Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности.




Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы. Миф, религия, философия и наука: общность и различие.

 

Проблемы мировоззрения занимают важное место в жизни общества, так как оно имеет практическое значение. Следует различать 2 уровня мировоззрения:

1. – стихийно-формирующееся, обыденное – взгляд человека на мир, на процессы и оценки, которые возникают стихийно под влиянием окружающего.

2. – теоретическое (имеет свою структуру)

2 пути формирования мировоззрения:

1 – на основе знаний, полученных от других, от природы и т.д.

2 – опирается на идею и она становится основой взгляда на мир. (идеализм)

Мировоззрение имеет в своей структуре 3 компонента:

1 – мироощущение свойств предметов и явлений;

2 – мировосприятие – целостное восприятие окружающего мира;

3 – миропонимание – способность понять сущность предмета, совокупность его свойств и признаков.

Мировоззрение – есть сложное противоречивое единство знаний, веры, эмоций и убеждений, которые вырабатываются у личности в процессе взаимодействия с природой и социумом.

Нельзя смешивать понятие «мировоззрение» и «картина мира». Картину мира каждая наука рисует исходя из своих знаний, мировоззрение даёт общее, систематичное понимание мира.

К историческим типам мировоззрения относятся мифология, религия, философия, наука.

Религия – большой миф с отличительными признаками (единый миф - начало; принцип креационизма – сотворения мира; управление миром, подчинение божественным требованиям, поклонение, абсолютная вера).

Никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, (стоять над частными дисциплинами) равно как она не может быть одной из частных наук. Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству и др. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философия задумывается о мировом целом, о единстве всего сущего. В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах". Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к явлениям и социальным последствиям. Мир в глазах философа - живое динамичное целое. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Ни один из узких специалистов не задается вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Затрагивая эти проблемы учёный вступает в сферу фил. вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в т.ч. и фил-го.

Основной вопрос аналитической философии – не просто о науке, а о рациональности в науке или в жизни в целом. Лингвистическая философия в центр своего внимания поставила проблему языка. Стоики в античности, Т. Гоббс и Б. Спиноза в Новое время писали о действии фундаментального закона человеческого существования – закона самосохранения. Одной из центральных в условиях современной социальной трансформации является проблема обеспечения выживаемости человечества на основе укрепления жизнеспособности, стабильности социума, преодоления опасности катастроф, выбора приемлемой стратегии развития общества

Изменение и усложнение философской проблематики приводит к тому, что термин «основной», применяемый для характеристики вопроса об отношении сознания и материи, идеального и материального, является в известной мере условным. Например, закон взаимного перехода количества и качества приводит к признанию еще двух типов бытия: количества и качества. Что же является более фундаментальным: деление бытия на материю и сознание или же его деление на количество и качество? Четкого критерия для решения этого и подобных вопросов нет.

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Основатель стоицизма Зенон из Китиона – 3 части фил-ии: физику (учение о природе), логику и этику (З. о чел-ке и пути его к осмыслению жизни); Ибн-Сина (Авиценна): физики (З. о природе), логика (методы познания природы и чел-а), и метафизики; Ф. Бэкон – бог, природа, чел-к; свои варианты по этому вопросу предлагали Аристотель, Т. Гоббс, И. Кант, Г.Гегель и другие философы.

В современном представлении (за искл. постмодернизма) философия включает

а) учение о бытии – онтологию;

б) учение о деятельности – праксиологию;

в) теорию познания – гносеологию;

г) теорию ценностей – аксиологию;

д) учение о человеке – философскую антропологию;

е) науку о развитии общества – социальную философию (социологию).

Отдельными областями являются философия науки, философия техники, философия религии, философия языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии.

Предметом философии является отношение «человек – мир», рассматриваемый под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира (каков мир – целое или совокупность не связанных между собой явлений, предметов, процессов?) и состояния, в котором мир находится (покоится или движется, что является источником развития?) Философия вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности человека, поднимается до осознания целей и смысла жизни.

 

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности.

Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их раз­ностороннюю предметную деятельность. Это воздействие в широком смысле слова предстает как влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию.

 Функции философии многоас­пектны. Многими философами, выдви­гающими на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и другие, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, к которому стягиваются другие мировоззренческие вопросы, дающие в своей совокупности це­лостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция философии.

Ни одна частная наука не выполняет и не может выполнить эту функцию Специальные науки имеют своим пред­метом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия.

Философия, разрабатывая всеобщие, обосно­вывая частные и общенаучные методы познания, выполняет методологическую функцию.

В комплексе самых общих оснований куль­туры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (при­рода, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируют­ся в философское учение о бытии — онтоло­гию (от греч. on (ontos) — сущее и logos — слово, понятие, учение). Кроме того, теоре­тическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека — прак­тические, познавательные и ценностные. Философская мысль выяв­ляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие уни­версалии. Они всегда относятся к конкретным историческим типам культур, а вместе с тем принадлежат и человечеству, всемирной ис­тории в целом. Помимо функции выявления и осмысления универсалий философия (как рационально-теоретическая форма мировоззрения) берет на себя и задачу рационализации — перевода в логическую, понятийную форму, а также си­стематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта. Разработка обобщенных идей и представ­лений с самого начала считалась задачей фи­лософов. Также упоминают интег­рирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную, онтологическ., гносеологич, аксиологич, праксеологич..

