Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обзор реформ 1992-1998 гг. и предпосылки завершения переходного периода
За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения двух типов: - институциональные, выражающиеся в возникновеним и укреплении рыночных институтов экономической деятельности; - вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 90-х гг., резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП. Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики. Такое сочетание не противоречит идее о том, что институциональная трансформация предопределяет вещественно-структурные перемены в экономике. Очевидно, что эффект в виде роста экономики проявляется не сразу после того, как сложилась новая система институтов. После возникновения основ рыночной институциональной системы в нашей стране в середине 90-х гг. в экономике в 1997 г. действительно появились признаки роста. Однако эти тенденции не получили развития из-за неблагоприятной внешнеэкономической ситуации и несостоятельной финансовой политики государства. Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация. Приватизация - это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам. Как процесс изменения отношений собственности, приватизация привела к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов. Независимость участников рынка от государства - очень важный признак рыночной экономики. О том, насколько ярко проявляется этот признак в России, можно судить по огромному влиянию крупных компаний и банков на положение дел в экономике, с которым вынуждено считаться и государство. Значение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник- это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.Наконец, приватизация преследует и Проблемы перехода крыночной экономике 709 фискальные цели, т. е. пополнение бюджета за счет продажи государственной собственности. Приватизация началась в 1993 г. До середины 1994 г. она осуществлялась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам. Можно ли было выбрать другую схему приватизации, например, продажу госсобственности? Нет, потому что население не располагало денежными средствами для покупки предприятий. Платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в условиях острой политической борьбы первой половины 90-х гг. было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить возврата к старой экономической системе. Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трех моделей. Первая модель предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций. По второй модели работники имели право приобрести 51% акций. Согласно третьей модели, группа менеджеров получала 30% акций предприятия после выполнения определенных обязательств перед государственными органами приватизации по инвестированию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности и т. п. На 70-75 % предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель, которую еще называют «инсайдерской». Инсайдеры - члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права собственности во время приватизации и после нее.(В отношении «внешних собственников», т. е. покупателей «со стороны», применяется термин «аутсайдеры»). Таким образом, формальными собственниками большинства приватизированных предприятий стали его работники, включая администрацию. В результате ваучерной приватизации к середине 1994 г. примерно 60% бывших государственных предприятий перешли в собственность трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фондов, других негосударственных организаций, а также граждан. Никто из серьезных экспертов не рассчитывал на то, что ваучерная приватизация приведет к формированию полноценной частной собственности. Важно, однако, что произошло формальное отделение большей части производственного имущества от государства. Это дало толчок дальнейшим преобразованиям в сфере отношений собственности, в том числе возникновению эффективных собственников. Акции, распыленные среди работников и других мелких собственников, постепенно сосредоточиваются в руках руководителей предприятий (в этом - источник обогащения большинства из так называемых «новых русских») или других собственников. Этот 710 Глава 30 процесс протекает очень медленно, и возможно, пройдет через несколько «волн» перераспределения акций. Но в конце концов, если не будет препятствий со стороны бюрократии, он должен привести к более эффективной работе приватизированных предприятий. Ведь как хорошо известно из теории прав собственности, свободное рыночное перераспределение прав собственности приводит к тому, что они сосредоточиваются в руках того владельца, кто способен извлечь из своего богатства наибольшую прибыль. В процессе приватизации благодаря обращению акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок - один из важнейших элементов рыночной системы. К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации относится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов - в госбюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство ее правовой базы обусловили запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях - сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет собственные интересы. В результате оказалось парализовано корпоративное управление - совокупность механизмов и процедур реализации акционерами своих прав собственности. В 1995 г. правительство объявило о начале «денежного» этапа приватизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Программа «денежной» приватизации реализовалась с большим трудом в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность. Поэтому в 1995-1996 гг. приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов. Их суть состоит в том, что банки давали кредит правительству под залог государственной собственности. Банки получили государственное имущество в так называемое «доверительное управление», а в дальнейшем, как правило, превратились в собственников этого имущества. Укрепление финансовых возможностей негосударственного сектора позволило правительству в 1997 г. отказаться от залоговых аукционов и перейти непосредственно к продаже предприятий. При этом в целях увеличения поступлений от приватизации и борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось в этом только частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существенно увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привлекательности объектов, выставляемых на торги. Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства страны, за небольшим исключением, принадлежали государству, то теперь основной стала частная Проблемы перехода к рыночной экономике 711 собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие. В 1997 г. предприятия распределялись по формам собственности следующим образом: государственные - 9%, муниципальные - 7%, в собственности общественных организаций - 5%, в смешанной и иностранной собственности - 10%, частные - 68%. Хотя частная собственность в России еще очень молода и зачастую недостаточно четко отделена от государственной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необратимых изменениях в структуре собственности в нашей стране. Вплоть до середины 1998 г. другим бесспорным успехом реформ считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в преодолении гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительских цен до 11% в 1997 г. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций. Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Иными словами, правительству закрыт доступ к «печатному станку». Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997 г., когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в обращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998 г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплеску инфляции на 30% в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы. Самый неблагоприятный ход реформ - в сфере реального производства. Как уже говорилось, по сравнению с началом 90-х гг. объем производства сократился более чем в два раза. Но при этом необходимо отметить быст- 712 Глава 30 рый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике. За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше - отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры. Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997 г. упали примерно до уровня 10-15 % по сравнению с показателями начала 90-х гг. Это делает преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модернизации производственных фондов. Переходу к экономическому росту обычно предшествует расширение инвестиций, причем временной интервал между всплеском инвестиций и началом роста составляет как минимум год. Это время необходимо для того, чтобы финансовые инвестиции трансформировались в прирост реальных производственных мощностей - станков, оборудования и т. д. Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалистического реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. Необходимо укрепить нормативно-регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие - одна из главных причин неудовлетворительного функционирования рынка в России, Крайне скудная финансовая основа для производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, требующих сравнительно небольших вложений средств: реструктуризации предприятий, проведения антимонопольной политики, создания экспортных картелей, защиты малого бизнеса, совершенствования правовых основ корпоративного управления и т. д. В основание нового экономического курса должна быть положена промышленная политика. Промышленная политика - это долгосрочный экономический курс государства, направленный на создание финансовых, организационных, правовых и других условий для быстрого и сбалансированного роста рыночной экономики. Ее долгосрочная цель - структурная перестройка экономики, формирование субъектов рынка, создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту в середине -конце первого десятилетия XXI века. Острая нехватка частных и государ- Проблемы перехода крыночной экономике 713 ственных капиталов заставляет концентрировать инвестиции на небольшом количестве наукоемких производств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Для этого необходимо прежде всего восстановить банковскую систему, которая послужит инструментом рыночного перераспределения ресурсов на приоритетные, с точки зрения общества, проекты и программы. Промышленную политику нужно сочетать с реформами бюджетной и налоговой систем, применением денежно-кредитных, валютных и других рычагов. Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то в 2002 -2003 гг. можно ожидать перехода к устойчивому росту, что позволит постепенно увеличивать отчисления на развитие социальной сферы, финансировать рост человеческого капитала и создать механизмы социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период. Основные понятия: Переходный период Транзитология Либерализация Социальная рыночная экономика Градуализм «Шоковая терапия» Жесткие бюджетные ограничения Институциональная трансформация Приватизация Эффективный собственник Инсайдеры Корпоративное управление Промышленная политика 714 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, наш «Курс экономической теории» завершен. Но мы надеемся, что многие читатели на этом не остановятся и будут стремиться углубить свои знания. Вы уже почувствовали, что экономисты отличаются особым взглядом на мир? Если да, то теперь и вы будете воспринимать все окружающее вас по-особому, сквозь призму экономического образа мышления. Даже анекдоты и художественную литературу. Например, вам рассказывают анекдот: маленький мальчик услышал по радио о повышении цен на водку. Радостный, он подбегает к отцу, страдающему хроническим алкоголизмом: «Папочка, значит, ты теперь будешь меньше пить?» И слышит в ответ: «Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть!». Конечно, вы мысленно уже прикидываете, что здесь перевешивает - эффект дохода или эффект замещения, и не идет ли речь о товаре Гиффена. Конечно, мы не призываем к тому, чтобы решительно во всем ивсегда видеть только проявление экономических законов. Но, освоив особый и, как иногда говорят, «птичий» язык экономистов, вы уже не освободитесь от его очарования. Тот, кто воспринял экономический образ мысли, будет чувствовать себя посвященным в своего рода братство, особую касту людей, знающих об этом мире то, что неведомо человеку, не изучавшему экономическую науку. Но погружение в эту удивительную область гуманитарного знания, похожее на приобщение к некоему откровению, ни в коем случае нельзя сравнивать с религией. Ибо, если в последнем случае требуется безоглядная вера, то в экономической науке обязательна проверка теории на ее истинность или ложность. Мы знаем, что рыночные системы различных стран — США, Японии, Чили, Южной Кореи и др. — характеризуются значительными специфическими особенностями. Но какие же фундаментальные, общие для всех стран приемы анализа рыночного хозяйства и важнейшие законы его функционирования должен уяснить для себя наш внимательный читатель? 1.Прежде всего, это положение о саморегулирующемся механизме рыночной экономики.Рынок - это живой социальный механизм, наделенный удивительной способностью к саморегуляции, движению к точке равновесия. Отсюда вытекает следующий принцип, а именно: 2. Равновесный метод исследования микро- и макроэкономических процессов,при помощи которого экономисты строят свои модели. Мы можем вспомнить поиск равновесия на отдельных товарных рынках, на рынке труда, денежном рынке. На макроуровне - это нахождение равновесия между сбережениями и инвестициями, доходами и расходами госбюджета и вообще равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Таким образом, изучать рынок - это искать состояние равновесия, Заключение 715 определять те пути, которые ведут к нему. В реальной жизни равновесия весьма трудно достичь, но экономическая теория позволяет определить эти пути не методом проб и ошибок, а на основе научного знания. 3. Важнейший принцип рационально экономического поведения в си Вообще, на макроуровне постоянное сопоставление предполагаемых выгод и издержек, может быть, даже более важно, нежели процесс принятия решения отдельным фермером или банкиром. Каковы выгоды и издержки при проведении антиинфляционных программ? При снижении налогов? При повышении ставки процента? Не приведет ли правительственная политика, направленная на достижение определенных «макроэкономических выгод», к несоразмерным «макроэкономическим издержкам»? Об этом универсальном принципе сопоставления важно помнить политикам и государственным деятелям не только в нормально функционирующем рыночном хозяйстве, но и особенно при переходе от командной системы к рынку. 4. Экономическая теория в значительной степени напоминает игру в шахматы: важно представлять, какие последствия (последующие ходы) произойдут, если изменится хотя бы один из параметров хозяйственной системы.Что произойдет с ценами на автомобили, если повысится цена на бензин? Как отреагируют фирмы на повышение налогов? Как отреагирует население на повышение процентных ставок по депозитам? Сократится ли энергопотребление и начнутся ли поиски ресурсосберегающей технологии, если повысятся цены на энергоносители? Вопросы можно задавать до бесконечности, и только экономическая теория поможет дать на них правильные ответы. Рыночное хозяйство - живой организм, в котором все взаимосвязано, поэтому стоит только задеть одну клеточку этого организма, как непременно последует реакция и других его частей. Предвидеть эту реакцию на основе объективных экономических законов рыночного хозяйства — непременное условие высокопрофессиональной макроэкономической политики правительства в любом государстве. 