Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Центральный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
В районе нет значительных запасов полезных ископаемых, которые могли бы определить развитие его экономики. Хозяйство.Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов и большого количества научно-исследовательских и проектных институтов всегда определяло развитие в районе наукоемких и трудоемких отраслей, в том числе ВПК. Третичный сектор. Москва, несомненно, является крупнейшим банковским центром страны. Здесь сосредоточены правления всех крупных банков России, имеется большая филиальная сеть. Все это приводит к тому, что данная отрасль выходит на передовые позиции и в районе. Доходы, получаемые от финансовых операций, опережают все другие направления хозяйствования. Дополнительным ресурсом, приводящим к усилению роли Центра, является выполнение государственных функций Москвой. Размещение в городе Президентской администрации, Правительства, Федерального Собрания влечет концентрацию различных производств, фирм и управляющих структур. Основные отрасли специализации— многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность. Важнейшие машиностроительныецентры — Москва и Московская область (выпускаются грузовые и легковые автомобили, автобусы, речные суда, приборы, средства связи и электроника и др.), Тверь (транспортное машиностроение, автомобилестроение), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника), Иваново и Ярославль (автомобилестроение). Химическая промышленность также высоко развита. Она представлена производством фосфатных удобрений (центры — Воскресенск, Полпино), азотных удобрений (Новомосковск, Щекино), соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), синтетического каучука (Ярославль, Ефремов), химического волокна (Тверь, Клин, Серпухов, Рязань). Текстильная промышленность— старейшая в районе отрасль, в прошлом отрасль специализации, в последние годы испытывает глубокий кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности расположены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Кострома. Кроме хлопчатобумажных в районе производятся также шерстяные, льняные и шелковые ткани. Полиграфическая база Центрального района очень мощная, она представлена крупными типографиями Москвы, Твери, Ярославля. Владимира, Смоленска, Чехова. ТЭК Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа. В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС. Несмотря на развитую энергетику, район не обеспечивает себя полностью электроэнергией, поэтому частично использует электроэнергию из Поволжья. Агропромышленный комплекс—один из крупнейших в России по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности. В междуречье Оки и Волги развиваются молочное и мясомолочное скотоводство, свиноводство, овощеводство, картофелеводство. Транспорт. В Центральном районе хорошо развиты все виды транспорта; существует разветвленная радиально-кольцевая транспортная сеть. Ядро транспортной сети — Московская агломерация. Москва — крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям. Основные проблемы развития: · наиболее глубокий уровень спада и крайне тяжелое текущее положение промышленного производства; · сравнительно низкий уровень инвестиционной активности в данных регионах; · тяжелое в целом финансовое положение профилирующих предприятий и, как следствие, низкий уровень бюджетной обеспеченности за счет собственных источников; · относительно низкий уровень денежных доходов; · высокий уровень безработицы, в том числе в скрытой форме, среди экономически активного населения Перспективы развития: 1. приоритетный рост отраслей, производящих продукцию высоких технологий, в том числе отдельных направлений точного приборостроения (лазерная техника, медицинские приборы, контрольно-измерительная аппаратура и др.), биотехнологии, производства новых материалов с заданными свойствами, а также производство продукции аэрокосмической промышленности и средств связи; 2. сохранение ведущей роли этих регионов в общероссийской экономике по отдельным видам продукции транспортного машиностроения (в частности вагоностроение, моторостроение), 3. опережающее развитие комплекса отраслей, производящих товары народного потребления (бытовая техника, мебель, товары для спорта и отдыха, одежда и обувь); 4. закрепление доминирующей роли регионов в российской экономике в сфере кредитно-финансовых, страховых, консалтинговых, информационных, транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг в сфере образования и туризма; 5. усиление роли регионов в подготовке высококвалифицированных кадров для новых, прогрессивных отраслей и видов деятельности, создание на базе действующих университетов и технических ВУЗов (академий) сети технологических парков; 6. развитие внешнеэкономических связей с европейскими странами путем создания условий для приграничной торговли с Украиной и Белоруссией; 7. модернизация и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры: развитие сети скоростных автомагистралей и ЖД с выходом на транспортную сеть стран Европейского Союза, расширение международных аэропортов, открытие внутренних водных коммуникаций для трансграничной торговли. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |