Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цели и задачи региональной политики
- Создание и упрочение единого экономического пространства. Обеспечение основ государственности. - Относительное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. - Приоритетное развитие регионов стратегически важных для государства. - Экологизация регионального природопользования. - Максимальное развитие использования природных ресурсов. Региональная экономическая политика - укрепление экономических основ территориальной целостности нашего государства. - достижение экономического и социального уровня комплексности. В развивающихся странах - вовлечение в оборот новых территорий. интеграция всех территорий смягчение противоречий между деревней и городом. смягчение ложной урбанизации Важность региональной экономической политики для России определяется: 1) ландшафтным и геологическим разнообразием страны, влияющим на особенности хозяйства в различных ее частях и дифференциацию издержек природопользования; 2) масштабностью самого пространства России, для контролирования и обустройства которого требуются большие дополнительные затраты, резко увеличивающиеся по мере освоения северных территорий (составляющих две трети РФ); 3) замедленным прохождением экономических реформ, особенно в периферийных и отсталых регионах, являющимся также результатом регионального сепаратизма, вплоть до конфликтных ситуаций (Чечня); 4) неравномерным освоением и экономическим развитием регионов, каждый из которых нуждается в особом экономическом подходе со стороны государства; 5) демографическими диспропорциями, сложившимися в результате фактической депопуляции населения в некоторых регионах (Дальний Восток, Нечерноземная полоса России и др.), а также мощными миграционными процессами, вызванными распадом СССР и кризисными ситуациями внутри самой России (на Северном Кавказе, Крайнем Севере и т. д.); 6) сложностью этнического и конфессионального состава населения страны, объективно обернувшейся в некоторых регионах размежеванием по национальному и религиозному признакам после упразднения унифицированной советской идеологии; 7) экономической напряженностью в отдельных регионах, доходящей до объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия; 8) формированием региональных рынков в условиях экономической самостоятельности районов, включая внешнеэкономические отношения и их объединение в ассоциации экономического взаимодействия. Задачи эк.политики: 1) укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства; 2) содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры; 3) сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы, повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения; 4) достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях; 5) развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.); 6) стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов Российской Федерации; 7) оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами; 8) разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и др.); 9) совершенствование экономического районирования страны.
20. Понятие "особая экономическая зона", цель создания ОЭЗ, особенности и проблемы их формирования в России. Основные положения Федерального закона «Об особых экономических зонах» (от 22.07.2005). Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. (Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» N 116-ФЗ от 22 июля 2005 г.) Цели создания особых экономических зон: § диверсификация экономики; § развитие высокотехнологичных отраслей и производство новых видов конкурентной продукции; § развитие обрабатывающих отраслей; § развитие туризма и санаторно-курортной сферы; § развитие транспортной, энергетической, инновационной и социальной инфраструктуры. § Задачи создания особых экономических зон: § переход от экспортно-сырьевой экономики к высокотехнологичному производству, присущему инновационной экономике; § развитие отраслей с высокой степенью переработки и создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере разработки и производства конкурентноспособной наукоемкой продукции и услуг; § развитие портового хозяйства и оказание портовых услуг, конкурентноспособных с зарубежными аналогами; § развитие туристической и санитарно-курортной деятельности; § упрощение административного режима ведения хозяйственной деятельности и улучшение инвестиционного климата; § обеспечение конкурентноспособности России в мировом сообществе и ее равноправной интеграции в мировое экономическое пространство. Особенности особых экономических зон России Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок. ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв.км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв.км. Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы. По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена. Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.
Типология регионов России по уровню социально-экономического развития. Характеристика регионов-доноров, депрессивных, кризисных районов. Критерии инвестиционной привлекательности экономических районов и субъектов Российской Федерации. Группировка регионов по социально-экономическому признаку. Социально-экономические характеристики регионов: 1.Доноры (не получающие финансовой помощи федерального правительства), 2.Реципиенты (формирующие основную долю налоговых поступлений в бюджетную систему страны), 3.Производящие наибольший объем промышленной продукции в стране, 4.С максимальным объемом инвестиций, 5.Крупнейшие территории (с максимальной численностью постоянного населения), 6.С высокой демографической нагрузкой (отношение численности населения в нетрудоспособном возрасте к численности трудоспособного населения), 7.С максимальным уровнем регистрируемой безработицы, 8.С низкой покупательной способностью зарплаты, 9.Регионы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, 10.Основные угледобывающие регионы. Регионы – доноры – это субъекты РФ с высоким экономическим потенциалом, который позволяет создавать налоговую базу, достаточную не только для бюджетного обеспечения своей территории, но и для перечисления средств в федеральный бюджет по действующему налоговому законодательству. Регионы-доноры: Республика Татарстан, Красноярский край, Пермский край, Вологодская область, Ленинградская область, Липецкая область, Самарская область, Свердловская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. Депрессивный регион. Этим термином обозначается определенная стадия развития региона, характеризующаяся по сравнению с предшествующим периодом спадом производства, появлением безработицы, снижением уровня жизни населения и в целом снижением инвестиционной привлекательности. К депрессивным регионам России относятся локальные зоны старопромышленных, и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. Кризисный регион Это стадия, следующая за депрессивным состоянием, когда депрессия принимает затяжной характер и сопровождается дальнейшим ухудшением основных социально-экономических показателей (падение производства и банкротство значительной части предприятий, массовая безработица, резкое снижение уровня жизни населения и сокращение его численности, потеря инвестиционной привлекательности). На этой стадии регион уже не может самостоятельно преодолеть тяжелую ситуацию и нуждается во внешней помощи (со стороны общегосударственных или региональных органов). К кризисным регионам относятся: Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Красноярский и Пермский края, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Кемеровская, Курская, Новгородская, Оренбургская, Самарская и Челябинская области. Инвестиционная привлекательность = соотношение инвест.потенциала и инвет.риска. Инвестиционный потенциал складывается из ряда частных потенциалов: 1.ресурсно-сырьевой (обеспеченность производства балансовыми запасами основных видов природных ресурсов), 2.трудовой (численность экономически активного населения, его образовательный уровень), 3.производственный (валовый региональный продукт), 4.инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений НТП в регионе), 5.институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики), 6.инфраструктурный (экономико-геогрф. положение региона и его инфраструктурная обеспеченность), 7.финансовый (объём налоговой базы и прибыльность предприятий региона), 8.потребительский (совокуп. покупат. способность населения региона). Инвестиционный риск – вероятность возможных потерь и недополучения ожидаемой прибыли в результате размещения капитала. И.р. может быть: 1.экономическим (отражает тенденции в экономическом развитии региона), 2.финансовым (показывает степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий), 3.политическим (учитывает полит.предпочтения рег.электората и местных органов управления), 4.социальным (выявляет уровень соц.напряжённости в рег.), 5.экологическим (определяет уровень загрязнения окруж.среды), 6.криминальным (даёт представление о криминогенной обстановке в рег.), 7.законодательным (хар-ет юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли эк-ки). Регионы с наибольшим потенциалом: Москва, СПб, Моск. обл., Свердл. обл., Краснодарский край, ХМАО, Красноярский край, р.Татарстан, Нижегородская обл, Самарская обл. Наименее рисковые регионы: Липецкая обл, Краснодарский край, Ростовская обл, р.Татарстан, Калининград.обл, Рязанская обл, Белгород. обл, Вологод. обл, Нижегород. обл, Чувашская респ.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 378. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |