Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 4. Блага, ресурсы и экономический выбор.




ВОПРОС 1. Экономическая теория как наука.

Экономика в переводе с древнегреческого означает «искусство управления домашним хозяйством». Сегодняшнее понятие термина «экономика» двойственно. С одной стороны, под экономикой понимается вся система многофункционального хозяйства отдельной страны (или всего мира) с ее многочисленными отраслями, подотраслями, производствами, с системой развитых связей и отношений. С другой стороны, под экономикой часто понимают систему знаний об этом хозяйстве. В системе экономических наук экономическая теория имеет свой предмет исследования. Предмет – исследование проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в интересах удовлетворения потребностей человека. Эффект = результат/затраты. Методы экономической науки: исторический, экономико-математический, логический, эк. эксперимент.

Функции: познавательная (изучает и объясняет сущность происходящих в обществе экономических процессов, характеризует отдельные экономические явления), методологическая (экономическая теория выступ в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин), практическая.

ВОПРОС 2. Основные этапы развития экономической теории.

1-ый этап: Экономическая теория как наука носит название экономия. Предмет – правила (законы) ведения домашнего хозяйства. Первые экономисты: Платон, Аристотель, Ксинофонт.

2-ой этап: Название – политическая экономия. Переход от феодализма к капитализму. Предмет – правила ведения хозяйства государства. В развитии выделяют 3 направления: 1. меркантилизм (17-18 вв.): в качестве источника богатства общества меркантилисты рассматривали торговлю; Антуан Монкретьен 1615г. «Трактат политической экономии»; 2. классическая политическая экономия (конец 18 -19 вв.): перенесли вопрос об источнике богатства в сферу производства, раскрыли систему экономических отношений: производство – распределение – обмен – потребление; Француа Кенен, Ульян Питти, Адам Смит, Давид Риккардо; 3. политическая экономия труда (пролетарская политическая экономия): К. Маркс, Ленин; производственные отношения, интересы рабочего человека.

3-ий этап: Название – экономика (экономикс). Можно выделить 3 направления: 1. неоклассическое (за минимальную роль государства в экономике) последователи А. Смита; 2. кейнсианское (за рынок, за актуальную роль государства в экономике) Кейнс; 3. маниторизм (денежная масса – основной инструмент управления экономикой) Гайдар, Чубайс.

ВОПРОС 3. Экономические потребности, интересы, стимулы.

Экономические потребности – это потребности, возникающие при производственных отношениях. В их систему входят, прежде всего, предметные потребности (материальные и духовные) – в продуктах питания, одежде, газетах, книгах и т. д., а также социальные потребности - в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночных отношений экономические потребности опосредуются деньгами и приобретают форму спроса. Это, прежде всего, относится к, личным потребностям. Общественные потребности, т. е. потребности во благах общественных реализуются частично вне спроса - через социальные функции государства (например, использование страхового полиса в системе здравоохранения). Любая экономическая потребность - результат реальных противоречий общественного производства, выражает несоответствие экономических потребностей сложившимся производительным силам. Разрешение этих противоречий приводит, в конечном счете, как к росту производительных сил, так и к удовлетворению постоянно возрастающих потребностей.

Экономический интерес – система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса - объективной и субъективной приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.

Экономический стимул – экономический рычаг, с помощью которого удается влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования. Влияние на материальные интересы происходит через формы организации финансовых отношений.

ВОПРОС 4. Блага, ресурсы и экономический выбор.

Производство предполагает использование ресурсов. Ресурсы, вовлеченные в производство, выполняют роль факторов производства, если они есть определенный результат. Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источник средств, доходов. Ресурсы подразделяются на: экономические (функционирующие) и потенциальные (не вовлеченные в хозяйственный оборот). Экономические ресурсы включают: природные ресурсы, трудовые ресурсы (население в трудоспособном возрасте), материальные ресурсы (все созданные человеком средства производства, являющиеся результатом производства), финансовые ресурсы (денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства), информационные ресурсы (научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, статистическая, технологическая информация, а также другие виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта).

Чем дальше, тем явственнее в истории человечества прослеживается главное противоречие: несовпадение материальных желаний людей и возможности их удовлетворения. И постепенно люди натолкнулись на ограниченные возможности планеты удовлетворять их желания и прихоти. Преодоление разрыва между желаниями и возможностями потребовало от людей постоянного труда и величайшего напряжения своих интеллектуальных возможностей. И все же достигнутый уровень развития науки и техники еще не позволяет человечеству удовлетворять все потребности всех людей в полном объеме. Вот почему с древних времен в жизнь людей вошла фундаментальная проблема выбора. Проблема выбора – одна из главных трудностей человеческой цивилизации, состоящая в том, что из-за ограниченности природных и других ресурсов всегда приходится выбирать, на что потратить эти ресурсы, то есть на что именно и в каком количестве из них стоит производить. Факторы, определяющие экономический выбор. В основном экономисты выделяют два главных фактора:

потребности человека можно удовлетворить множеством самых различных способов, а это вызывает выбор одного наиболее рационального способа;

любой вид ресурсов можно использовать множеством различных способов.

Самый простой пример – нефть, режимы переработки которой можно менять в широком диапазоне. В результате «на выходе» получается либо больше бензина, но меньше мазута, либо наоборот. И так во всем. Веками люди ищут рациональные способы решения проблемы выбора. Человечество учится так распределять свои усилия и доступные ресурсы, чтобы наиболее полно удовлетворить широкий круг своих потребностей. Поиск путей ускорения роста благосостояния тем более сложен, что вся история экономики привела людей к осознанию простой истины: ничто не дается даром и к рождению понятия о цене выбора. Цена выбора – это жизненные блага или доходы, которых люди лишаются, когда выбирают иной вариант своих действий, нежели тот, который мог принести им эти блага или доходы. Выбор – это, пожалуй, основа всей нашей жизни. Каждый человек делает свой выбор сам, руководствуясь собственными представлениями о выгоде и моральных границах своего поведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...