На долю философии па­дает в культуре также важная критическая функция. Поиск решений сложных философ­ских вопросов, формирование нового виде­ния мира обычно сопровождается развенча­нием заблуждений, предрассудков. В системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накоп­ления (аккумуляции) опыта миропонимания и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

Философия обращена не только к прошло­му и настоящему, но и к будущему. В каче­стве формы теоретической мысли она обла­дает мощными творческими возможностями формирования обобщен­ных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В философии выстраиваются, ва­рьируются, мысленно «проигрываются» раз­ные способы миропонимания («возможные миры»). Тем самым людям предлагается — как бы на выбор — целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравствен­ных позиций. Ведь исторические времена и обстоятельства бывают разными, да и склад людей одной эпохи, их судьбы и характеры неодинаковы. Потому в принципе немысли­мо, чтобы какая-то одна система взглядов го­дилась всегда и для всех. Многообразие фи­лософских позиций, точек зрения и подходов к решению одних и тех же проблем — цен­ность культуры.

Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта — практического, познавательного и ценностно­го. Их целостное философское осмысление — необходимое условие гармоничной и сба­лансированной мироориентации. Мироориентация, соответствующая интересам человека, человечества в целом, требует интеграции всех основных ценностей культуры. Их со­гласование невозможно без универсального мышления, которому посильна та сложная духовная работа, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

Онтологическую функцию философия выполня­ет тем, что она как системно-рационализированное ми­ровоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.

Гносеологическая функция философии заключа­ется в создании обобщенной картины познания, формули­ровании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного по­знания и логического мышления.

Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентацией людей, их нравственно-эстети­ческих идеалов, духовных регуляторов поведения челове­ка в мире культуры. Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обосно­ванием своих положений; она определенным образом интерпре­тирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, выдвигает идеал.

Праксеологическая функция философии про­является в опосредованном ее воздействии на практиче­скую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуаль­ных и массовых действий.

Необходимая ориентация на идеи гуманизма, приоритет общечеловеческих интересов и ценностей определяют, в свою очередь, современное содержание праксеологической функции диалектического материализма. Его социально-философский комплекс идей (материалистическое понимание истории, или исто­рический материализм) нуждается в критическом анализе и устранении догматических стереотипов сознания и ус­таревших идеологических схем. Только при условии все­стороннего развития (и творческим усвоением ценных достижений иных современных философских учений) диалектический материализм способен выполнить задачу теоретического осмысления идущего ныне глобального социального обновления, продвижения человечества к гуманному, демократическому будущему. Особую роль ныне приобретает аксиологиче­ская функция философии. Современная цивилизация с ее глобальными проблемами и противоречиями, экологи­ческими кризисами, достижениями и опасностями науч­но-технического прогресса требует в качестве категори­ческого императива социального мышления признания человека высшей ценностью.Специфика философского знания и его функции.

Исходя из предмета Ф (самоопределение ч-ка в диалоге с миром), Мировоззренческая функция философии обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.

Методологическая функция философии, направляет человека в его отношении к миру. Проблемы метода не ограничиваются рамками познания и ценностных ориентаций людей, и решаются в широком социокультурном аспекте.

Философия решает задачу теоретической рефлексии. Данная функция выражается через рационально-рассудочную деятельность. Философия, в понимании Ф. Бэкона, имеет дело не с чувственными впечатлениями от предметов, как поэзия, а занимается соединением и разделением абстрактных понятий, выведенных из предметов и фактов действительности.

В диалектико-материалистической философии категории – отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практического преобразования действительности.

Фил-я сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает разобщенность ест -х и гумм -х наук, содействует осуществлению связей между наукой, искусством и моралью (координационно-интегративная функция). Философия способна придать всем другим наукам, достижениям культуры систематическое единство. Интегративность предполагает обращенность фил-и ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей (плюралистическая функция).

Философия призвана вносить в общество мудрость и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу (культурно- творческая функция). Творческая функция - способ миропостижения характеризуется выходом за рамки наличного бытия. Философские прозрения нередко опережают открытия и выводы науки (идеи атомистики, отражения).

Философское познание осуществляется через категории. Термин категория (высказывание) в фи-ю ввел Аристотель -рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сущим. Он выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Основной категорией - категория бытия, ибо все явления, в философском смысле, существуют, бытийствуют, имеют свою определенность.

Категории философии фиксируют характеристики прир. и соц. объектов, («пространства», «времени», «движения», «предмета», «вещи», «количества», «качества»), характеризуют также человека как субъекта деятельности («человек», «общество», «сознание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «любовь», «долг», «совесть»).

Философия, основывающаяся на знании, логике и сомнении, взвешенности оценок, альтернативности подходов, содержит в себе критическое начало. В античной фил-и критика выражалась в логико-риторической форме и использовалась в качестве средства обнаружения логических противоречий в суждениях и определения способов избавления от них. В средневековой фил-и критика выступала как проблемный метод познания бытия, средство преодоления ограниченности мышления, как способ опровержения догм. Эту традицию в Новое время продолжил и углубил Ф. Бэкон, подвергнув критике догматический способ познания. Критическая функция философии проявилась в борьбе с феодальным строем. Критика продуктивна, если она расшатывает устаревшие взгляды и в то же время сохраняет в отвергаемых формах мировоззрения все ценное.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...