5. Положение о саморегулирующейся рыночной системе подсказывает нам и пределы государственного вмешательства в рыночный механизм. Как живой человеческий организм наделен (до известной степени) способностью к самоизлечению, так и «сбои и поломки» рыночного хозяйства нередко спо- 7!6 Заключение собен выправить сам рынок. Можно провести аналогию с болезнью человека, носящей не слишком серьезный, а, тем более, хронический характер. Если вы простудились и у вас слегка, на 0,5°, поднялась температура, то не нужно пить горстями аспирин. Повышенная температура — естественная реакция организма, означающая, что начали действовать его защитные механизмы. Но если вы сломали ногу — вмешательство хирурга неизбежно. К началу XX в. рыночный механизм стал демонстрировать серьезные сбои, которые потребовали государственного вмешательства. Но вся сложность государственного регулирования заключается в том, чтобы не разрушить сокровенные механизмы самонастройки рынка. Так, установление государством максимальных или минимальных цен на какую-либо продукцию может обернуться нарушением важнейшей функции цены в товарном хозяйстве - быть объективным информационным сигналом.Да, с гиперинфляцией надо бороться, но если это делать административным путем подавления открытого роста цен, устанавливать потолки цен и заработной платы - это приведет лишь к дефицитам тех или иных товаров и производственных ресурсов. Да, рынок проходит мимо тех, кто не обладает «денежными голосами» - больных, инвалидов, вынужденно безработных — и здесь государственное вмешательство вполне оправдано. Но если высокий уровень пособий по безработице будет подрывать стимулы к активному поиску работы, то будут подрываться и сами механизмы эффективного хозяйствования. Корректировать, но не разрушать рыночный механизм— вот еще одна заповедь эффективной макроэкономической политики. 6. Рыночная система хозяйства предполагает, что в ней действуют люди, характеризующиеся рациональным экономическим поведением. Это не означает узко понимаемой модели «homo economicus» (см. гл. 1), где человек представлен неким скупцом и скрягой, думающим лишь о деньгах и более ни о чем. Но все-таки рациональное экономическое поведение предполагает, что человек стремится минимизировать свои денежные (и иные) затраты и максимизировать свою денежную выгоду. Только в расчете на рациональное экономическое поведение населения можно проводить эффективную макроэкономическую политику. Так, если Центральный банк повышает учетную ставку, это означает (среди прочих последствий) удорожание кредита. Рациональный экономический субъект, естественно, будет ограничивать свой спрос на дорогой кредит, а не наоборот. Если продавец понижает цены на свой товар, он предполагает, что величина спроса на него вырастет, так как (при прочих равных условиях) люди предпочитают покупать дешевле, а не дороже те или иные товары. Если все это не так, если населению чуждо рациональное экономическое поведение, то никакие реформы, направленные на создание рыночного хозяйства, не будут срабатывать. 7. В рыночном хозяйстве, сколь специфичными ни были бы экономичес- Заключение 717 кие условия какой-либо страны, нет и не может быть бесплатных факторов производства(ресурсов), а также изготовленных с их помощью товаров. Все имеет свою рыночную цену, все покупается и продается, а не дарится или передается безвозмездно. То, что марксизмом трактовалось как всесилие денег, царство циничного расчета и голого чистогана, означает лишь то, что товары, услуги и факторы производства распределяются на основе объективных ценовых сигналов. Рыночная цена, а не чье-то волевое решение служит критерием, на основе которого происходит движение самых разнообразных товаров и услуг А как же бесплатное медицинское обслуживание, образование и некоторые другие блага, которые предоставляются определенным категориям граждан? Дело в том, что бесплатная медицина на самом деле не является таковой - ведь расходы на медицинские услуги оплачиваются из государственного бюджета (за счет налогов с предпринимателей и населения). Следовательно, чем больший круг каких-либо услуг мы хотим сделать «бесплатными», тем более высокую цену придется за это заплатить (в виде повышения ставок налогообложения). Но здесь есть опасный предел, так как высокие налоговые ставки могут подорвать стимулы легального предпринимательства. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке!» - эту пословицу важно помнить, если в погоне за расширением номенклатуры бесплатных услуг мы не хотим попасть в «мышеловку» снижения эффективности в масштабах всей страны. И, наконец, важно еще раз сказать о применимости или неприменимости тех или иных теорий к реалиям российской экономики, о чем шла речь в предисловии к «Курсу экономической теории». Часто можно услышать, что монетаризм России не подходит, что теорема Коуза у нас не работает и т. п., а потому нам нужно искать свой путь и не забивать голову студентам разными западными моделями. Но Р.Коуз, формулируя свою теорему (см. гл. 15), никак не предполагал, что перераспределение прав собственности будет идти с помощью прикладывания к жизненно важным органам конкурента электрического утюга, кровавых разборок между различными «авторитетами», «крышами» и т. п. И если поиск эффективного собственника в нашей системе хозяйства происходит именно так, то винить надо не лауреата нобелевской премии, отбрасывая его концепцию, а российские институциональные условия ( см. гл. 30). Если изучение «Курса экономической теории» позволило осознать объективные закономерности, присущие рыночному хозяйству любой страны, если за отдельными явлениями повседневной экономической жизни читатель сможет теперь увидеть их взаимосвязь, если становятся все более понятными выступления отечественных и зарубежных политических лидеров, оперирующих категориями микро- и макроэкономики, то авторы учебника будут считать свою задачу в значительной степени выполненной. 718 Предметный указатель |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |