Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные формы организации ППФП в ВУЗе и на производстве.




Как известно, эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма от подготовленности его к трудовой деятельности. Без всестороннего глубоко знания требований, предъявляемых к той или иной профессии, к физической подготовленности специалистов, невозможно определить задачи ППФП.

Соответствие возможностей организма человека выполняемой им работе выявляется с помощью профессиологии, в состав которой на ряду с трудовой экспертизой входит профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.

Под профессиографией понимается совокупность всех знаний относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристики различных профессий.

Решение проблемы профессионально-прикладной физической подготовки требует предварительного выявления профессионально важных для того или иного вида труда качеств, изучение условий, в которых он протекает, в том числе и профессиональных вредностей, что невозможно без профессиографических исследований.

Для ППФП особо важным в оценке профессиональной деятельности является выявление степени напряжения организма и отдельных его систем и функций. В итоге изучения профессии для целей ППФП должна составляться профессиограмма, в которой на основании характеристики условий и характера труда определяется комплекс требований к организму, включающий требования к физическим качествам (двигательным навыкам и психофизическим функциям).

В научной литературе приводятся многочисленные классификации профессионального труда, основанные на выделении разных ведущих признаков (в том числе по энергозатратам). Наиболее полную классификацию профессий, представляющую интерес для ППФП, предложил Ф.Т. Ткачев. Она включает 15 групп профессий. Каждая группа характеризуется психоэмоциональным напряжением, умениями и навыками (профессиональными), скоростью выполнения движений, расположением тела во время выполнения движения, физическим напряжением, воздействием посторонних факторов и т.д.

Работники лесохозяйственного комплекса и дорожники относятся к 10 группе профессии, связанные преимущественно с физическим трудом. Для них характерны однообразные движения, выполняемые в положении стоя, при значительном мышечном напряжении. Основная нагрузка падает на крупные мышечные группы туловища, рук и ног.

Строительные специальности – 14 группа, профессии связана с точными движениями на различной высоте и ограниченной площади опоры в положении сидя, стоя, при повышенном внимании.

Непосредственно будущие выпускники нашего вуза относятся к 15 группе (конструкторы, инженеры, ученые и т.д.) – эти профессии, которые отличает умственное напряжение, однообразие рабочей позы, крайняя ограниченность в движениях.

На основе имеющихся условий и характера трудовой деятельности можно синтезировать тот комплекс требований к организму (психофизические качества, двигательные навыки, слуховой и зрительный анализаторы и т.д.),который необходим для составления профессиограммы для ППФП.

Она включает:

1. Характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристику типичных аварий и травы, организации труда.

2. Описание санитарных условий труда (микроклимат, вентиляция, освещение) и профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, шума и вибрации и т.д.)

3. Требования к физическим качествам, навыкам.

4. Функциональные требования к психофизическим функциям.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...