Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномен постмодернизма в философии.




Одним из первых философов постмодернизма является французский философ Жан Франсуа Лиотар (р. 1924). Всвоей книге «Состояние постмодерна» (1979) он объясняет феномен постмодерна как не только философский, но в целом культурологический, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т.д. Ж Ф. Лиотар, так же как и Ю.Хабермас, видит отличие постмодернистской философии от марксистской в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, представляемых не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере. Постмодернизм представлен, таким образом, современным постструктурализмом (ЖДеррида, Ж Бордрийяр), прагматизмом (Р.Рорти). Американский философ Ричард Рорти (р 1931), профессор университета в Вирджинии, известен своим проектом «деструкции» всей предшествующей философии По его мнению, вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. Прежней философии не хватало гуманитарности, считает Р. Рорти. Он в своем учении соединяет прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Рорти, таким образом, толкует философию как «голос в разговоре человечества», картину всеобщей связи, посредницу во взаимопонимании людей. Для него социум — общение людей и ничего больше... В социуме главное — интересы личности, «собеседника» . К постмодернистам причисляют французского философа Жака Дерриду (р. 1930), одного из ярчайших представителей современного постструктурализма. Он ставит вопрос об исчерпанности ресурсов разума в тех формах, в которых они использовались ведущими направлениями философской мысли. Деррида выступает с критикой понимания бытия как присутствия. Философ заявляет, что «живого настоящего» как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее. Настоящее не равно самому себе, не совпадает с самим собой. оно затронуто «различием», «движением ситуаций» Встает диалектическая проблема «присутствия» и «отсутствия» и даже возникает философия «присутствия-отсутствия». Важно использовать границы «наличия присутствия» и здесь может помочь герменевтика Многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования — философствование без субъекта. Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания. Сегодня в нашей стране, да и в других странах рождается новый тип материалистической философии, ориентированный на материалистическое понимание истории, обращенное к личности, жизненному миру человека, решению проблем материального и духовного, природного и общественного, индивидуального и социального, объективного и субъективного, личностного и коллективного

 

28. Русская философия, ее особенности и основные этапы развития. Русская философия прошла долгий путь своего развития В нем можно выделить следующие этапы: 1)Х1 в. - первая половина XVIII века - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек). 2)Вторая половина XVIII в - первая четверть XIX в - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли. 3)После 1922 года - философия русского зарубежья При характеристике особенностей развития философии в России необходимо учитывать условия ее существования: 1)В России преподавание находилось под строжайшим государственным надзором и не допускалось никакого свободомыслия; 2)Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках, что имело последствия двоякого рода- с одной стороны, становление русской философии происходило в свете поисков и ответов на те вопросы, которые ставила сама русская действительность, с другой стороны - эти условия привели философию к тако­му состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее положение; 3) Развитие философской мысли в России происходило на специфическом культурно-историческом фоне -переплетение двух различных типов культур, а следовательно и типов философствования: рационалистиского западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, которое включалось в русское самосознание через православие. С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. 1)В ней представлены все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и др.;2)В ней имеются и ведущие темы: а)Одной из них является тема России, постижения смысла ее существования в истории, б) Другой - тема человека, его судьба и смысла жизни; в) Третий -тема теснейшей связи философии с религиозным мировоззрением.

 

29.Философские воззрения западников и славянофилов.Становление самобытной русской философии началось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В на­пряженной полемике 30-х - 40-х годов XIX в. о месте России в мировой истории оформилось славянофильство и западничество как противопо­ложные течения русской социально-философской мысли. Главную проблему вокруг которой завязалась дискуссия можно охарактеризовать так: Является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается в ее отсталости или же в России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу. Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делая упорна самобытный характер развития России Лидеры славянофильства Алексей Станиславович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) и Юрий Федорович Самарин (1819-1876) - выступали с обоснованием самобытного пути развития России. Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс Они считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором - верою, которая и обуславливает историческую деятельность народа Западники свои концепции обосновывали идеями европей­ского Просвещения с его культом разума и прогресса. Они полагали, что для России неизбежны те же исторические пути, которые прошла Западная Европа Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), Тимофей Николаевич Грановский {1813-1855), Николай Владимирович Станкевич (1813-1840) и др. были мыслители самых разных убеждений: 1)Либералы - Н.В. Станкевич, В.П Боткин, М.Н. Катков, ТН. Грановский, К.Д Кавелин и некоторые другие. Признавая приоритет Европы у них не было единства по вопросу того, что именно в Западной Европе выступает вершиной прогресса и цивилизации: буржуазная республика или идеи социализма Первое мнение поддерживали Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др., а вторую ВТ. Бе­линский, АИ Герцен и др. 2)Радикалы - видным представителем которых был Михаил Алек­сандрович Бакунин (1814-1876), проповедовавший идею без государственного социализма, названную им анархизмом. 3)революционные демократы -В Г Белинский, А.И Герцен Н.П Огарев и др.

 

30.Проблема ч-ка в рус ф-фии (Достоевский, Толстой, Соловьев). Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский религиозный философ, сын историка Соловьева. Учился на физико-математическом факультете Московского университета В 1874 г. защити в Петербурге Магистерскую диссертацию. «Критика западной философии (против позитивизма)». Был избран доцентом Московского университета по кафедре философии Потом уехал в Петербург и работал в Ученом совете министерства народного образования В 1880 г. защитил докторскую диссертацию: «Критика отвлеченных начал». В его учении не столько философская сколько теологическая проблематика. Она строится на совокупности различных элементов -христианской мистики, философского теоретизирования и естественно научных данных Соловьев стремится создать оптимистическую концепцию спасения человека и совокупного человечества. Реализацию ее он видел во вселенской церкви, как становящемся «богочеловеческом» организме. Под влиянием славянофилов (Ф.М. Достоевского) Соловьев усматривает в церкви початок будущей «общности», основу добровольной солидарности людей- Разрыв церкви с современной ему культурой представляется Соловьеву явлением трагическим, но в принципе преодолимым на пути возвращения человека к идее церкви. Для положительного решения этой проблемы, Соловьевым была разработана так называемая философская концепция «положительного всеединства» В ее основе лежит теория «цельного знания», в которой должна быть снята отвлеченность опытной науки, философии, теологии и дан органический синтез «типов философии, отвечающих этим началам эмпиризма рационализма и мистицизма» Задача «цельного знания» - познание абсолютного «... как в нем самом, так и в его отношении к эмпирической действительности субъективного и объективного» Условием реализации «цельного знания» Соловьев считает реализацию человеком божественного начала в эмпирической жизни. В результате приходит к утверждению относительности бытия и безусловности Сущего, которое «... есть начало всякого бытия». Принимая Кантовское учение об априорности категорий соз­нания, Соловьев оспаривает безусловность границ между- явлением и «вещью в себе» и утверждает возможность познания сущего. Наиболее сильным разделом учения Соловьева является теория мирового процесса, важную роль в котором играет мировая душа Чтобы придать этой концепции научный характер Соловьев стремится соединить христианское учение с естественнонаучным и философским эволюционизмом. Он утверждает, что собирание хаоса в первичное единство должно осуществляться силою всемирного тяготения. Важнейшим аспектом его антропологии является учение о мессианском призвании человека как возделывателя и устроителя природы, ее освобождения и спасения Смысл истории по Соловьеву - трансцендировать самое себя и вывести одухотворенное и облагороженное человечество в преддверие оожества.

 

31.Ф-фия рус космизма. Одним из оригинальных направлений в русской философской мысли конца

XIX           - начала XX веков была так называемая космическая философия, или, как чаще ее называют, русский космизм. Космическая философия - это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе
человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Философским обоснованием русского космизма явилась идея о всеобщей связи
и взаимообусловленности явлений в природе. Существенное влияние на развитие русского космизма оказали религиозные идеи. Становлению русской космической философии способствовали научные данные того времени, развитие техники и разум человека. Исторические корни космизма имеют самое непосредственное отношение к России. Проблематикой русского космизма занимались такие мыслители как: Н Ф Федоров, B.C. Соловьев, НА. Умов, К.Э. Умолковский, ПА Флоренский, В.И Вернадский, Л Чижевский и др. ученые

 

32. Русский философский ренессанс и его значение для современной кул-ры. Новый этап в развитии русской философии 3 начинается на рубеже Х1Х-ХХ вв. Преодолев через кантианство искус позитивизма. И марксизма, наиболее мыслящая часть русской интеллигенции поворачивает к "идеализму",первоначально этическому. а затем и религиозно-метафизическому. Начинается особенно острое осмысление тем Достоевского, в чем инициирующую роль сыграло творчество Мережковского и Розанова. Ценность личности и личной судьбы была противопоставлена господствовавшей весь XIX в. ценности социальности, что вовсе не означало отрешения от социально-философской проблематики, а скорее углубление ее анализа. Новый этап в развитии русской мысли часто вполне справед-ли но называют русским философским ренессансом, связывая его с творчеством таких выдающихся мыслителей, Струве Новгородцев Булгаков Бердяев К 1920-м гг. русская философия достигает стадии расцвета, фактически формулируя во; ведущие программы мировой философии XXв, но не теряя при этом, в отличие от аналогичных или близких направлений западной мысли, глубин
феноменолого-герменевтической проработки христианства, опознаваемого в качестве адекватного фундамента
гуманистического мировоззрения современности. Однако в результате национальной катастрофы 1917г развитие свободной и оригинальной философии внутри страны были грубо прервано. Многие русские мыслители продолжили свое творчество в эмиграции, активно включившись в европейский философский процесс оказав по ряду позиций значительное на него влияние. . В качестве наиболее существенной черты русской философии обычно рассматривают ее принципиальный онтологизм, ибо Цель же состоит в "бытийственном", целостном вхождении познающего человека в существующее, чем достигается подлинное его познание. Истинное метафизическое бытие, а в конечном счете, бытие Бога, - подчеркивают практически все русские религи­озные мыслители, - изначально открыто человеку, человек уже всегда знает его. То есть сознание не только достигает бытия, но от бытия, собственно, всегда исходит, поскольку по самой своей природе находится внутри
бытия.

 

ЗЗ.Особенности и основные этапы развития белорусской философии.Философская мысль Беларуси может быть представлена в двух значениях. В узком значении она рассматривается как история философской мысли Беларуси Она представлена этапами, течениями, направлениями, персоналиями, влияниями, заимствованиями Данное значение необходимо включает в себя и самоопределение философской мысли Беларуси в границах более масштабного философского или культурного контекста. В широком значении философская мысль Беларуси - это совокупность представлений и идей, рассматриваемых относительно к социокультурной исторически сложившейся общности, которая обозначается понятием Беларусь или представляющим ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого - Киевская Русь, ВКЛ, Российская империя, БНР, БССР, РБ Вместе с тем между узким и широким пониманием философской мысли Беларуси отсутствует строго очерченная граница. Оправданным признается рассмотрение философской мысли Беларуси в узком значении слова при одновременном ее включении в широкий социокультурный контекст. В этом смысле история философской мысли Беларуси рассматривается как сложный внутренне противоречивый процесс, связанный с особенностями исторического развития Беларуси, белорусской культуры и науки. Рассматривая особенности развития белорусской философии и выделяя ее основные черты, необходимо отметить, во-первых, наличие постоянных разрывов в поступательном развитии белорусской мысли при одновременном сохранении преемственности традиционной культуры. Наиболее органично и целостно философия развивалась на белорусских землях в первых десятилетиях XVI в. - 1820-1830-х гг. Аналогичная целостность в развитии просматривается в XX веке. Специфика философской мысли связана, во-вторых, с полярным напряжением Востока и Запада в исторической и культурной жизни Беларуси Исторически и культурно Беларусь была включена в восточно-славянский регион, зону византийского культурного и религиозного влияния на первоначальных этапах своего исторического становления Затем сфера византийского притяжения сменяется западноевропейским культурно-философским контекстом. Далее наблюдается обратное движение к восточнославянским корням посредством включения белорусских земель в рамки Московской Руси и Российской империи, что еще, однако, не означало и не могло в силу объективных причин означать преодоления западных идейных напластований в белорусской культуре и общественной мысли. Своеобразным периодом дистанцирования от идейных заимствований Запада и Востока белорусская общественная и философская мысль отмечена первой четвертью XX века, затем период самобытного культурного и философского творчества возобновляется в 80-е гг. XX века. Наиболее отчетливыми поиски культурно-исторической, национальной идентичности становятся на рубеже 80-90-х гг. XX столетия. Достаточно длительное время общественная мысль Беларуси не имела собственно философского институционального выражения. Она не существовала в качестве профессионального вида деятельности, развиваясь в рамках религиозных форм сознания (период Реформации, Контрреформации, Просвещения) Философские идеи формулировались также в русле идеологии государственного Возрождения -восстановления государственности (с конца XVIII века) или национального Возрождения (с середины XIX века). Начальные истоки белорусской философской мысли коренятся в белорусском фольклоре, обрядах и обычаях. Они оказались значимыми в силу того, что белорусское население достаточно поздно восприняло христианство В его жизни значительное влияние имели языческие мотивы народной ментальное™ и культуры. Условия возникновения философской мысли Беларуси связаны с принятием христианства Киевской Русью. В этот период возникает мощное движение христианского просвещения, начало которого традиционно связывается с деятельностью полоцкой княжны Рогнеды (X век). и т.д.

 

№34 Метафизика и онтология. Метафизика в исторической динамике философского знания.

Начиная с эпохи Аристотеля, сложилась традиция фи­лософию понимать как метафизику, изучающую не мир конечных вещей, чем занимаются специальные науки, а то, что лежит в его основе. М. Хайдеггер отметил основные исторические вехи метафизики, ознаменованные способа­ми понимания сущего: античный (сущее как подлежащее), средневековый (сущее как сотворенность) и новоевропей­ский (сущее как объект, определяемый через Я-субъект).

В целом, понятие «метафизика» употребляется в сле­дующих основных значениях: 1) философия как учение о всеобщем, о предельных проблемах и первоначалах всего сущего; 2) учение о бытии (онтология); 3) философствова­ние вообще; 4) философский способ познания и иных видов деятельности, противостоящих диалектическому методу.

 

№ 35 Категория бытия ее смысл и специфика. Уровни и формы бытия.

категории бытия: 1.«Полагание (существование, бытийствование) вещей» здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущи­ми им свойствами. Так, М. Хайдеггер в бытии усматрива­ет вечно проясняемое раскрытие присутствия, единства
вещей и человека2.Смысл бытия выражается в его диалектичности, противоречии конечного и бесконечного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случай­ного и т.д. Бытие пронизано противоположностями, дели­мо на количество и качество, характеризуется сменой (от­рицанием) состояний. Фрагменты бытия всегда начина­ются и постоянно заканчиваются, они постоянно возоб­новляются в вечной и бесконечной регенерации бытия. 3.Беспредельное существование мира как разнообраз­ного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчи­востью привела к появлению понятия времени, выражаю­щего движение, становление бытия конечных вещей и су­ществ и их превращение в относительное небытие. Раз­мышления о стабильности, дифференцированности мира породили понятие пространства

Выдиляют уровни бытия - актуальное и потенциальное. Актуальное — это наличное бытие в данном цространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий.

Различают виды бытия — объективную и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Объективная реальность пред­послана сознанию и действию конкретных индивидов и по­колений людей.

Формы бытия: 1.Бытие природы – всегда выступает как исходное первичное ко всем отнош. бытия. Природа сущ. объективно. Бесконечность природы в пространстве и времени. Природа сущ. вечно, она несотворима и неучтожима. Пластичность бытия природы – способность поддаваться внешним воздействиям, измен. под внеш. влиянием. Спонтанность, стихийность, самоорганизация. 2.Бытие общества – это объективная и субъективная реальность одновременно. В отличии от природы, развитие общ-ва носит целенаправл. характер. Общ. выступает как природно-духовно-соц. реальность. 3.Бытие чел. – схема. индивид – личность – индивидуальность

 

№ 36. Понятие материи. Структурная организация и атрибуты материи. Единство и многообразие материального мира.

Материя – есть фил. категория для обазноч. объект. реальности, кот. дана чел. в ощущениях его, кот. копируются, фотографир., отображ. нашими органами чувств и сущ. независимо от сознания.

Атрибут – это неотъемлемая часть материи.

Атрибуты материи: структурность; неучтожимость; отражение; движение; пространство и время.

Основными структурными уровнями материи явл.: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические системы) и социальный (общество).

Единство мира подтверждает прежде всего универсаль­ный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии, обобщенный теорией относитель­ности путем обнаружения связи массы и энергии. На дан­ном законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения.

Идеальное существует не менее реально, чем матери­альное. Но идеальное - свойство материального. В этом аспекте материалистический монизм утверждает един­ство мира через его материальность. Вместе с тем объекты бытия имеют «парную» (дуалистическую) природу, пред­ставляют единство противоположностей (частицы и анти­частицы, положительные и отрицательные заряды и т.д.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...