Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 12. Потребительские предпочтения и предельная полезность.




Потребительские предпочтения – это процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется ввиду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности). Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше – на покупку другого, называется потребительским равновесием. Полезность – это способность продукта (услуги) удовлетворять потребности потребителей. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность – удовлетворение потребностей, связанной с потреблением определенного вида товара (услуги). Предельная полезность – прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги). Закон убывающей предельной полезности гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага будет менее полезна с точки зрения индивидуума, в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно и ценится очень дешево.

ВОПРОС 13. Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода показывает изменение реального дохода потребителя и его спроса при изменении цены на товары. Например, при снижении цены на мясо в 2 раза (с 10 до 5 руб. за 1 кг) на свой постоянный доход в 500 руб. потребитель сможет купить уже не 5 кг мяса, а 10 кг. Если же он хочет сохранить свое потребление мяса на прежнем уровне (5 кг), то на высвобожденные деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров. Смысл эффекта дохода заключается в том, что понижение цены товара сделало потребителя реально богаче и позволило расширить объем спроса. Даже после того как рост спроса данного потребителя приостановился, при дальнейшем понижении цены количество покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на мясо при неизменном уровне цен на другие товары, означает его относительное удешевление по сравнению, например, с колбасой, сосисками и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие сосиски покупкой более дешевого мяса и купит его не 5, а 7 или 10 кг. Эффект дохода и эффект замещения действуют параллельно, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют низкокачественные товары, потребительские качества которых невысоки. В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в обратных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные сигареты, будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. И богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.

ВОПРОС 14. Фирма (предприятие) – основная производственно-хозяйственная ячейка экономики.

Предприятием является самостоятельный субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Если целью предприятия является удовлетворение потребностей, то оно называется некоммерческим. Если целью предприятия является получение прибыли, то такое предприятие называется коммерческим. Необходимо провести отличие между предприятием и фирмой. Предприятие – учреждение в форме фабрики, завода, небольшого магазина, которое выполняет одну или несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма – организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Любое предприятие может осуществлять деятельность в следующих сферах общественной жизни: промышленность; сельское хозяйство; строительство; транспорт; связь; наука, научное обслуживание; торговля; образование; снабжение и т. д.

Предприятие является юридическим лицом, то есть в соответствие с законом оно выступает в качестве субъекта хозяйственных прав и обязанностей (ведет экономическую деятельность), имеет свой баланс (бухгалтерский), печать и расчетный счет в банке. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его уставом. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты, производит назначение (наем, избрание руководителя). Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятия со стороны государственных и общественных органов не допускается. В РФ для всех форм предприятий законом гарантируется равные права и возможности. Любое предприятие может самостоятельно: определять вид производимой, конкурентоспособной продукции; выбирать поставщиков и потребителей; устанавливать свободные цены на продукцию; заниматься внешней экономической деятельностью, валютная прибыль от которой за вычетом налогов используется им самостоятельно;

Предприятие в рыночных условиях может быть объявлено банкротом. В законодательстве РФ прямо закреплено, что претензии кредиторов могут быть обращены на любое имущество обанкротившегося предприятия.

ВОПРОС 15. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков.

Совершенно конкурентная фирма – фирма, которая принимает уровень цены на выпускаемую продукцию как постоянный, не зависящий от объема продаж. Предложение фирмы отражает взаимосвязь между ценой едины товара и количеством данного товара, которое фирма изъявляет готовность произвести и предложить на рынке той или иной цене за определенный период времени и при прочих равных условиях. Совершенно конкурентная фирма должна производить и продавать то количество продукции, которое обеспечит ей наибольший уровень прибыли при каждой возможной цене.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...