет категории честно нажитого богатства. Здесь полагают, что не богатство дает власть, а наоборот. Нет представления об инновациях. Высоко ритуализировано, человек следует предназначенной ему роли.

Индустриальная – техногенная цивилизация, в основе машинный тип произ-ва, основана на распр. Крупного промышленного пр-ва, урбанизация и утверждение рыночных отношений. Прогрессивность общества – в уровень промыш пр-ва. В промышленности основная масса людей. Возник особый тип – homoekonomikus.

Индустриализация:

- английский вариант – не затронул основ полит власти

- французский радикальный

- большевистский

Постиндустриальное общество – термин рождается в САШ в 50-х гг.

Капитализм середины века принципиально отличается от кап-ма до 1933г.

Деятели – Белл, Бжезинский, Тоффлер.

Ведущую роль приобретает сфера услуг, наука, образование.

 

58. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Формаци- социально-философское понятие. Отражающее в обобщенном виде типичное в обществе. Повторяющееся в главном и существенном. Формации отличаются друг от друга способом производства материальных благ. Тем что и как производится. В отечественной литературе утвердилась 5- членная периодизация общества: первобутно- общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического (не проявил себя в истории).

Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для обяснения характера восточного общества. К тому-жеформац подход не объясняет того, как при смене формаций инстируты государства и экономики возникнув однажды, затем полностью не исчезают, а трансформируются (в результате в каждой последующей формации есть элементы предыдущих). Те экономики и государства всегда смешшанные.

Также Сложилась традиция рассматривать цивилизацию как историческую ступень развития человечества. Данилевский анализировал цивилизацию как спецефическийкльтурнр-исторический тип и различал: египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонско-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греч-ю, рим-ю, аравийскую, романо-германскую(европейскую), американскую, славянскую. Достоинства цивилизационного подхода: он дает нам возможность понять, как живут люди в других цивилизациях, расшифровав их культуру. Не поняв эти культурные ценности, мы не поймем этих людей. Ограниченность – какой-то процесс проследить невозможно, потому чот разные цивилизации между собой не сопоставимы, они уникальны. В целом.формационный подход отражает логику исторического процесса, егосущностные черты, а цивилизационный-все многообразие форм проявления этих сущностных черт в отдельных, конкретных сообществах.

 

Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития. Мораль, искусство, религия как формы духовности.

Пробл. ссотнош-я мат-го и дух-го. Что явл. ист-ом нашей дух-ти?

Сократ, Платон – раздел. на мир идей и мир вещей. Дух-е первично, мат-е вторично.

Ср. века: дух-е – божеств-е.

С пом. диал-ки было понято, что весь дух-ый мир – отраж-е жизни мат-ой. Бытие первично, дух – вторичен.

Обратная связь взаимод-я. Дух. сторона активна по отнош-ю к бытию и на-оборот.

Формы бытия (дух. жизни): - политич-е (отраж-ет полит. отнош-я); - право (правов. нормы); - мораль (высшие ценностные формы), право опир-ся на принуждение, мораль на убеждение; - религия (отраж. особые сост-я людей и веру в потустор. мир); - этика(эстетика) (идеалы красоты); эк-е (эк-е отнош-я).

Современность: - полит. (обостр. полит. отнош-ий); - правовое сознание (улучш. прав. отнош-я); - эк-е (глобализ-я); - религ (усугубл. отнош-я между конфессиями).

//Культура человека - термин употребляется в культурологии и обозначает внутреннее богатство отдельного человека, выражаемое универсальным развитием его способностей (могу) и потребностей (хочу), его деятельности, богатства его отношений в системе соц. институтов общества.

Мораль - (лат. moralis — нравственный) — совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественного сознания, достижение гуманистической культуры человека.

Аморальный - Противоречащий морали, безнравственный

Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть только своб человек.

Нравственный - Соответствующий требованиям высокой нравственности

Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общест-венной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. За-ключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в це-лом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают вcякое явле-ние нравственности.

Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики.

/культура понятие более менее универсальное (хотя и с большой натяжкой) то мораль - нет, поэтому то что морально для одного культурного человека может быть аморально для другого. Хотя, вполне возможно они могут просто оказаться продуктами разных культур.

Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...