Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации к выполнению
Проблема сознания одна из основных проблем философии, которая волновала философов различных эпох, школ и направлений. В силу своей сложности и многогранности сознание является объектом изучения многих наук, однако именно философия предлагает комплексный подход в решении этой проблемы: идеалистические направления видят источник сознания в высшем трансцедентном начале, материалистические – утверждают общественно-историческую природу сознания. В своем ответе Вам необходимо раскрыть содержание понятия «отражение», которое является своеобразным ключом к проблеме происхождения сознания. Отражение – это универсальное свойство материи, которое прошло сложную эволюцию. Формы отражения: пассивное, раздражимость, ощущение и восприятие заложили основу сознания такого уникального существа как Homo sapiens – человек разумный. В своем ответе Вам необходимо подчеркнуть общественно-историческую природу сознания, проследить его эволюцию на разных этапах развития. Особое внимание следует обратить на тесную взаимосвязь идеального и материального в сознании, указав на то, что, мозг является материальным носителем нашего сознания, но само сознание не сводимо к материи, это нематериальная, а значит, идеальная реальность, имеющая свою специфику. Сознание объективно выступает как высшая форма отражения высокоразвитой материи и в то же время сознание есть особая субъективная духовная реальность, субъективный образ объективного мира. При ответе на второй вопрос Вы должны глубоко проанализировать роль труда и языка в развитии сознания, подчеркнув не только общественно-историческую природу сознания, но и влияние на его развитие таких факторов как память, воля, интуиция. Следует подчеркнуть, что противопоставление материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах основного вопроса философии; за этими пределами противопоставление материи и сознания относительно.
Основные понятия Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Литература Дудина И. А. Социальная философия: историко-методологический аспект : учеб. пособие для вузов / И. А. Дудина; Федер. агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012. - 250 с. Источникова, А. В. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / И.. Источникова. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012. Келлер Г.С. , Мачкарина О.Д. Философская антропология: метод. указания по орг. самостоят. работы для аспирантов всех форм обучения / Федер. агентство по рыболовству, Мурман. гос. техн. ун-т, Каф. философии ; сост. Г. С. Келлер, О. Д. Мачкарина. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012. Марков Б.В. Человек в условиях современности. – СПб : филологический факультет СПБГУ, 2013 -432 с. Марков Б. В.Люди и знаки : антропология межличностной коммуникации / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 667 с. - (Слово о сущем ; т. 98). Борисов, Е.В. Язык, сознание, мир: Очерки компаративногшо агнализа феноменологии и аналитической философии / Е.В. Борисов, Ладов В.А. – Вильнюс: ЕГУ, 2010. – 156 с. Дубровский, Д.И. Бессознательное (в его отношении в сознательному) и квантовая механика / Д.И. Дубровский // Философские науки. – 2006. - № 8. – С.52-73. Иванов, А. В.Сознание и мышление / А.В. Иванов. - М. : МГУ, 1994. - 130 с. Иванов, А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания /А.В. Иванов // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №2.- С.15-29. Интеллектуальный язык эпохи: История идей, история слов / Отв. Ред. С.Н. Зенкин. - М.: Литературное обозрение, 2011. – 186 с. Кокурина, Е.В.Зеркало для мозга / Е.В. Кокурина // В мире науки. - 2008. - № 5. - С. 68-73. Кох, К. Как рождается сознание? / К. Кох // В мире науки. - 2007. - № 1. - С. 46-53. - Библиогр.: с. 53. Симонов, П.В. Лекции о работе головного мозга : Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / Ин-т психологии РАН; Ин-т ВНС и нейрофизиологии РАН / П.В. Симонов. - М. : изд-во ин-та психологии РАН, 1998. Петренко В.Ф. К проблеме психологии сознания / В.Ф. Петренко // Вопросы философии. – М, 2010. - № 11. – С. 57-74. Рубинштейн, С. Л.Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб. [и др.] : Питер, 2003. - 512 с. - (Мастера психологии). Суркова, Л.В. Сознание в квантовом мире: новый диалог философии и науки / Л.В. Суркова // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. – 2007. - № 6. С.50-68. Щербинина, Ю.В. Речевая агрессия в оценке православия / Ю.В. Щербинина // Философские науки. – 2011. - № 6. – С. 126-134. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г.Юнг; под общ.ред. В.В.Зелинского; пер.с нем.С.Лорие. - СПб. : Азбука, 2001. - 736с. ТЕМА 33. Сознание и самосознание 1. Структура сознания. Сознание и бессознательное. 2. Функции сознания. 3. Самосознание и его структура. Методические рекомендации к выполнению
В данной работе следует подчеркнуть диалектическую взаимосвязь между сознанием и бессознательным, сознанием и самосознанием. Сознание не исчерпывается совокупностью психофизиологических процессов мозга, мышлением, знанием. Наряду с сознанием в психике человека существует сфера бессознательного, изучением которого занимались такие известные философы как З. Фрейд, К.Г. Юнг и др. Вам надлежит раскрыть основные понятия психоанализа З. Фрейда, такие как эго («Я») – супер-эго («Сверх-Я») – ид («Оно»), подчеркнув их тесную взаимосвязь в сознании субъекта, а также осветить такие понятия как «либидо» и «сублимация». Дав объективную оценку фрейдизму, необходимо отметить роль К.Г. Юнга в развитии данной проблемы и разобраться в таких понятиях как «коллективное бессознательное» и «архетип». Контрольную работу можно завершить анализом содержания и структуры самосознания и его роли в индивидуальном развитии человека, при этом необходимо осветить такое важное понятие как «рефлексия».
Основные понятия Бессознательное– это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных контролю со стороны сознания. Самосознание – это неотъемлемая сторона сознания, выражающая осознание человеком своих чувств, мыслей, действий, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе. Рефлексия – процесс глубоко внутреннего самоанализа, тесно взаимосвязанный с острым переживанием не только личностного бытия, но и с осмыслением важных философских проблем о смысле жизни, своем предназначении, судьбе своей Родины и т.д. Литература Дубровский, Д.И. Бессознательное (в его отношении в сознательному) и квантовая механика / Д.И. Дубровский // Философские науки. – 2006. - № 8. – С.52-73. Иванов, А. В.Сознание и мышление / А.В. Иванов. - М. : МГУ, 1994. - 130 с. Иванов, А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания /А.В. Иванов // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №2.-С.15-29. Кокурина, Е.В.Зеркало для мозга / Е.В. Кокурина // В мире науки. - 2008. - № 5. - С. 68-73. Кох, К. Как рождается сознание? / К. Кох // В мире науки. - 2007. - № 1. - С. 46-53. - Библиогр.: с. 53. Лихачев, Б.Т.Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании / Б.Т. Лихачев // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №3.-С.157-169. Семирухин, Л.В. Нанотехнологии и сознание / Л.В. Семирухин // Философские науки. – 2008. - № 1. – С.80-96. Серл, Дж. Открывая сознание заново / пер. с англ. А. Ф. Грязнова / Дж. Серл. - М. : Идея-Пресс, 2002. - 256 с. - (Философия. Университетская библиотека). Симонов, П.В. Лекции о работе головного мозга : Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / Ин-т психологии РАН; Ин-т ВНС и нейрофизиологии РАН / П.В. Симонов. - М. : изд-во ин-та психологии РАН, 1998. Петренко В.Ф. К проблеме психологии сознания / В.Ф. Петренко // Вопросы философии. – М, 2010. - № 11. – С. 57-74. Рубинштейн, С. Л.Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб. [и др.] : Питер, 2003. - 512 с. - (Мастера психологии). Суркова, Л.В. Сознание в квантовом мире: новый диалог философии и науки / Л.В. Суркова // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. – 2007. - № 6. С.50-68. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г.Юнг; под общ.ред. В.В.Зелинского; пер.с нем.С.Лорие. - СПб. : Азбука, 2001. - 736с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |