Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Центральный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.




В районе нет значительных запасов полезных ископаемых, которые могли бы определить развитие его экономики.

Хозяйство.Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов и большого количества научно-исследовательских и проектных институтов всегда определяло развитие в районе наукоемких и трудоемких отраслей, в том числе ВПК.

Третичный сектор. Москва, несомненно, является крупнейшим банковским центром страны. Здесь сосредоточены правления всех крупных банков России, имеется большая филиальная сеть. Все это приводит к тому, что данная отрасль выходит на передовые позиции и в районе. Доходы, получаемые от финансовых операций, опережают все другие направления хозяйствования. Дополнительным ресурсом, приводящим к усилению роли Центра, является выполнение государственных функций Москвой. Размещение в городе Президентской администрации, Правительства, Федерального Собрания влечет концентрацию различных производств, фирм и управляющих структур.

Основные отрасли специализациимногоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.
Машиностроительный комплекс представлен приборостроением, станкостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Выпускается также электронно-вычислительная техника.

Важнейшие машиностроительныецентры — Москва и Московская область (выпускаются грузовые и легковые автомобили, автобусы, речные суда, приборы, средства связи и электроника и др.), Тверь (транспортное машиностроение, автомобилестроение), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника), Иваново и Ярославль (автомобилестроение).

Химическая промышленность также высоко развита. Она представлена производством фосфатных удобрений (центры — Воскресенск, Полпино), азотных удобрений (Новомосковск, Щекино), соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), синтетического каучука (Ярославль, Ефремов), химического волокна (Тверь, Клин, Серпухов, Рязань).

Текстильная промышленность— старейшая в районе отрасль, в прошлом отрасль специализации, в последние годы испытывает глубокий кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности расположены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Кострома. Кроме хлопчатобумажных в районе производятся также шерстяные, льняные и шелковые ткани.

Полиграфическая база Центрального района очень мощная, она представлена крупными типографиями Москвы, Твери, Ярославля. Владимира, Смоленска, Чехова.

ТЭК Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа.

В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС.

Несмотря на развитую энергетику, район не обеспечивает себя полностью электроэнергией, поэтому частично использует электроэнергию из Поволжья.

Агропромышленный комплекс—один из крупнейших в России по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.

 В междуречье Оки и Волги развиваются молочное и мясомолочное скотоводство, свиноводство, овощеводство, картофелеводство.

Транспорт. В Центральном районе хорошо развиты все виды транспорта; существует разветвленная радиально-кольцевая транспортная сеть. Ядро транспортной сети — Московская агломерация.

Москва — крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям.

Основные проблемы развития:

· наиболее глубокий уровень спада и крайне тяжелое текущее положение промышленного производства;

·  сравнительно низкий уровень инвестиционной активности в данных регионах;

· тяжелое в целом финансовое положение профилирующих предприятий и, как следствие, низкий уровень бюджетной обеспеченности за счет собственных источников;

· относительно низкий уровень денежных доходов;

· высокий уровень безработицы, в том числе в скрытой форме, среди экономически активного населения

Перспективы развития:

1. приоритетный рост отраслей, производящих продукцию высоких технологий, в том числе отдельных направлений точного приборостроения (лазерная техника, медицинские приборы, контрольно-измерительная аппаратура и др.), биотехнологии, производства новых материалов с заданными свойствами, а также производство продукции аэрокосмической промышленности и средств связи;

2. сохранение ведущей роли этих регионов в общероссийской экономике по отдельным видам продукции транспортного машиностроения (в частности вагоностроение, моторостроение),

3. опережающее развитие комплекса отраслей, производящих товары народного потребления (бытовая техника, мебель, товары для спорта и отдыха, одежда и обувь);

4. закрепление доминирующей роли регионов в российской экономике в сфере кредитно-финансовых, страховых, консалтинговых, информационных, транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг в сфере образования и туризма;

5. усиление роли регионов в подготовке высококвалифицированных кадров для новых, прогрессивных отраслей и видов деятельности, создание на базе действующих университетов и технических ВУЗов (академий) сети технологических парков;

6. развитие внешнеэкономических связей с европейскими странами путем создания условий для приграничной торговли с Украиной и Белоруссией;

7. модернизация и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры: развитие сети скоростных автомагистралей и ЖД с выходом на транспортную сеть стран Европейского Союза, расширение международных аэропортов, открытие внутренних водных коммуникаций для трансграничной торговли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...