Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 23. Диалектика как учение о развитии и всеобщих связях бытия
1. Диалектика и ее альтернативы: метафизика, софистика, эклектика. 2. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии. 3. Принципы диалектики. Диалектика и модели развития: градуалистическая, логико-гносеологическая, натуралистическая, антропологическая, эмерджментистская, диалектико-материалистическая. Методические рекомендации к выполнению
В данной работе необходимо проанализировать два важнейших философских понятия – диалектика и метафизика, проследив при этом сложную эволюцию данных понятий. Необходимо подчеркнуть, что диалектика может носить как идеалистический, так и материалистический характер. Раскрывая понятие «метафизика», необходимо рассмотреть его как одну из разновидностей идеалистического мышления. Особое внимание следует обратить на то, что метафизический метод познания является главной альтернативой диалектическому методу. В контрольной работе следует не только дать характеристику метафизического мышления, но и сравнить его с диалектическим методом познания, показать значение того и другого для научного познания. Альтернативами диалектики являются также софистика и эклектика, знание которых поможет глубже освоить содержание диалектики и всего процесса познания. Раскрывая модели развития, следует указать на их сущность и назвать их авторов. Основные понятия Диалектика – учение о развитии и всеобщих связях бытия и мышления. В гносеологическом аспекте диалектический метод познания объясняет развитие на основе принципа самоорганизации материи, рассматривая мир в многообразии всеобщих связях бытия. Метафизика– ( гр. ta meta ta physica – то, что над природой, высшее надприродное начало) – идеалистическое учение об общих, отвлеченных от конкретного существования вещей, высших принципах и формах бытия, учение о нематериальных уровнях реальности. В гносеологическом аспекте метафизический метод познания характеризуется консервативностью, односторонностью, отрицанием внутреннего саморазвития. Развитие – это необратимое, определенно направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Связь – это такое отношение между явлениями, когда озменение одного из них обязательно предполагает изменение другого. Софистика – способ мышления, цель которого искажение истины, где за гибкостью понятий правильных по форме скрывается ложное содержание. Эклектика – бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций. Литература Авалиани, С.Н. Трансформация метафизики / С.Н.Авелиани // Вопросы философии. – 2005. - № 11. – С. 48-53. Асадуллаев, И.К. О философских категориях прозрачности и непрозрачности и их диалектике. К постановке проблемы / И.К. Асадуллаев //Вопросы философии. – 2005. - № 10. – С. 116-129. Баранов, В.Е. Диалектика как высшая форма рациональности /В.Е. Баранов // Философия и общество. - 2006. - № 2. – С. 106-115. Варава, В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности» /В.В. Варава // Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 77-93. Гевишвили, Г.В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип / Г.В. Гевишвили //Вопросы философии. – 2008. - № 5. С. 72-79 Готнога А.В. Синергетика и нелинейные теории социальных изменений / А.В. Готнога // Философия и общество. – М, 2010. - № 2. Зеленов, Л.А. Диалектический метод /Л.А. Зеленов //Философия и общество. – 2007. - № 1. – С. 5-13. Зиновьев, А. Логический интеллект. Законы бытия / А. Зиновьев //Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 2. – С. 151-161. Игнатьев, В.А. Роль материалистической диалектики в разрешении альтернатив биологического сознания /В.А.Игнатьев //Философия и общество. – 2006. – № 3. – С. 116-130. Катречко, С.Л. Как возможна метафизика? /С.Л. Катречко //Вопросы философии. – 2005. - № 9. – С. 83-94. Левин, Г.Д. О трех видах релятивизма /Г.Д. Левин //Вопросы философии. – 2007. - № 7. – С. 70-81. Сачков, Ю.В. Вероятность как загадка бытия и познания / Ю.В. Сачков //Ю.В. Сачков //Вопросы философии. – 2006. - № 1. – С. 80-94. Селиванов, А.И. Метафизика в культурологическом измерении / А.И. Селиванов //Вопросы философии. – 2006. - № 3. – С. 49-63. Семенов, В.С. Диалектика взаиморазвития общества, культуры и цивилизации / В.С. Семенов //Философия и общество. – 2006. - № 2. – С. 68-93. Соколов, В.С. Проблема причинности и закономерности в социальной онтологии К. Маркса /В.С. Соколов // Философия и общество. – 2007. - № 1. – С. 69-81. Сокулер, З.А. А.В. Иванов, В.В. Миронов. Университетские лекции по метафизике / З.А. Сокулер //Вопросы философии. – 2005. - № 10. – С. 175-179. Флоренский П.А. Диалектический метод (из лекций 1918 г.) / П.А. Флоренский // Философские науки. – М, 2009. - № 6. – С. 98-100.
ТЕМА 24. Основные категории диалектики
1. Сущность и явление. 2. Форма и содержание. 3. Часть и целое.
Методические рекомендации к выполнению
Мышление человека, рациональные методы познания напрямую связаны с понятием «философские категории». Именно через них осмысливается конкретный теоретический материал, и выделяются наиболее существенные характеристики объекта. В данной работе необходимо подчеркнуть, что ни один предмет в мире не может существовать вне сущности и явления, вне формы и содержания. Все процессы в мироздании выступают как неразрывное единство глубоко скрытой сущности и внешнего явления вещей, поэтому задача любой науки и состоит в том, чтобы за множеством явлений понять скрытую от нас сущность. Другим выражением универсальных связей бытия и его упорядоченности выступает форма и содержание, где ведущая роль принадлежит содержанию. Однако форма не является пассивным вторичным началом, она активно влияет на содержание, ускоряя или замедляя его развитие. В своей работе Вы должны проиллюстрировать диалектическую взаимосвязь сущности и явления, формы и содержания, а также доказать нетождественность понятий сумма частей и целое. В данной работе необходимо подчеркнуть сущностные характеристики понятий часть и целое, особо отметив, важность принципа целостности, который гласит, что целое несводимо к простой сумме составляющих его частей, а представляет собой определенный тип взаимосвязи, соответствующий различному уровню целостности. При этом важно глубоко усвоить понятие об окружающем нас мире как целостности. Понятие целостности выражает интегративность, автономность и самодостаточность предмета. В то же время предмет как целое, состоящее из частей, обладает множеством связей со средой, поэтому и части и целое подвижны, исторически преходящи, они развиваются в развивающейся среде.
Основные понятия
Содержание – совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет. Сущность – главная, внутренняя, устойчивая сторона предмета или явления, которая определяет его основные свойства и признаки. Категории – это всеобщие формы мыслительной деятельности людей, отражающие свойства и связи действительности. Форма – это способ существования внутренней организации, определяющий структуру и внешний вид объекта. Целое – это предмет (процесс, явление), взятый как органическая совокупность составляющих его частей. Часть– это предмет, входящий в состав другого предмета или явления т выступающий в качестве момента его содержания. Элемент – относительно самостоятельная составная часть сложного целого. Явление – внешнее проявление сущности через основные свойства и признаки объекта.
ТЕМА 26. Принцип детерминизма
1. Детерминизм и индетерминизм. 2. Принцип причинности. Причина и следствие. 3. Формы детерминизма. Принцип системности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |