Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природные и социально-экономические особенности Российского Севера. Региональные проблемы развития хозяйства в экономической зоне Севера России.




Природные особенности: Зона Севера - территория, на которой жизнедеятельность населения резко ограничена из-за крайне суровых природных условий (низкие температуры воздуха большую часть года, распространение многолетней мерзлоты, электромагнитные бури, высокие скорости ветра, чахлая древесная растительность или полное ее отсутствие, нерегулярный режим дня и ночи). Здоровье населения, в особенности пришлого, находится под постоянным воздействием характерных факторов риска, что приводит к формированию специфической северной патологии. Адаптация к жизни на Севере протекает у пришлого населения с большим трудом. Самую обширную на Российском Севере площадь занимают экстремальные территории, в пределах которых практически круглогодично природные условия очень сильно воздействуют на человека, резко усложняют его труд, быт и отдых, а параметры отдельных факторов среды достигают критических для здоровья и жизни людей значений.

На Российском Севере проживает более 10 млн человек, среди которых самая многочисленная группа - пришлое население (первое поколение живущее на новом месте), помимо приезжих можно выделить еще две группы - старожильческое население и коренные жители. Численность населения убывает по мере увеличения степени дискомфортности территории. Наиболее населены экстремальные территории в Красноярском крае, Республике Коми, Магаданской области, Ямало-Ненецком автономном округе. Среди жителей этих регионов доминируют пришлые контингенты, занятые на разработке полезных ископаемых - цветные металлы, уголь, нефть и газ.

Север составляет не менее 60% территории России. Экспорт нефти, газа, другого минерального сырья и леса из северных регионов обеспечивает около 60-70% всех валютных поступлений страны. Север обеспечивает до четверти валового внутреннего продукта страны.

Региональные проблемы развития хозяйства:В последние годы усилилась тенденция дальнейшей приватизации и сокращения государственных расходов. Долю государства в экономике собираются довести до 5-10%. Строгая ограниченность рыночными рамками, сведение к минимуму участия государства в экономике затрудняют решение извечной проблемы Севера – оптимизации хозяйственной структуры, диверсификации одноотраслевой экономики. Речь идёт о создании новых отраслей помимо добывающей. Мы теряем миллиарды, вывозя сырьё, а не продукты его переработки. Вторичные отрасли, как и инфраструктура, развиваются по остаточному принципу. Свой «вклад» в судьбы Севера вносят и экологи. Они призывают резко ограничить, а еще лучше, прекратить хозяйственную деятельность на пока еще слабо нарушенных человеком территориях, а это, прежде всего, Север.

Производимая агропредприятиями и фермерскими хозяйствами Севера продукция, в силу суровых климатических условий и отсталости технико-технологической базы производства, оказалась более дорогой, не способная конкурировать с аналогичной продукцией, завозимой из-за рубежа или с более южных районов России. Площадь сельхозугодий региона составляет 2,5% от России, поголовье крупного рогатого скота 3,9%. Доля Севера в поголовье лисиц и песца голубого страны достигает 17,7%.

В структуре хозяйства: рыба и морепродукты – 60,5%, мясо – 2,2%, овощи – 3,3%, молоко – 2,6%, картофель – 4,1%.

Транспортные коммуникации:Сами территории становятся нужными в связи с намечаемым и осуществляемым строительством межконтинентальных транспортных и коммуникационных коридоров. В Сибири и на Севере это — Северный морской путь; трансполярные авиасообщения через Северный полюс, железнодорожный путь и, возможно, кабельная линия Европа — Аляска — США; трубопроводы из Сибири к странам Тихого океана; новые широтные рейсовые пути в помощь Транссибу.

Проблемы: В Чукотском автономном округе практически полностью разрушена горнодобывающая промышленность (олово, вольфрам, уран). С 500 тысяч до 100 сократилось поголовье домашних оленей — основы традиционного хозяйства местного населения. Доведены до убогого состояния созданные с большим трудом зверофермы и молочное животноводство.

Основа экономики Магаданской области — добыча золота в 1990-х годах пришла в упадок. Десятки поселков при приисках были заброшены. Морское рыболовство, играющее в Магаданской и Камчатской областях важнейшую роль, стало объектом непрерывных скандалов на местном и федеральном уровнях, сопровождающихся чудовищным расхищением ресурсной базы, диким браконьерством, наглым проникновением японских и других иностранных рыбаков.

В Хабаровском крае — истребление лесов, вырубка заповедных рощ, незаконный вывоз местных даров природы — от древесины до смолы (живицы), орехов и целебных растений в Китай, Южную и Северную Корею. Заготовки леса в России за время реформ сократились не менее, чем в 5 раз, а расчетная лесосека используется лишь на 5-10%.

Разрушено традиционное хозяйство в Эвенкийском автономном округе: сократилась численность домашних оленей и крупного рогатого скота. В плачевном состоянии социальная сфера, разваливаются клубы, библиотеки. Округ весьма перспективен, здесь открыты крупные месторождения нефти, урана, алмазов, апатитов, редкоземельного сырья.

Север и рыночная политика: Уход государства с российского Севера привёл к погружению аборигенов в нищету, моральную и физическую деградацию. Крайне слабо идут работы по обеспечению долговременных запасов сырья. Глубокое разведочное бурение на нефть и газ по сравнению с 1988 годом сократилось в пять раз. Не решается застарелая проблема повышения отдачи нефти с пластов. За 12 лет выведено из эксплуатации 250 тысяч скважин с суточным дебитом в десятки- сотни тонн. За эти годы мы потеряли почти 3 млрд тонн: сколько добыли, столько и бросили. Основные фонды стареют. Трубопроводы изношены на 65-70%.

Внешние угрозы: Освоению Севера сейчас мешают и внешние факторы. Слишком большой интерес к ресурсам и территории российского Севера проявляют США. Их корыстное внимание к нашему Северу известно еще со времен покупки Аляски. После оккупации Ирака весной 2003 года американцы объявили своей целью подчинение мировых ресурсов интересам США. На российские, прежде всего северные кладовые американские и другие транснациональные корпорации заглядываются давно.

Стратегическая безопасность: По флангам Российская Арктика окружена военными плацдармами. В конце1980-х — начале 1990-х годов руководство страны бездумно, неспровоцированно разрушило сеть мощных военно-морских, авиационно-ракетных, радиоэлектронных комплексов, баз сухопутных войск, пограничных застав, созданную по арктическому периметру от Кольского полуострова до Чукотки и Камчатки. Это представляет большую угрозу стране.

 



Значение Центрального и Северо-Западного экономических районов для отечественного и международного туризма и привлечения иностранных инвестиций. Наиболее популярные туристские маршруты. Примеры крупных инвестиционных проектов.

Экономико-географическое положение Центрального района выгодное, так как на его территории сходятся основные транспортные магистрали - не только российские, но и из новых независимых государств.

Население. Численность Центрального района составляет больше 30млн. Плотность самая высокая. Особенно высокой плотностью выделяется Московский регион. Доля городского населения достигает 84%.

В Центральном районе сложился следующий набор отраслей специализации: в промышленности - машиностроение, химическая, легкая и пищевая; в сельском хозяйстве - выращивание овощей и картофеля, льноводство; в других отраслях - государственное управление, финансы, наука, высшее образование, культура и искусство, туризм. В Центральном районе расположены многие предприятия авиационного и ракетно-космического машиностроения.

Туризм: Большинство городов этого края – старинные русские поселения с многовековой историей, особой архитектурой, со своими тайнами и интересными фактами. Основной путь – Золотое Кольцо. Города принадлежат к шести областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской. Это 8 городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Привлекательны и другие старинные города, водные маршруты по Москве-реке. Москва как культурная столица привлекает своими историческими памятниками, музеями и театрами.

Инвестиции:Важные центры вложения инвестиций: Москва, Рязань, Владимир, Ярославль, Рыбинск. Вложения с машиностроение, а/м-строение, ракетостроение и технику, электронику. Инвестиции в сборочные предприятия: «Икарус», «Мерседес-Бенц», «Форд», «Опель», «Вольво» и т.д.; а также в развитие технопарков Сколково и Зеленоград.

Центральный район сосредоточил крупнейший банки и финансово-промышленные группы страны, привлек на свою территорию не менее 2/3 всех иностранных инвестиций в хозяйство России. Объем инвестиций в основные фонды в РФ в 2010 г. составит примерно $370 млрд. Вложения в нац.проекты – здравоохранение, образование, доступное жилье, с/х и электроснабжение потребителей.

Северо-Западный район и Калининградская область:

На северо-западе России, между Балтийским и Белым морями расположены Новгородская, Псковская, Ленинградская области. Площадь района - 196,5 тыс.км². Выгодное экономико-географическое положение - является связующим звеном между внутренними районами европейской части России и странами Европы. В Северо-Западном районе проживает более 8 млн.чел. Плотность населения выше среднероссийского показателя. Северо-Западный район выделяется очень высокой концентрацией жителей в одном из регионов - около 60% его населения проживает в Санкт-Петербурге.

Трудовые ресурсы района, в первую очередь Санкт-Петербурга и его агломерации, отличаются высоким уровнем квалификации. Высокий потенциал социально-экономического развития позволяет удерживать в Санкт-Петербурге относительно низкий уровень безработицы.

Ведущие отрасли: в промышленности - машиностроение, химическая, лесная и пищевая; в сельском хозяйстве - льноводство, молочно-мясное скотоводство; в других отраслях - морской транспорт, наука и высшее образование, культура и искусство, туризм.

Машиностроение производит более 30% всей промышленной продукции района. Судостроение (атомные ледоколы, подводные лодки). Главные предприятия подотрасли - «Балтийский завод», «Северная верфь», «Адмиралтейская верфь». Энергетическое машиностроение (турбины, генераторы, реакторы), производятся мощные тракторы, станки, вагоны для метрополитена, космические спутники, различные приборы и другая машиностроительная продукция. Центры - Выборг и Великий Новгород.

Туризм: Санкт-Петербург, Псков, Новгород - это уже северный край, поэтому погода и климат, холодные воды, таежная флора и фауна, своеобразная архитектура, даже быт и характеры людей отмечены своеобразной "северной печатью". Белые ночи – время, когда в район приезжает большое количество туристов. Привлекают таежные ландшафты, в которые органично вписываются старинные деревянные избы северных сел и православные храмы, а также великое множество озер, рек и ручьев - самая яркая особенность пейзажа Северо-Запада. Чередование холмов, гряд, озерных котловин, речных долин оживляет пейзажи, делает их более привлекательными для туристов и отдыхающих.

Города-музеи: Новгород, Псков, Белозерск, православные монастыри, пушкинские места в Тригорском и Михайловском, а также Санкт-Петербург и его окрестности. Резиденции российских самодержцев: Петродворец, Павловск, Царское Село.

Инвестиции: Перспективы развития экономики связаны с более полным использованием возможностей имеющегося производственного и научно-технического потенциала, а также развитой инфраструктуры с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации (морские порты Финского залива, железнодорожные узлы и международные аэропорты Санкт-Петербурга). Инвестиции в научно-технический потенциал, транспортное машиностроение, развитие транспортной инфраструктуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...