Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектика, ее исторические формы и альтернативы.




  Диалектика в своем развитии прошла 3 этапа: 1. Стихийная диалектика древних(Гераклит, Сократ, Зинон, Парменид). 2. Диалектика немецкой классической философии. У истоков диалектического мышления стои Кант. Оформление диалектики в с-му понятий, законов и категорий происходит у Гегеля. 3. материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Диалектике был придан универсальный статус: развивается и природа, и общество, и человеческое сознание. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная-о развитии мира. Субъективная:а).отражение объективной диалектики в мышлении;б)специфические законы человеческого мышления;в)теория диалектики. Различают позитивную и негативную диалектику. Позитивная-представлена разработкой отдельных диалектич.идей и закономерностей(Сократ). Негативная0отрицание истинности и сущности всего того, что содержит в себе внутреннее противоречие (Парменид, Зинон). Альтернативы диалектики. Не сущ. Альтернатив объективной диалектики, но сущ. Альтернативы субъективной.1). Догматизм_ ставит под сомнение относительность человеческих знаний.2).Релятивизм- абсолютизирует относительность знаний.3). Скептитизм-абсолютизирует неполноту знаний. В последнее время в качестве альтернативы диалектики рассматривается синергетика. Центральные понятия в синергетике:неустойчивость, нелинейность, неравномерность, открытость, альтернативность, хаос, порядок, случайность.

 

40.Принципы, законы и категории диалектики. Принципы диалектики - это руководящие идеи, основополагающие правила, которые составляют основание всей диалектической теории.
Основными принципами диалектики являются: 1 Принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений. 2. Принцип развития. Принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений Всеобщая связь явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одна из основных форм движущейся материи. Основанием всеобщей связи
является материальная общность всех предметов, процессов и явлений. Возникновение, развитие и переход в качественно новое состояние любых явлений и материальных систем может быть только во взаимной связи и взаимной обусловленности с другими явлениями и материальными системами. Взаимодействие как объективный процесс характеризуется тем, что он является: а) всеобщим существенным свойством
бытия, б) элементом, определяющим характер, качество и целостность любых систем, процессов и явлений; в) предпосылкой любых противоречий,
а тем самым любых форм движения и изменения, г) единство единого и общего, прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного Вне всеобщего взаимодействия не может возникнуть и существовать ни одна материальная система, ни один объект. Предпосылкой взаимодействия любых систем является одновременность их существования. Современная наука выделяет следующие формы взаимодействия: а) механическое, б) физическое (передача энергии, вещества и информации из одних материальных систем в другие посредством физических полей); в) химическое; г) биологическое и д) социальное. Принцип развития. Вторым основным принципом диалектики является принцип развития Сущность его заключается в том, что мир представляет собой совокупность процессов, в котором предметы находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются. Из этого скла­дывается движение как атрибут материи. Для характеристики отдельных сторон движения
применяются такие категории как «развитие», «круговорот», «прогресс»,«регресс», «самодвижение», «саморазвитие» и др. Развитие как сторона (момент) универсального движения
характеризуется следующими общими
существенными чертами: а) необратимостью, б) обновлением, как сменой одних качественных
состояний другими, старого новым, в) преемственностью; г) цикличностью и др.Если движение может осуществляться и под воздействием внешних сил, то развитие связано с внутренним состоянием. Существуют две основные концепции развития: а) развитие как уменьшение или увеличение чего-нибудь и б) развитие как единство противоположностей. При первой концепции движения остается в тени
самодвижение, его движущая сила, его источник, или этот источник переносится во вне. Это метафизическая концепция развития. При второй концепции главное внимание устремляется на познание источника «самодвижения». Этим источником является борьба противоположностей. Это диалектическая концепция развития. Категории диалектики - это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений действительности Категории диалектики можно подразделить на категории, отражающие универсальные связи бытия - единичное и общее,
сущность и явление; категории, отражающие универсальные связи детерминации -причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и категории, отражающие универсальные связи организации - содержание и форма, часть и целое, система, структура, элемент. Закон - это общая, необходимая, существенная связь в явлениях и процессах, обуславливающихся при определенных обстоятельствах их существования и развития Законы диалектики: 1)3акон единства и борьбы противоположностей;2)3акон перехода количественных изменений в качественные и обратно,3)3акон отрицания.

 

Билет 41. Синергетика и её проблемное поле. Диалектика и синергетика.Проблема самоорганизации материальных систем в 20 веке стала одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Но обе эти области исследования имеют дело, в основном, с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.Решение этой задачи взяла на себя научная дисциплина, именуемая  синергетикой(основоположники Г.Хакен и И. Пригожин), - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых самоорганизующих структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., но суть этих процессов удалось раскрыть позже, в частности, на основе термодинамических принципов И.Р. Пригожина.Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении.Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Этот подход позволяет решить вопрос, который «мучил» основателей термодинамики: почему вопреки действию закона возрастания энтропии, который характеризует естественное стремление материальных систем к состоянию теплового равновесия и беспорядку, окружающий нас мир демонстрирует высокую степень организации и порядка. Именно этот вопрос в свое время пытался разрешить Л. Больцман с помощью своей флуктуационной гипотезы. Синергетический подход подводит конкретно-научную базу под умозрительные философские постулаты о внутренней активности, её стремлении к структурной самоорганизации и выступает основанием для развития эволюционной концепции или, по И.Пригожину, революционной парадигмы в физике на всех уровнях описания.Возникновение синергетики в значительной степени стимулировало исследования в области теории происхождения жизни. Так, западный ученый М. Эйген, опираясь на исследования И.Пригожина, развил принципиально новую теорию биогенеза.Можно утверждать, что именно синергетика на настоящий момент является наиболее общей теорией самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизмы структурогенеза, в её рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем.Центральными понятиями являются: неустойчивость, нелинейность, неравновесность, открытость, альтернативность, хаос, случайность, точка бифуркации (точка ветвления), диссипативная структура (структура, существующая на грани порядка и беспорядка).

 

Билет 42 Природа как предмет философского анализа. Образы природы в истории философской мысли.

Понятие природы является одним из наиболее обобщенных философских понятий. Предельно широкое значения термина природы- это все сущее, весь мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом значении понятие природа совпадает с такими научными понятиями, как бытие, реальность, космос. Узкое значение термина природы – естественная среда обитания человека, так называемое малая природа. В современной философии существует и широкое, и узкое понимание природы- малая и большая природа взаимосвязаны. Широкое распространение получили и размытые определения природы: природа- дом человечества и др.. Образы природы: В рамках Античной философии для обозначения природы вводилось понятие физис . Физис понимается как : 1) сущее как таковое; 2) внутренняя сущность предмета.

В Новое время происходит существенное трансформация понятия природы. Получают развитие новые значения.Природа становится объектом естественных наук. Физис преображается в натуру. Натура- естественное бытие природных явлений. Сегодня все способы понимания природы принимаются как правомерные и равнозначные. К старым трактовкам природы присоединяется понимание природы как искусственное и естественная среда обитания человека. В современной философии выделяются 3 исторических типа взаимодействия человека и природы:мифологический (подчинение человека природе); научно – технологический ( господства человека над природой); диалогический ( гармония человека природы).Этому типу соответствует свой тип философии- социально-экологический.

 

Билет 43. Природа и общество как целостная саморазвивающаяся система.Иерархическая упорядоченность природного мира и законы его эволюции делают возможным появление на определенном этапе своего развития человека и общества, развитие которого характеризуется специфическими закономерностями. Человек, общество, культура открывают новые каналы эволюции, где закономерности биологического развития действуют, но уже снятом преобразованном обществом виде. Материалистическая концепция общества и природы исходит из материального базиса, материального производства и воспроизводства условия жизни. Материальное производство реализуется через обмен между обществом и природой (природа является источником получения необходимого человеку для жизни). Этот обмен называется трудом.В современной литературе выделяют в этой связи:присваивающее хозяйство (рыбоводство);аграрная стадия; индустриально-промышленное; постиндустриальное. В середине 20 в. началась научно-техническая революция (НТР). В 70 годы 20 в. наблюдается 2 виток спирали НТР.В современном мире говорят о новом витке спирали НТР. Уже в 70 годы обнаружились определенные критические значения воздействия человека на биосферу. Стало ясно, что биосфера утрачивает параметры своей относительной устойчивости. В ней начинаются необратимые процессы, грозящие экологическими катастрофами. Проблемы исчерпаемости источников энергии: Энергетическая проблема; Сырьевая; Демографическая: в 1820 г. население составляет 1 млрд., 1927 г. – 2 млрд., 1959 г. -3 млрд., 1974 г. – 4 млрд.,1987 г. – 5 млрд., 2000 г. – 6 млрд. По исчерпаемости природных ресурсов страны «золотого миллиарда» (Западная Европа, США, Япония) потребляют более половины мировой энергии, 70% металла и производят ¾ мировых отходов, из них США потребляет 40% мировых природных ресурсов и производит 60% загрязнений. В 1900 г. из 15 крупнейших стран по численности населения 7 стран находятся в Европе, в 2000 г. ни одной европейской страны здесь не оказалось. Продовольственная. Загрязнение окружающей среды. Впервые понятие о биосфере как сфере жизни сложилось в конце 18 начале 19 века у Ламанка. Впервые это понятие вводится австралийским биологом Зюссом в конце 19 в.

Определения биосферы: Совокупность всех живых организмов; Область современной жизни; Особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; Выражение и результаты исторического взаимодействия живого и неживого.Биосфера согласно Вернадскому переходит в ноосферу ( сфера мысли). Впервые ноосфера встречается у француского учено Леруа в начале 20 в. Это понятие было задействовало Шарденом. Вернадским. Определение ноосферы:Часть биосферы, которая преобразована человеком; Управляемая человеком эволюция биосферы.Параметрами ноосферы у Вернадского являются следующие:Планетарный характер ноосферы; Единство человеческого рода; Соизмеримость человеческой деятельности по преобразованию биосферы масштабам геологической трансформации; Развитие демократии; Взрыв научного знания, техническое творчество. Ведущим принципом взаимодействия человека и природы в современной жизни является принцип коэволюции. Он предполагает: Сохранение естественного воспроизводства циклов биосферы. Обеспечение дальнейшего развития общества. Научно-технический прогресс и НТР породили проблемы генной инженерии и биотехнологии: Направленное изменение наследственности человека. Клонирование. Создание гибридов различных видов. Кибергизация (создание роботов). Оживление и трансплантация органов ткани.

 

Билет 44. Глобальные экологические проблемы современности: предпосылки, сущность, пути преодоления.С развитием производительных сил зависимость человека от природы не ослабевает, а усиливается. Сам характер этой зависимости рассматривается как непостоянный и диалектически развивающийся. В современном мире наблюдается дисбаланс обмена между обществом и природой, что ведет к экологическим проблемам.  Проблема энергетической обеспеченности человечества – центральная и глобальная проблема. Причина надвигающегося кризиса очевидна: потребление энергии возрастает, а её источники, известные ныне, исчерпаемы. Новые пути в решении энергетических проблем открывает техническое применение управляемой термоядерной реакции. Сегодня энергетический кризис может быть предотвращен именно с овладением термоядерным синтезом. С энергетической проблемой тесно связаны вопросы экологического характера, прежде всего – природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Причина возникновения очевидна: человек не приспосабливается к природе, а посредством достижений науки переделывает её согласно своим потребностям. В результате такого воздействия на окружающую среду создалась опасность для самого человечества, т.е НТР даёт возможность для использования сил природы, но в случае неразумного распоряжения этой властью угрожает экологической катастрофой. Темпы потребления природных ресурсов возросли настолько, что стало реальным полное истощение их запасов.Глобальный кризис, связанный с истощением ресурсов и загрязнением окружающей среды, можно предотвратить созданием малоотходного производства. Для этого научно-технический прогресс должен быть нацелен на улучшение использования природных ресурсов, сырья, энергии.Пути выхода из экологических проблем:1.«Назад к природе» - девиз Руссо: предполагает ограничение прогресса, замораживания темпов производства, установление демографического контроля.2.Интенсификация производства.3.Переход на ресурсосберегающие технологии.4.Создание циклов безотходного замкнутого производства.5.Консервация экологически ущербных производств.6.Необходимость системы экологического образования. 7. Формирование экологического сознания. 8. Прогнозирование экологических последствий человеческой деятельности.

В конце 60-х начале 70-х годов возникает движение аларнизма (связано с деятельностью Римского клуба). Первый доклад римского клуба – «Пределы роста» (1972 г.). Существует две оценки экологических перспектив общества: Экологический пессимизм (доклад римского клуба). Экологический оптимизм.

Источником решения экологических проблем является дальнейший прогресс науки и техники. Отечественный российский ученый математик и философ Моисеев сформулировал «экологический императив»- это система нравственных запретов на любые формы и виды человеческой деятельности, ведущие на разрушение биосферы.

 

Билет 45. Философский смысл сознания. Проблема сознания в истории философии.Сознание представляет собой фундаментальное понятие философии, социологии и психологии. Сознание – это важнейший компонент человеческой психики. В истории мировой философии существуют две исторически сложившиеся концепции сознания – материалистическая и идеалистическая. Материалисты считают сознание естественным свойством материи, появившимся на определенной ступени её развития. Идеалисты, напротив, продолжая традиции, идущие от религиозно-мифологического миропонимания, утверждают, что сознание ( дух мышления) есть особая духовная субстанция.Сознание представляет собой внутренний мир чувств, идей, мыслей, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать предметом практической деятельности человека. В антологическом аспекте бытие-сознание выражается понятиями «субъективная реальность, идеальное». В ценностном аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксиологическом аспекте категории идеального обозначают духовную активность, творческую направленность, целеустремленность и целеполагание.К важнейшим философским аспектам осмысления проблемы сознания можно отнести следующие:1. Рассмотрение сознания в рамках основного философского вопроса. 2. Анализ сознания как исторического явления.3. Рассмотрение сознания в качестве регулятора человеческого поведения, практического отношения человека к миру.4. Включенность сознания в культуру, общество, науку, практику.5. Включенность сознания в эволюционный процесс.Существуют различные подходы к сознанию:1. Сознание может быть представлено в рамках дуалистического подхода. Сознание понимается как надматериалистические и надфизические образования. Между духовным и материальным существует непреодолимая граница (теория психофизического параллелизма).2.  Мышление может быть представлено как неделимая от мыслящей материи (вульгарный материализм) и бихевиоризм – человеческое поведение анализируется исходя из формулы: стимул- реакция.3. Рефлекторный подход к анализу сознания. Развивался Сетчановым, Тавловым. Суть – сознание и психика раскрывается здесь через систему активной деятельности, включенную во внешний мир.Сознание – это всегда субъективный образ объективной реальности. Субъективное сознание не означает превнесения чего-то произвольного. Субъективность образа указывает на природу сознания. Как отражение действительности образ не существует вне конкретного человека.В новое время формируется представление о сознании как о замкнутом в себе внутреннем мире. Декарт провозглашает сознание субстанции особого рода. Сложная структура сознания рассматривается в немецкой классической философии. У Канта Гегеля сознание представлено через органическую взаимосвязь индивидуальных общественных форм сознания. В марксистской философии предпосылки сознания связываются с эволюцией самого свойства отражения, присущей материи как таковой. Сознание трактуется как включенное в предметно- практическое освоение человека в действительности, как вторичная реальность по отношению к материи и производной от нее.

 

 

46.Генезис, стр-ра и сущность сознания. Вопросы о том, как и благодаря чему, возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования. Обусловлено это тем, что фактически оформление сущностных характеристик сознания выступает своеобразным итогом антропогенеза, так как оно присуще только человеку разумному. В
современной культуре сознание является объектом пристального интереса самых различных научных дисциплин, начиная от физиологии высшей нервной деятельности, психологии и заканчивая
социологией, кибернетикой. Разнообразие научных версий сознания свидетельствует о
несомненной сложности и комплексности этого феномена, развитие и функционирование которого
обусловлено воздействием множества факторов как природного, так и социального порядка.
Соответственно проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в
контексте общеприродной эволюции, в связи с происхождением культуры и общества и в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека).
Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи.
Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые
особенности и черты воздействующих на них
явлений Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующие: 1. отражение в неживой природе, 2.отражение в живой природе; 3.социальное отражение.

 

47.Диалектика сознательного и бессознательного. Самосознание и его элементы. Сознание и язык. ОНО (бессознательное) — «Я(Эго)сознание» - Сверх Я
(культура). Мышление - это процесс, который осуществляется в коре головного мозга между нейронами Оно неразрывно связано с языком. Не
существует мышления без языка, как и языка безмышления Находясь в единстве с языком, основными функциями которого являются
информационная, аккумулирующая,

коммуникативная, интегративная и др., мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений Сознание    оказывается единственным регионом бытия, который обнаруживает, открывает самого себя в мире, открывает для самого себя содержание собственного опыта. Это последнее свойство сознания философы называют самосознательностью. Именно как самосознательность выделял мышление (сознание) из всего многообразного опыта человеческой жизнедеятельности Декарт. Для него мышлением является все, "что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить"

 

48.Общсственное сознание, его формы, ур-ни, ф-ции. Одним из элементов духовной культуры выступает общественное сознание - это политическое, эстетическое, этические теории, философские, моральные, религиозные и другие воззрения, а также и социальные чувства людей. Поэтому формы общественного сознания отличаются:. По предмету отражения общественного бытия. По способу отражения общественного бытия. По характеру их связи с экономическим базисом. Основными уровнями общественного сознания являются: обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных нужд и потребностей людей. Оно ограничено непосредственными практическими условиями жизни. Обыденное сознание в общественно-историческом плане создает предпосылку и условия для возникновения теоретического уровня сознания, теоретическое сознание выступает как более высокий уровень познания действительности, для которого характерно открытие сути природных и общественных явлений, их закономерных связей и отношений. Теоретическое сознание включает в себя систему знаний, понятий, теорий, законов и идеологию, которая преломляет общественное бытие через призму социальных интересов.

 

49.Проблема человека в философии. Образы чел-ка в истории фил знания. Вместе с тем философское определение человека - задача весьма сложная и едва ли однозначно разрешимая. Трудность заключается в том, что определение человека невозможно осуществить обычными методами Человек слишком уникален, чтобы его можно было подвести под более широкое родовое понятие или специфицировать через соотнесение с противоположным. Наиболее привычные здесь полюса - это рассмотрение человека как продукта природы или как "образа и подобия Божьего". Их невозможно непротиворечиво соединить вместе, однако акцентуация только природных или только духовных начал чревата умалением собственно человеческого, "слишком человеческого", вбирающего- в себя одновременно зверя и ангела, естество и культурность Единственный возможный путь философской реконструкции проблемы человека - это описание мира человеческого бытия, в котором собираются многообразные природные и социальные связи, конкретизируются идеи Универсума и Бога. Речь идет о понятиях индивида, индивидуальности, личности. Индивид - это человек как отдельно взятый представитель человеческого рода в целом. Индивидуальность - совокупность уникальных черт личности, отличающих ее от других и определяющих неповторимость ее характера и судьбы. Личность - это человек в аспекте его социально значимых и индивидуально-психических характеристик Богатство личности при этом зависит от степени воплощения всеобщих значений и ценностей в индивидуальном опыте, где, чем шире и универсальнее ее социальные связи и знания, тем она ярче и самобытнее.

 

50.Комплекснын хар-р антропогенеза. Основные концепции происхождения чел-кя. Биолог и соц в чел-ке.Антропосоциогенез - это две стороны единого процесса: антрапогенез - становление человека, а социогенез - становление общества. Этой проблемой занимаются как антропология, так и философия. Первая стремится найти связующее звено в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к разумному человеку, а философия пытается объяснить скачек от обезьяночеловека к человеку. Однако решать эту проблему не удается, несмотря на то, что человек 3-3,5 млн. лет тому назад одновременно появился на широких просторах степей от Австралии до Южной Америки. В настоящее время существует несколько концепций происхождения человека, начиная от сотворения человека Богом и кончая космической концепцией Наиболее распространенной является так называемая трудовая гипотеза происхождения человека В ее основу положена мысль, высказанная Энгельсом в его работе " Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"При рассмотрении проблемы человека очень важным является вопрос биологического и социального в нем С одной стороны, биологически запрограммированная последовательность в развитии человеческого организма, способность усваивать различные виды пищи, осваивать языки и т.д. Биологически обусловлены продолжительность жизни и этапы возраста: ребенок, зрелый возраст, старение и смерть. Задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (15-49 лет). С другой стороны, каждый индивид является уникальным и единственным. Даже однояйцевые близнецы не идентичны. Эта неповторимость и уникальность усиливается в результате взаимодействия биологических и социальных факторов.

 

51.Проблема жизни и смерти в дух-ом опыте чел-ка. Прежде чем говорить по данному вопросу, необходимо определить само понятие «жизнь» как таковую, т. е. безотносительно к какому бы то ни было конкретному живому организму В свое время это определение дал Ф.Энгельс. Можно с ним согласиться или не соглашаться, но другого определения нет. Энгельс писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном обмене химических составных частей этих тел». Если принять это определение жизни за основу, то можно сказать, что жизнь - это одна из форм движущихся материй, объективной реальности. К рассмотрению этих проблем можно сделать следующие подходы: 1 биологический. Он связан с тем, что жизнь и смерть - различные стороны одного феномена. Давно высказана мысль о постоянном наличии жизни и смерти во Вселенной Рождаются и умирают звезды, планеты, туманности и т.д.; 2. связан с выяснением отличия человеческой жизни от жизни всего живого. Человек, в отличие от всех живых существ, осознает факт предстоящей смерти. В связи с этим, одни люди стремятся как можно больше сделать для общества, другие для личного обогащения, третьи - опускаются в яму («на дно»); 3 смерти связан с идеей обретения бессмертия.

 

53.Познание как предмет фил исследования. Проблема познаваемости мира в ф-фии Познавательная деятельность, т. е. получение новых знаний, предполагает наличие сознания Вне сознания никакого познавательного процесса быть не может. Для определения сущности, закономерности познания необходимо иметь объект познания и должен быть субъект познания. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность человека (обозначаем буквой «О»), Субъект познания - это человек, который осуществляет познавательную деятельность (обозначаем буквой «С»),Прежняя материалистическая философия считала, что главным в процессе познания выступает объект познания, который воздействует на субъект познания, в результате чего и осуществляется познание. О -* С. В этой трактовке процесса познания в тени оказывается субъект познания - человек. Поэтому эта концепция подвергалась критике со стороны философов, стоящих на позициях идеализма. Философы идеалисты, наоборот, главное внимание уделяли субъекту познания и недооценивалироли объекта познания в процессе познавательной деятельности О «- С. В действительности процесс осуществляется в результате взаимодействия объекта и субъекта познания. Схематически это выглядит так: О <-» С.

 

54.Многообразие форм познания и его специфические признаки. Формы познания Познавательная деятельность, т. е получение новых знаний, предполагает наличие сознания

быть не может. Для определения сущности, закономерности познания необходимо иметь объект познания и должен быть субъект познания. Объект познания это то, на что направлена познавательная деятельность человека (обозначаем буквой «О») Субъект познания – это человек, который осуществляет познавательную деятельность {обозначаем буквой «С»), Прежняя материалистическая философия считала, что
главным в процессе познания выступает объект познания, который воздействует на субъект познания, в результате чего и осуществляется познание О -> С.В этой трактовке процесса познания в тени оказывается субъект познания - человек. Поэтому эта концепция подвергалась критике со стороны философов, стоящих на позициях идеашзма. Философы идеалисты, наоборот, главное внимание уделяли субъекту познания и недооценивали роли объекта познания в процессе познавательной деятельности О *- С. В действительности же процесс осуществляется в результате взаимодействия объекта и субъекта познания. Схематически это выглядит так: О <-> С. Процесс познания обуславливается чувственным познанием и рациональным мышлением 1 Чувственное познание выступает в следующих формах а) ощущения; б) восприятия; в) представления Ощущения. ]) ощущения – это непосредственное отражение материального мира; 2) ощущения - это отражение определенных свойств конкретных материальных объектов: не цвета вообще, а цвета данного предмета в данный момент; ощущение можно рассматривать как.
процесс и как результат этого процесса - как образ Ощущения как процесс возникают лишь при воздействии предмета или вещи на органы чувств Ощущения это: 1 )Одна из форм психики,
2Субъективное состояние организма; 3)Модель, импульс ответной реакции организма; 4)Субъективный образ объективного мира; 5)Сигнал, несущий информацию.

 

55.Стр-ра и динамика познаваемого процесса.
Социокультурная обусловленность познания.

Отметим прежде всего, что познание субъектом явления, впервые встретившегося ему в житейской практике, не начинается "с нуля", а опирается на некоторое исходное основание, определенные предпосылки познавательной деятельности. Таким обоснованием познания служит так называемое
личностное знание - вся совокупность сведений
субъекта о мире, приобретенных им как в своем
личном опыте, так и в результате воспитания и
обучения. Эти знания не равноценны по своему
содержанию, ибо включают, с одной стороны,
сведения общезначимого характера (мировоззренческие ценности, законы науки и
тому подобные), а с другой - "чисто личные" знания человека о себе самом, своих особенностях, привычках, "странностях" и так далее, словом, об индивидуальном, неповторимом отношении
данного субъекта к "своему миру", а значит и к каждому познаваемому объекту. Очевидно, что личностное знание содержит и различные заблуждения, предрассудки, мифологемы и другие образования, искажающие мир. Однако, как правило, любой человек считает свои
представления о мире справедливыми Он не
только "знает", но и верит в достоверность своего знания: "я верю тому, что знаю"

 

56. Проблема истины в теории познания. Критерии истины. Истина является целью познавательной деятельности человека. Споры, которые ведутся вокруг понятия истины, носят не терминологический, а мировоззренческий
характер. В самом деле, истину определяют и как продукт соглашения, конвенции; и как то, что полезно; и как такое знание, которое не содержит в себе противоречия, и как то, что подтверждается фактами, соответствует реальности и т.д. Итак, истина - это соответствие наших знаний
объективной действительности, которое
устанавливается общественно - исторической
практикой. Эти трудности привели к двоякого рода реакции: 1.попыткам совершенствования
классической концепции истины, 2.критическому
пересмотру классической концепции и замене ее другими. Попытки совершенствования классической концепции истины привели, во-первых, к формированию диалектика-материалистической концепции истины, во-вторых, к семантическому определению истины польским логиком и математиком Альфредом Тарским диалектику абсолютной и относительной истины Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина - неполное, приблизительно верное знание об объекте.

 

57.Феномен научного познания. Сущность, специфика и социокультурный статус науки.Феномен научного познания Сущность, специфика и социокультурный статус науки. Наука представляет собой одно из наиболее сложных образований современного общества. Ее можно рассматривать как социальный институт, вид духовного производства, систему научных знаний. В качестве социального института наука возникает в эпоху перехода общества от феодализма к капитализму Основная причина ее возникновения связывается с потребностями материального производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специализированный творческий научный труд. Специфичность научного познания наиболее полно выражается в его познавательной функции. Как особая система знаний наука является системой точно сформулированного знания, выраженного на специализированном (искусственном) научном языке Важнейшими функциями науки являются познавательная, практическая,   прогностическая и др. Познавательная функция обусловлена необходимостью приращения новых знаний практическая - определением путей практического их применения. Научное знание является обобщающим знанием, удовлетворяющим критериям новизны, истинности, логической обоснованности, верифицируемости (возможности проверки). Основаниями научного знания являются идеалы и нормы исследования (идеалы и нормы доказательности, обоснованности знания), картина мира (она представляет собой результат синтеза знаний, содержит представления о мире в рамках той или иной исторической эпохи), философские идеи и принципы (играют эвристическую роль, направлены на обоснование идеалов и норм, на обеспечение связи между научными представлениями с культурой определенной эпохи.  Наука рассматривается как система объективного знания. Объективность, истинность знания позволяет эффективно воплощать его в технике и технологии, системах управления. В отличие от обыденного познания наука выбирает в качестве объектов изучения фрагменты реальности, еще не вошедшие в сферу обыденного познания. Специфические признаки науки выражаются, таким образом, в ориентированности научного познания на обнаружение объективных закономерностей в природе, социальном мире, в самом познании Целью науки является поиск объективной истины. осуществляемый через рациональные средства познания Процесс познания, с одной стороны, всегда социален, историчен, реализует запросы общества С другой стороны, существует целый комплекс социальных наук, которые делают предметом своего исследования социальные явления, различные отрасли и сферы человеческой практики - экономику, политику и т.д. Специфика данных наук состоит в том, что в них недопустим методологический редукционизм, который может выступать в различных формах: в форме механицизма, натурализма, физикализма, биологизаторства. Поэтому одна из основных трудностей в анализе науки состоит в отождествлении всей системы научного познания с естествознанием, с физико-математическими науками. Лидерство физики среди других научных дисциплин объясняется ее онтологической универсальностью, оперированием микро-, макро-и мегамирами. Разведение существующей системы научного знания на «науки о природе» (естествознание) и «науки о культуре» (социально гуманитарное знание) восходит к неокантианству Его представители отмечали методологические и предметные различия, имеющие место в естественных и гуманитарных науках

 

58.Проблема генезиса науки и основные этапы развития научного знания.
Классическая, неклассическая      и

постнеклассическая науки. Генезис научного знания дискуссионен Возникновение науки может произойти лишь в общественных системах с рационально-понятийным типом трансляции знания, только там, где имеет место универсализация человеческой деятельности, а не жесткое закрепление профессиональных навыков в рамках касты, сословия В дописьменных культурах наука также не может возникнуть,
поскольку она требует для трансляции своих
продуктов совершенно иных коммуникативных средств. Наука возникает в рамках первоначального сакрально-когнитивного комплекса (священные песнопения и ритуалы,
мифы, магические обряды). Знания начинают
выделяться в нем в качестве относительно
самостоятельного элемента в VII-VI вв до н.э
Субъект науки - это самотрансцендирующее,
выходящее за рамки предложенных ему
стереотипов и обстоятельств свободное и
творческое существо. Существуют четыре
варианта датировки зарождения науки: 1) наука
возникает в традиционных культурах Вавилона, Египта. Наука отождествляется со знанием и рассматривается как экстраполяция здравого смысла на новую область объектов. 2) истоки науки связываются с эпохой античности. При этом критерием перехода к научному знанию является
переход знания на теоретический уровень,
который противопоставляется рецептурности знания догреческих цивилизаций; 3) позднее европейское средневековье XIII-XIV вв. Основой данной датировки является переход к
эксперементальной деятельности в

естествознании; 4) новоевропейская эпоха XVI-

XVIIвв., ознаменовавшаяся отделением научного и философского знания и прошедшая под знаком поиска методологических предпосылок познания. Выделяют также две основные позиции объяснения генезиса науки: экстернализм, выводящий научное знание из реальности капиталистических, буржуазных отношений XVII-XVIII              вв. Другая позиция (интернализм) истоки науки пытается отыскать в особенностях культуры, в самом способе мышления Очевидно, что объективный характер научного знания и познания характеризуется реальным взаимодействием того, что в рамках постпозитивизма получило наименование внешней (идейной) и внутренней (социальной) стороны
детерминации развития научного знания. Логика развития научного знания представлена следующими этапами: преднаука (первичное донаучное знание древних, протонаука); классический этап становления научного знания
XVII-XIX вв., связанный с отделением науки от
философии; неклассический этап (первая половина XX в.), отмеченный возникновением релятивистской и квантовой теории, и постнеклассический (современный), в рамках которого наблюдается апелляция к субъекту, ценностно-целевым структурам. Классическая наука началась с установления суверенных логико-математических и экспериментальных критериев истины. Основными формами мышления стали факт, теория. Процесс познания разворачивается в оппозиции «эмпирическое-теоретическое». Свойства объекта аналитически изолируются от свойств субъекта. Моделью познания становится объект, лишенный вторичных качеств (вкус, запах, цвет). Неклассическая наука складывается в конце XIX -середине XX вв. Происходит коренная ломка понятий, идей и методов во всех областях знания. Революционные преобразования затрагивают и меняют облик самой науки и ее дисциплин: математики, логики, физики, космологии, химии, психологии, биологии и др. Возникает кибернетика, общая теория систем, претендующие на роль интеграторов научного знания. Наблюдается отказ от идеалов и норм исследования, сложившихся в классической науке. Посгнеклассическая наука интегрирует собственный социальный базис в различные подсистемы человеческой деятельности. Сращиваются теоретические и практические, фундаментальные и прикладные исследования. Решительнее заявляет о себе ноосфера, техносфера Жесткие грани между различными науками и дисциплинами стираются. Идеи, методы и идеалы исследования приобретают общий характер.

 

59.Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Методы научного познания. Естественнонаучное, историческое, социологическое, техническое знание разделяется на эмпирический и теоретический уровни. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования специфичны, их отличия
проводятся. 1) по предмету (эмпирическое знание
направлено на т.н. эмпирические объекты, а
теоретическое - на объекты идеализированные); 2)
по связи с практикой (эмпирическое познание связано с практикой непосредственно, теоретическое - опосредованно); 3) по уровню отражения действительности (эмпирическое исследование отражает внешние связи и явления, теоретическое - воспроизводит сущности
явлений); 4) по функциям (эмпирическое познание
выполняет функции обобщения и описания
действительности, теоретическое - функции
объяснения и предсказания. Эмпирический
(опытный) уровень научного исследования. На этом уровне познания основная масса информации о мире добывается опытным путем Его основу составляет эмпирическая научно-практическая работа, эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование представляет собой деятельность, направленную на получение первичной опытной информации о состояниях внешнего мира. Его существенным признаком
является взаимодействие объекта и субъекта
познания. Само взаимодействие может носить
непосредственный и опосредованный различными средствами экспериментирования характер Эмпирическое исследование всегда предполагает предметно-практическую деятельность, сориентированную на изучаемый объект Ему присущи также первичные методы получения
информации наблюдение, эксперимент,

измерение. Первичная информация представляет собой сырой материал, подлежащий последующей
обработке Необходима классификация,
группировка, систематизация, типологизация фактов Затем научная информация приобретает статус знания (эмпирического знания). Эмпирическое знание есть воспроизведение
непосредственного содержания практической
деятельности субъекта. Оно отражает
объективную реальность через систему отношений эмпирических объектов. Факт - это еще одна познавательная форма эмпирического исследования. Факты несут информацию о том, что происходит, являясь основой для выдвижения идей. Сами факты науки представляют дискуссионный вопрос современной философии. Теоретический уровень познания имеет свои специфические формы отражения действительности и методы, которые не совпадают с методами, присущими уровню опытного знания. В этой связи методы теоретического исследования представляют собой средства и приемы построения теоретического знания. Наиболее характерными методами теоретического уровня исследования являются абстрагирование, идеализация, мысленный эксперимент и др. Абстрагирование представляет собой отвлечение, мысленное отсечение свойств и связей, которые не являются существенными для целей исследования, которые затрудняют рассмотрение объекта в относительно чистом виде. Идеализация - это мысленное конструирование таких объектов, которые не могут существовать или не существуют в действительности, но с помощью которых изучают отношения между реальными событиями. Метод - это определенный способ, прием решения какой-либо задачи. Выделяют всеобщие (диалектика, метафизика), общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование), частнойаучные, дисциплинарные, междисциплинарные методы. Возможна и несколько иная классификация, основанная на многоуровневой концепции методологического знания. Она предполагает выделение философских методов (диалектический, метафизический, интуитивный, герменевтический), методов эмпирического уровня исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент), общелогических (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, системный подход), теоретических (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод) методов.

 

60.Наука в системе социальных ценностей.
Этика наука и социология ответственность ученого. Место и роль науки в жизни общества.
Вопрос о соотношении науки, техники, общества
представляет дискуссионную проблему
современного философского знания. Позиции в оценке науки и ее роли в жизни общества различны, варьируются в диапазоне от тотального неприятия научно-технических достижений цивилизации до построения концепций постиндустриального, информационного общества. Информационное, постиндустриальное, технотронное общество есть общество, развитие которого определяется производством и
использованием знания, научной и другой информации. Здесь необходимо отметить
существенный момент социокультурной
детерминированности познания, его связь с
практикой и потребностями людей. Данная
детерминация научного познания все же не
отрицает того факта, что наука развивается по своим специфическим закономерностям. На рубеже XX-XXI вв. последовала радикальная переоценка фундаментальных представлений о различных отраслях человеческой деятельности, в том числе представлений о науке, культуре в целом. В центре внимания данного процесса
переоценки находится родство и противоположность науки и культуры. В эпоху Просвещения был сформулирован ряд концепций, в которых утверждалась принадлежность науки культуре. Этот тезис оказался достаточно устойчивым и не вызывал принципиальных возражений до XX в. Начало XX в. ознаменовалось кризисом культуры, науки. В этой ситуации разум оказался бессильным перед
социальными катаклизмами. Начинается процесс переосмысления претензий разума на полное, исчерпывающее объяснение и преобразование действительности. Позитивистская программа онаучивания всех сфер человеческой деятельности сменяется критикой разума. Критика науки, рациональности привела к реабилитации здравого смысла, мира повседневности, иррационалистических аспектов жизни человека В середине XX в. возникает мощное антисциентистское движение в среде
интеллектуалов, вменявших науке реальные и
изобрегенных грехи («атомный джин», АЭС, ядерные отходы, экологический кризис, отсутствие моральных ценностей). Аморальность науки трактовалась как следствие издержек современной цивилизации, а путь рационализации всех сторон человеческой деятельности оценивался как тупиковый путь развития. Необходимой признавалась новая система
ценностей и духовных ориентации. Смысложизненные понятия долга, совести, чести, свободы не поддаются онаучиванию. С осознанием данного факта вырастает противопоставление познавательного и ценностного. Процессы онаучивания и рационализации имеют свою негативную сторону, но им все же можно противостоять, последовательно проводя принцип гуманитаризации науки, образования, личности.


61.Особ-ти фил анализа общества. Проблема построения теоретической модели общества и ведущие исслед-ие   программы в обществознании: натуролистическая, материал-ая, идеялист-ая. Общество не является исключительным объектом социально-философского познания Взаимосвязь социальной философии с иными сферами обществознания, исследующими один и тот же объект - общество (история, социология, экономика, политология и др.) уточняется через различие в их предметах. Иными словами, реальная сложность общественной жизни отражается в предметных сферах анализа. Законы общества проявляются в сферах экономической, политической, культурной жизни Они соответственно исследуются экономикой, политологией, культурологией, другими социальными и гуманитарными науками и имеют конкретно-историческую привязку. Ни одна из частных сфер обществознания не претендует на тот уровень знания об обществе в целом, который раскрывается в поле социально-философской рефлексии. Различие между ними заключается в уровне общности знания, поэтому вопрос о соотношении социальной философии и частных наук формулируется как вопрос соотношения общего и частного, реализующегося по принципу диалектической связи. Любая сфера научного знания определяет себя по отношению к иным областям научного познания прежде всего через специфические для нее предмет, методы, законы, понятия и категории Любой науке свойственен также известный уровень обобщения знания Социальная философия в общем корпусе обществоведческих дисциплин всегда будет выступать как обобщение обобщения, осуществленного конкретными науками об обществе. В свою очередь, как область философского знания она включает в себя широкий круг ее проблем, в контексте которых исследуемые его законы развития общества следует рассматривать в качестве форм проявления закономерности как таковой. Если на уровне философского знания фигурируют
категории закона, пространства, времени, то
социальная философия озвучивает их в более
конкретных формах социального закона,
социального пространства, социального времени. В то же время обобщения социальной философии способствуют уточнению и конкретизации
понятий и категорий обшей философии. Вместе с
тем социальная философия не растворяется в
общем потоке философского знания, сохраняет
устойчивость собственного проблемного поля
идеалистический подход характеризует первобытное мышление, мышление человека, находящегося в условиях засилья мифологической картины мира. На более развитом уровне социального развития идеалистическая модель воспроизводится в религиозных представлениях, в концепции христианской религии, в частности Миф как исторически первичная форма сознания не исчезает с возникновением мировых религий, философского и научного мировоззрения. Он остается живой формой общественного сознания и на более развитых этапах функционирования социальной системы, натуралистическая модель исходит из понимания общества как закономерного продолжения эволюции природного мира. Эта модель существует в различных вариантах (социальный дарвинизм, расово-антропологическая, органическая школы). В версиях географического детерминизма общественное устройство рассматривается как во многом обусловленное влиянием географической среды, в частности, климатических условий. Материалистическая концепция общества особо подчеркивает роль объективных факторов в его развитии Для Маркса в качестве подобных объективных факторов общественной жизни выступает способ материального производства. Развитие производства не зависит от сознания и воли участвующих в нем индивидов. Диалектика производительных сил и производственных отношений образует фундамент общественно-экономических формаций

62.Соц-яя закономерность и сознательная деят-ть людей. Специфика соц-ых законов Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека Системообразующим признаком деятельности является субъективная активность человека. направляемая на природный и социальный мир, на мир объектов и субъектов Деятельность в обществе предстает как целостная система, имеющая сложноорганизованную структуру с различными элементами (компонентами). В качестве важнейших элементов всякой деятельности выступают следующие: субъект с его целями, мотивами, потребностями, интересами, ценностями, знаниями и навыками, объект, предмет, цель, средство, результат (продукт) деятельности. Характеристику отдельных компонентов начнем с субъекта деятельности. Субъект -носитель предметно-практической деятельности и активное начало преобразования действительности и ее познания с присущим ему самосознанием, усвоенными программами деятельности, созданным человеком миром культуры, формами языка, нормами нравственных и эстетических оценок и т.д Объект - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, это такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом Предмет - это то, на что направлена деятельность человека. Продукт (результат) деятельности -это то, что созидается в результате деятельности Цель, проект - прототип, прообраз предполагаемого результата, это своего рода "фрагмент из будущего", творимый человеком Материальная (практическая) деятельность связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей. Социально-преобразовательная деятельность, целью которой является преобразование общества. Здесь важную роль играет политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей. Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей Духовная деятельность включает в себя познавательную деятельность человека, осуществляемую как в форме обыденного (житейского) познания, так и в форме художественного и научного познания. Коммуникативная деятельность - деятельность в процессе общения. Важнейшим видом деятельности является и игровая деятельность человека. На различных уровнях - от государственного до семьи, осуществляется управленческая деятельность Один из необходимых видов общественной деятельности -это социальная деятельность (в узком смысле слова), или деятельность по обслуживанию людей.

63.Субъекты и движущие силы обш-го развития. Личность и массы в истории. Источниками развития любого социального явле­ния выступают те факторы, которые тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое разделение труда, наука, образование). К движущим же силам относятся факторы, направляющие процесс внутреннего спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления; социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др. В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, как потребности, интересы и цели. Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от специфики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного развития, объективны. Осознанные обществом, классами, группами или индивидами потребности выступают в качестве интересов (от лат interest — имеет значение, важно). Социальный интерес — реальная причина соци­альных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями, помыслами, идеями и т.д. индивидов, социальных групп, клас­сов, участвующих в них. Так, еще Гельвеции заме­тил: «Если физический мир подчинен закону дви­жения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный вол­шебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». В форме интересов движущие силы развития производства предстают в более конкретном виде, а степень реализации их возможностей возрастает (воплощение достижений науки, социальных мыслей, идей и т.д.) Различают интересы по степени общности — индивидуальные, групповые, общественные, по сферам направленности — экономические, политические, духовные; по характеру субъектов — национальные, государственные, партийные; реальные и мнимые; стихийные и сознательные, прогрессивные и реакционные консервативные Тенденцию возникновения новых потребностей, их все большего разнообразия и обогащения, вытекающего из прогрессивного развития общественного, прежде всего материального, производства, называют законам возвышения потребностей.

Потребности производятся точно так же,
как и продукты, и различные трудовые навыки. В законе развития человеческой природы заложено то, что как только удовлетворяется один круг потребностей, они высвобождаются и создаются
новые Вне и помимо закона возвышения
потребностей не может быть развития личного, субъективного фактора производства, непосредственных производителей материальных средств жизни, т.е. развития самого общественного производства. Следовательно, закон возвышения потребностей проявляет себя через противоборство разнонаправленных тенден­ций, механизм его действия сложен и противоре­чив. Именно закон возвышения потребностей по­рождает необходимость приобщения трудящихся к высотам научного образования, художественной культуры, управленческой деятельности и т.д., а не благие пожелания правителей, как это утверж­дают многие, Без потребностей производство было бы бесцельно, а без интересов и вообще невозможно.

Цели выступают следующей за интересами ступенью развертывания движущих сил. Будучи превращенной формой интереса, они содержат элементы последнего, точно так же, как в интересе всегда есть нечто от факторов, его породивших. «...В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным
целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели»

 

64.Кониентуальные модели истор-го процесса.
Формаиионный и цивилизационный подходы к
анализу обш-го развития.
Цивилизация - это
устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно- нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих
географических рамок. Понятие "цивилизация" привлекло внимание исследователей в XVIII в. вместе с понятием "культура". Цивилизационным обществом французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) назвали общество, основанное
на началах разума и справедливости XIX в.
понятие "цивилизация" употреблялось для
характеристики капиталистического обшества в целом. Однако такое представление о цивилизации не было общепризнанным. Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований -локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий : египетский; китайский, асеирийско-вавилоно-финикийский, халдейский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; ново­семитический, или аравийский; германо-романский, или европейский, американский (мексиканский и перуанский).

 

65.Понятие обш-го прогресса и его критерии. Понимание прогресса связано с более обшими категориями, такими, как изменение, движение, развитие Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место
восхождение, или прогресс, цикличность, или
повторение, деструктивные процессы, или регресс. Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему восприятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово, хотя, как показывает всемирно-исторический опыт развития человечества, прогрессивная тенденция является преобладающей, но на практике в чистом виде она никогда не существовала Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализации божественно установленной цели. С эпохи
Возрождения утверждается прогрессивное понимание истории. При этом прогресс мыслится тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость становления общества Разума. Поэтому мировоззрение человека Нового времени уже преимущественно рационалистично, а значит,
и антропоиентрично, ибо в качестве субстанции общества рассматривается самодовлеющая монада — индивид, замкнутый на своих устремлениях и интересах Выявление прогрессивной линии общественного развития затруднено из-за нечеткой постановки вопроса о сущности самого прогресса и его критериях Поэтомухарактеризовать прогресс только как поступательное развитие недостаточно, поскольку его восходящая и нисходящая линии имеют место
так- в неживой природе, и в единстве они
образуют космический круговорот. Поэтому
анализ сущности прогресса необходимо
осуществлять через цель деятельности. Именно
сопоставление результата с целью (идеалом)
может служить критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его дег­радации Возрастает роль разработки системы критериев общественного развития, прогресса с
учетом его многонаправленности, многогранности и своевременности смены ведущих критериев в оценке уровня прогресса и возможностей
двигаться дальше в избранном направлении. И так как всех критериев оптимальности и факторов прогресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. Возникают все новые и новые «ветви» прогресса, который становится бесконечным Не может быть справедливого обшества, не соединенного с гуманизмом, который требует оценивать общественный прогресс мерой
индивидуального развития человека. При всем
значении и гуманистической направленности мысли о самоценности развития человека нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Эта проблема остро поставлена в работах многих авторов. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. И не исключено, что экологический императив станет со временем решающим критерием общественного прогресса. Сегодня же человечество живет за счет природы, биосферы, те. за счет уничтожения растений и
животных Но возможности такого развития исчерпаемы, хотя природа и поныне «любит» нас больше, чем мы ее. По оценкам отечественных и зарубежных футурологов, при экстраполяции нынешних тенденций в развитии земной технологии, ориентированной на потребительское
отношение к природе, человечество может
погибнуть уже в следующем столетии. Чтобы этого не случилось, техносфера должна тесно вза­имодействовать с ноосферой, а человечество вынуждено будет овладеть автотрофными механизмами, что избавит его от необходимости вытеснять и убивать все живое.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...