Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания в истории философии. Переход от понятия души к категории сознания




Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Наиболее общее, универсальное представление о сознании даёт философия. На протяжении тысячелетий философия ставила и решала проблемы происхождения сознания, содержания и сущности сознания, об особенностях сознания, о значении в жизни человека и общества. Вопросы сознания – основная проблема философии (неразрывно связана с проблемами существования мира и познания человеком самого себя). В истории философии сознание имеет два уровня решения: 1 – описание тех способов, которыми вещи даны в сознании (описание феномена), 2 – объяснение возможности самого сознания (объяснение самого феномена). Античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени давали разное понимание сознания.

Античность. Одна сторона сознания – направленность на объект (метафора печати на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект – на «дощечке разума»). Выделяются 2 линии исследования: Сократ– С. не тождественно материальному бытию вещей, может дать противоречивое представление об изучаемых вещах, «Я знаю, что ничего не знаю». Платон – существует мир идей, управляемый бестелесным разумом, а в душе ум созерцает самого себя. Душа бессмертна и возвращается на землю в чел. теле вспоминать то, что видела «там».

Средневековье. У человека появляется потребность больше обращать внимание на свои переживания. Форма общения с Богом – молитва. Молится не сам человек, а его душа. Душа – то, что истинно существует, когда остаётся без мира, освобождается от него. Христианство считало, что сознание – это Бог, надмировое начало, существующее до всего. Все знания мира заложены в душе (Авг. Блаженный). Бессмертная душа человека обременена оболочкой – «сосудом мерзости и греха», а также разумом – подарком дьявола. Все попытки «умствования» оценивались церковью отрицательно. Сознание – нечто вторичное, а поэтому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом дух. опыте. Сознание – обречённость человека на выбор: духовность или телесность? Связь сознания и страдания в дальнейшем признавали Гегель, Ильенков.

Эпоха Возрождения породила интерес к человеку и к его сознанию. Именно эта эпоха положила начало перехода от понятия души к категории сознания, который осуществился в эпоху Нового времени.

Новое время. «Бог умер» (Ницше). Возникает необходимость переоткрытия сознания. Новая метафора – С. Это сосуд, в котором содержаться идеи и образы до того, как сознание включается в общение с миром. «Вещи не входят в сознание извне, они содержатся в нём как идеи» (Ортега-и-Гассет, идеализм). Сознания нет без самосознания – вывод философов Нового времени (первым проблему сасосознания сформулировал Сократ). Декарт – «Мыслю, следовательно существую». Душа толь мыслит. Главное в сознании – самосознание. Это рационалистическая традиция рассмотрения сознания (разрабатывается до настоящего времени). Локк – первостепенное значение чувств в формировании С. «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах». Это точка зрения сенсуализма. Мистическая точка зрения– вера в сверхъестественные силы, воздействующие на сознание. Иррационалистическая точка зрения (XIX век) – логически не определённые стороны сознания помогают человеку понять жизнь. Она получила развитие в экзистенциализме – познать мир с помощью непосредственного проникновения в реальность бытия человека. Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.) – С. Имеет сложную структуру, активно по своей природе. Кант – чистый разум, практический разум, способность к суждению и умозаключению – можно говорить о философских традициях агностицизма – невозможно положительно решить вопрос об истинности познания мира, ровно как и вопрос о тождестве мышления и бытия. Гегель – обосновал историзм С., зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни; индивидуальное и общественное сознание. Согласно материализма, материя, бытие первично, С. Вторично и является производным от материи и её свойством. Гилозоизм (Спиноза, Дидро) – С. Это свойство всей материи (и неодушевлённой). Панпсихизм – не существует ничего мёртвого, не одарённого жизнью и С.

В современной философии 2 толкования С.: 1 – удовлетворяющее ряду условий образование, вторичное, рефлективное сознание (рационализм), 2 – понимающее, знающее само себя и свою основу. Онтологическая трактовка С. в современной зап. фил-ии: *нечто неотделимое, тождественное непосредственной жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортега-и-Гассета), *вычленение и описание дорефлексивного уровня С. (Гуссерль, Сартр), *фиксирование жизни С. на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти), *выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоанализ, структурализм).

Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях (разработки Спиркина, Юнга и Фрейда).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...