Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальный комплекс: отраслевая структура, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития




Под социальным комплексом следует понимать совокупность отраслей материального производства и нематериальной сферы, функционирование которых связано с удовлетворением спроса населения на разнообразные промышленные товары и услуги.

Современное состояние отраслей соцкомплекса характеризуется общим спадом производства потребительских товаров и сокращением объема услуг, оказываемых населению. В 1990-2000 гг выпуск непродовольственных товаров сократился более чем на половину, а объем платных услуг населению на 3/5.

Территориальная организация производства и рынка потребительских товаров и услуг самым непосредственным образом связана с географией населения. Так, в 5 наиболее густонаселенных и урбанизированных регионах – Центральном, Северо-Западном, Волго-Вятском, Поволжском и Уральском, где проживает 3/5 населения РФ сосредоточено почти 4/5 всего выпуска промышленных товаров народного потребления и оказывается примерно 2/3 всего объема платных услуг населению.

Легкая промышленность. Важнейшее место в структуре соцкомплекса занимает легкая промышленность. Она включает более 20 отраслей и подотраслей, которые можно объединить в 4 группы: текстильная, швейная, кожевенная-меховая-обувная, прочие.

На долю предприятий легкой пром-ти до недавнего времени приходилось почти 2/5 производства непродовольственных товаров. За последние годы удельный вес продукции сократился до 1/5. существенно уменьшился выпуск основных видов продукции легкой пром-ти. Причины сокращения кроются не только в нехватке сырья, но, прежде всего в разрыве традиционных хозяйственных связей между его поставщиками и производителями готовой продукции; отсталости материально-технической базы (износ>50%); снижении спроса на дорогостоящую и не очень качественную отечественную продукцию. На внутреннем рынке конкуренцию оказывают импортированные товары, имеющие более выгодное соотношение «цена-качество».

На территориальную организацию влияют трудовой и потребительский факторы.

Сегодня около половины всей продукции выпускается в Центральном экономическом районе, в том числе 4/5 тканей. Крупным производителем остается Москва, С-Петербург и их окружения. Наряду с тканями заметное место занимают обувь, швейные и трикотажные изделия. В советский период произошли существенные сдвиги на восток. Новые центра легкой пром-ти появились в районах преимущественного развития тяжелой индустрии Урала, Западной и Восточной Сибири. (Баланс занятости мужского и женского населения, приближение производства к потребителю).

Из общего объема выпуска непродовольственных потребительских товаров 4/5 приходится на группу товаров культурно бытового и хоз. назначения. Их производством заняты предприятия многих отраслей хозяйства – машиностроения, металлурги; химической и др промышленности. Выпуск технически сложных товаров бытового предназначения сосредоточен в крупных промышленных центрах, обладающих необходимой материально-технической базой, квалифицированными кадрами.

Заметная роль в выпуске принадлежит предприятиям ВПК. Однако, чтобы удовлетворить спрос в продукции, отвечающей по своим потребительским свойствам современным требованиям, необходимо обновление материально-технической базы. Это даст качество, следовательно, позволит выдерживать конкуренцию с импортными товарами.

Торговля. Торговля как отрасль хозяйства включает наряду с собственно торговыми операциями такие виды деятельности, как оптовая закупка товаров у производителей, их транспортировка, складирование, хранение, подготовка к продаже. С начала 1990х в стране возрождаются такие формы оптовой торговли как биржевая и ярмарочная. Организация биржевой торговли, а также промышленных ярмарок и выставок способствует укреплению национального рынка, созданию конкурентной среды, предотвращению монополизма в сфере торговли, прежде всего сырьевыми товарами, и продукцией обрабатывающей промышленности.

В настоящее время почти весь розничный товарооборот сосредоточен в частном секторе. Почти 2/3 всего объема потребительских товаров реализуется в регионах Центральной России и Урало-Поволжья.

На территориальную организацию торговли оказывают влияние различные факторы: накопленный соц-эконом потенциал территории, численность населения, особенность расселения и уровень урбанизации, развитие транспорта и др. Так например, в городах формируется более плотная торговая и снабженческая сеть. Здесь получила развитие специализация на торговле отдельными видами промышленных товаров (хоз-ых, Спортивные, мебель и др.) Работают крупные универмаги и супермаркеты, постоянно расширяется фирменная торговля, осуществляемая непосредственными производителями продукции. В сельской местности торговая сеть значительно разрежена, торговля осуществляется небольшими по объему продаж универсальными торговыми предприятиями (все в 1 магазине). Регулярность снабжения зависит от состояния дорог, надежности транспорта. 

Успешное развитие торговли зависит от того, насколько полно учитывается спрос населения на те, или иные виды товаров. Потребности различаются по регионам. Жители Севера предъявляют повышенный интерес на теплую одежду и обувь, мясные и плодоовощные консервы. Население крупных промышленных центров отдает предпочтение товарам с потребительским св-ами: ПК, сложным электробытовым приборам и тд. В сельских районах растет спрос на технику по обработке небольших участков земли и переработке с/х продукции (техинвентарь тракторы там).

Сфера услуг. Сегодня в РФ производство услуг обеспечивает половину всего ВВП (в США – ¾). В структуре платных услуг населению по-прежнему преобладают 3 вида - бытовое, жилищно-коммунальное и транспортно-пассажирское обслуживание. На их долю приходится свыше 3/5 всего объема реализуемых услуг (в Японии более 4/5 слуг составляют услуги в области образования, здравоохранения и организации досуга).

Больше всего потребительских товаров и услуг на 1 жителя реализуется в Москве. С-Петербурге, других крупных пром, админ, и деловых центрах. Москва бесспорный лидер по оказанию банковских услуг. С уменьшением размеров населенных пунктов набор услуг существенно сокращается, а в сельской местности они представлены главным образом предприятиями службы быта, почты, автобусными перевозками.

На территориальную организацию рынка услуг влияют многие факторы: населенческий, географ. Положение, Обеспеченность объектами инфраструктуры, особенности городской застройки и тд.

Одновременно следует учитывать разнохарактерность и адресность предоставляемых услуг. Различают услуги повседневного спроса, это например транспортные услуги, службы быта и почты, образовательные учреждения, коммунальные услуги, общепит и тд. Такие предприятия размещаются равномерно. Периодические услуги – банковские, платное медобслуживание, пошив ремонт одежды, ремонт бытовушки и тд. Сравнительно редко потребляемые услуги – ремонт и строительство жилья, юридические консультации. Страховые компании и тд.

Внедрение электроники привело к появлению новых видов и форм обслуживания. Компьютерные технологии находят применение в консультационной службе, банковских услугах, досуга и тд.

Среди представляемых услуг особое место занимает рекреация – деятельность, направленная на восстановление здоровья чела, удовлетворения его эмоциональных. Духовных и культурных потребностей. Так же способствует улучшению и облагораживанию природных, культурно-исторических ландшафтов.

В условиях перехода к рынку рекреация может превратиться в высокодоходную отрасль хозяйства, приносящую в казну гос-ва и региональные бюджеты значительные деньги.

Пока у нас преобладает выездной труизм, что способствует оттоку валюты за рубеж. У нас рекреационное хозяйство размещается неравномерно. Большая часть суммарной емкости рекреационных учреждений сосредоточена в европейской части РФ – в Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском экономических районах, на среднем Урале.

Анализ состояния и проблем соцкомплекса РФ позволяет наметить ряд приоритетных направления по развитию производства и рынка потребит товаров и услуг:

1) научное обоснование территориальных организации сферы услуг с учетом особенностей расселения соцтструктуры населения

2) развитие маркетинговых исследований

3) совершенствование структуры услуг за счет увеличения образовательных мед, финн, информац, сервисных, рекреац-туристских услуг.

4) Развитие в сфере производства потребит товаров и услуг малого предпринимат-ва и среднего бизнеса, с привлечение иностранного капитала

5) Активный поиск источников финансирования и разработка экономических механизмов стимулирования предпринимательской деятельности

6) Укрепление материально-технической базы

7) Внедрение в сферу услуг достижений НТП, в том числе средств связи и информации технологий. 

 

 

19. Понятие региональной политики. Цель, задачи и направления региональной политики. Основные положения региональной стратегии России. Экономический механизм региональной политики.
Региональная политика государства – сфера деятельности управления политическим, социальным и экологическим развитием страны в региональном аспекте и отражающая как взаимодействие государства и регионов, так и регионов между собой.

3 уровня взаимодействия:

-федеральный уровень (федер. центр регион)

-межрегиональный (регион – регион)

-внутри региональный (региональный центр – периферия)

Виды региональной политики:

 -экономическая политика

-смягчение диспропорций

Механизмы: государственная финансовая помощь, привлечение инвесторов, ассигнование, карательные меры, штрафы.

- социальная политика

-сглаживание уровней жизни в регионах

- демографическая

В одних субъектах на повышение рождаемости, а в других наоборот.

Механизмы: пропаганда, экономические… меры.

 экистическая (поселенческая)

об эффективном использование территорий и размещение производства.

Механизмы: фин.-экономические рычаги, налоговые коэффициенты, административно правовые.

экологическая.

Носит региональный характер. В каждом регионе своя собственная политика. Здоровье: 20%-окружающая среда50-образ жизни20-наследственность10-медицина научно-техническая










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...