Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обзор реформ 1992-1998 гг. и предпосылки завершения переходного периода




За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные из­менения двух типов:

- институциональные, выражающиеся в возникновеним и укреплении рыночных институтов экономической деятельности;

- вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 90-х гг., резком со­кращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.

Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институ­циональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики.

Такое сочетание не противоречит идее о том, что институциональная трансформация предопределяет вещественно-структурные перемены в эко­номике. Очевидно, что эффект в виде роста экономики проявляется не сра­зу после того, как сложилась новая система институтов. После возникно­вения основ рыночной институциональной системы в нашей стране в сере­дине 90-х гг. в экономике в 1997 г. действительно появились признаки рос­та. Однако эти тенденции не получили развития из-за неблагоприятной внешнеэкономической ситуации и несостоятельной финансовой политики государства.

Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватиза­ция. Приватизация - это платная или бесплатная передача государ­ственного имущества частным владельцам.

Как процесс изменения отношений собственности, приватизация приве­ла к изменению самой природы российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономи­ку, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.

Независимость участников рынка от государства - очень важный при­знак рыночной экономики. О том, насколько ярко проявляется этот признак в России, можно судить по огромному влиянию крупных компаний и бан­ков на положение дел в экономике, с которым вынуждено считаться и госу­дарство.

Значение приватизации состоит еще и в том, что она позволяет при­влечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник- это физическое или юриди­ческое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на пред­приятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.Наконец, приватизация преследует и


Проблемы перехода крыночной экономике


709


фискальные цели, т. е. пополнение бюджета за счет продажи государствен­ной собственности.

Приватизация началась в 1993 г. До середины 1994 г. она осуществля­лась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплат­но раздаваемые всем гражданам. Можно ли было выбрать другую схему приватизации, например, продажу госсобственности? Нет, потому что на­селение не располагало денежными средствами для покупки предприятий. Платная приватизация растянулась бы на долгие годы. Между тем в усло­виях острой политической борьбы первой половины 90-х гг. было очень важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить воз­врата к старой экономической системе.

Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трех моделей. Первая модель предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций. По второй модели работники имели право при­обрести 51% акций. Согласно третьей модели, группа менеджеров по­лучала 30% акций предприятия после выполнения определенных обяза­тельств перед государственными органами приватизации по инвестирова­нию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности и т. п. На 70-75 % предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель, которую еще называют «инсайдерской». Инсайдеры - члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права соб­ственности во время приватизации и после нее.(В отношении «внешних собственников», т. е. покупателей «со стороны», применяется термин «аут­сайдеры»). Таким образом, формальными собственниками большинства приватизированных предприятий стали его работники, включая админист­рацию.

В результате ваучерной приватизации к середине 1994 г. примерно 60% бывших государственных предприятий перешли в собственность трудовых коллективов, новосозданных акционерных обществ, инвестиционных фон­дов, других негосударственных организаций, а также граждан.

Никто из серьезных экспертов не рассчитывал на то, что ваучерная при­ватизация приведет к формированию полноценной частной собственности. Важно, однако, что произошло формальное отделение большей части про­изводственного имущества от государства. Это дало толчок дальнейшим преобразованиям в сфере отношений собственности, в том числе возник­новению эффективных собственников. Акции, распыленные среди работни­ков и других мелких собственников, постепенно сосредоточиваются в ру­ках руководителей предприятий (в этом - источник обогащения большин­ства из так называемых «новых русских») или других собственников. Этот


710


Глава 30


процесс протекает очень медленно, и возможно, пройдет через несколь­ко «волн» перераспределения акций. Но в конце концов, если не будет препятствий со стороны бюрократии, он должен привести к более эф­фективной работе приватизированных предприятий. Ведь как хорошо известно из теории прав собственности, свободное рыночное перерас­пределение прав собственности приводит к тому, что они сосредоточива­ются в руках того владельца, кто способен извлечь из своего богатства наи­большую прибыль.

В процессе приватизации благодаря обращению акций и других ценных бумаг стал формироваться фондовый рынок - один из важнейших элемен­тов рыночной системы.

К числу серьезных недостатков российской схемы приватизации отно­сится отсутствие притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов - в госбюджет. Высокие темпы приватизации и несовершенство ее правовой базы обусловили запутанность и противоречивость отношений собственности на предприятиях - сосуществование нескольких владельцев крупных пакетов акций, каждый из которых имеет собственные интересы. В результате оказалось парализовано корпоративное управление - сово­купность механизмов и процедур реализации акционерами своих прав собственности.

В 1995 г. правительство объявило о начале «денежного» этапа прива­тизации, предусматривающего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Программа «денежной» приватизации реализо­валась с большим трудом в связи с явным недостатком желающих купить государственную собственность. Поэтому в 1995-1996 гг. приватизация осуществлялась главным образом в форме залоговых аукционов. Их суть состоит в том, что банки давали кредит правительству под залог государ­ственной собственности. Банки получили государственное имущество в так называемое «доверительное управление», а в дальнейшем, как правило, превратились в собственников этого имущества.

Укрепление финансовых возможностей негосударственного сектора по­зволило правительству в 1997 г. отказаться от залоговых аукционов и пе­рейти непосредственно к продаже предприятий. При этом в целях увеличе­ния поступлений от приватизации и борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось в этом только частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существен­но увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привле­кательности объектов, выставляемых на торги.

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственно­сти. Если раньше все материальные богатства страны, за небольшим ис­ключением, принадлежали государству, то теперь основной стала частная


Проблемы перехода к рыночной экономике


711


собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципаль­ная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельс­ким поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.

В 1997 г. предприятия распределялись по формам собственности следу­ющим образом: государственные - 9%, муниципальные - 7%, в собствен­ности общественных организаций - 5%, в смешанной и иностранной соб­ственности - 10%, частные - 68%. Хотя частная собственность в России еще очень молода и зачастую недостаточно четко отделена от государствен­ной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необра­тимых изменениях в структуре собственности в нашей стране.

Вплоть до середины 1998 г. другим бесспорным успехом реформ счита­лась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в пре­одолении гиперинфляции 1992-1993 гг. и снижении индекса потребительс­ких цен до 11% в 1997 г. Обуздание инфляции сопровождалось стабилиза­цией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприя­тия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денеж­ной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Иными словами, правительству зак­рыт доступ к «печатному станку». Центральный банк обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997 г., когда рост цен сни­зился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк стал постепенно смягчать денежную политику, увеличивая выпуск денег в об­ращение, что сыграло заметную роль в оживлении производства.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998 г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплес­ку инфляции на 30% в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-фи­нансовой системы.

Самый неблагоприятный ход реформ - в сфере реального производства. Как уже говорилось, по сравнению с началом 90-х гг. объем производства сократился более чем в два раза. Но при этом необходимо отметить быст-


712


Глава 30


рый рост сектора услуг, в том числе финансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.

За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше - отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей про­мышленности называют «утяжелением» экономической структуры.

Темпы падения капиталовложений и обновления фондов превышают темпы сокращения промышленного производства. Инвестиции в 1997 г. упали примерно до уровня 10-15 % по сравнению с показателями начала 90-х гг. Это делает преодоление кризиса особенно трудным, потому что увеличение выпуска продукции требует капиталовложений для модерниза­ции производственных фондов. Переходу к экономическому росту обычно предшествует расширение инвестиций, причем временной интервал между всплеском инвестиций и началом роста составляет как минимум год. Это время необходимо для того, чтобы финансовые инвестиции трансформиро­вались в прирост реальных производственных мощностей - станков, обо­рудования и т. д.

Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодом постсоциалисти­ческого реформирования в России и требует реализации более продуман­ной и взвешенной стратегии преобразований.

Необходимо укрепить нормативно-регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие - одна из главных при­чин неудовлетворительного функционирования рынка в России, Крайне скудная финансовая основа для производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, требующих сравнительно небольших вложений средств: реструктуризации предприя­тий, проведения антимонопольной политики, создания экспортных карте­лей, защиты малого бизнеса, совершенствования правовых основ корпора­тивного управления и т. д.

В основание нового экономического курса должна быть положена про­мышленная политика.

Промышленная политика - это долгосрочный экономический курс государства, направленный на создание финансовых, организацион­ных, правовых и других условий для быстрого и сбалансированного роста рыночной экономики.

Ее долгосрочная цель - структурная перестройка экономики, формиро­вание субъектов рынка, создание системы высокотехнологичных и конку­рентоспособных производств и переход к устойчивому росту в середине -конце первого десятилетия XXI века. Острая нехватка частных и государ-


Проблемы перехода крыночной экономике


713


ственных капиталов заставляет концентрировать инвестиции на небольшом количестве наукоемких производств, способных выпускать конкурентоспо­собную экспортную продукцию. Для этого необходимо прежде всего вос­становить банковскую систему, которая послужит инструментом рыночно­го перераспределения ресурсов на приоритетные, с точки зрения общества, проекты и программы. Промышленную политику нужно сочетать с рефор­мами бюджетной и налоговой систем, применением денежно-кредитных, валютных и других рычагов.

Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то в 2002 -2003 гг. можно ожидать перехода к устойчивому росту, что позволит посте­пенно увеличивать отчисления на развитие социальной сферы, финансиро­вать рост человеческого капитала и создать механизмы социального парт­нерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переход­ный период.

Основные понятия:

Переходный период

Транзитология

Либерализация

Социальная рыночная экономика

Градуализм

«Шоковая терапия»

Жесткие бюджетные ограничения

Институциональная трансформация

Приватизация

Эффективный собственник

Инсайдеры

Корпоративное управление

Промышленная политика


714

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наш «Курс экономической теории» завершен. Но мы надеемся, что многие читатели на этом не остановятся и будут стремиться углубить свои знания. Вы уже почувствовали, что экономисты отличаются особым взгля­дом на мир? Если да, то теперь и вы будете воспринимать все окружающее вас по-особому, сквозь призму экономического образа мышления. Даже анекдоты и художественную литературу. Например, вам рассказывают анек­дот: маленький мальчик услышал по радио о повышении цен на водку. Ра­достный, он подбегает к отцу, страдающему хроническим алкоголизмом: «Папочка, значит, ты теперь будешь меньше пить?» И слышит в ответ: «Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть!». Конечно, вы мысленно уже прикидываете, что здесь перевешивает - эффект дохода или эффект замещения, и не идет ли речь о товаре Гиффена.

Конечно, мы не призываем к тому, чтобы решительно во всем ивсегда видеть только проявление экономических законов. Но, освоив особый и, как иногда говорят, «птичий» язык экономистов, вы уже не освободитесь от его очарования. Тот, кто воспринял экономический образ мысли, будет чувствовать себя посвященным в своего рода братство, особую касту лю­дей, знающих об этом мире то, что неведомо человеку, не изучавшему эко­номическую науку. Но погружение в эту удивительную область гуманитар­ного знания, похожее на приобщение к некоему откровению, ни в коем слу­чае нельзя сравнивать с религией. Ибо, если в последнем случае требуется безоглядная вера, то в экономической науке обязательна проверка теории на ее истинность или ложность.

Мы знаем, что рыночные системы различных стран — США, Японии, Чили, Южной Кореи и др. — характеризуются значительными специфичес­кими особенностями. Но какие же фундаментальные, общие для всех стран приемы анализа рыночного хозяйства и важнейшие законы его функциони­рования должен уяснить для себя наш внимательный читатель?

1.Прежде всего, это положение о саморегулирующемся механизме рыночной экономики.Рынок - это живой социальный механизм, наделен­ный удивительной способностью к саморегуляции, движению к точке рав­новесия. Отсюда вытекает следующий принцип, а именно:

2. Равновесный метод исследования микро- и макроэкономических процессов,при помощи которого экономисты строят свои модели. Мы мо­жем вспомнить поиск равновесия на отдельных товарных рынках, на рын­ке труда, денежном рынке. На макроуровне - это нахождение равновесия между сбережениями и инвестициями, доходами и расходами госбюджета и вообще равновесия между совокупным спросом и совокупным предложе­нием. Таким образом, изучать рынок - это искать состояние равновесия,


Заключение


715


определять те пути, которые ведут к нему. В реальной жизни равновесия весьма трудно достичь, но экономическая теория позволяет определить эти пути не методом проб и ошибок, а на основе научного знания.

3. Важнейший принцип рационально экономического поведения в си­
стеме рыночного хозяйства: постоянное сравнение предельных (допол­
нительных) издержек и предельного (дополнительного) дохода.
Не сле­
дует думать, что это относится только к известному равенству МС = MR из
раздела «Микроэкономика» (см. гл. 6). Сравнение предполагаемых издер­
жек и предполагаемых выгод - универсальная модель поведения субъекта в
рыночном хозяйстве. Это может относиться и к домашней хозяйке, размышля­
ющей о затратах и выгодах при покупке очередной порции бифштексов, но
это относится и к правительственным органам, определяющим, закрывать
или не закрывать загрязняющее окружающую среду предприятие.

Вообще, на макроуровне постоянное сопоставление предполагаемых выгод и издержек, может быть, даже более важно, нежели процесс приня­тия решения отдельным фермером или банкиром. Каковы выгоды и издер­жки при проведении антиинфляционных программ? При снижении нало­гов? При повышении ставки процента? Не приведет ли правительственная политика, направленная на достижение определенных «макроэкономичес­ких выгод», к несоразмерным «макроэкономическим издержкам»? Об этом универсальном принципе сопоставления важно помнить политикам и госу­дарственным деятелям не только в нормально функционирующем рыноч­ном хозяйстве, но и особенно при переходе от командной системы к рынку.

4. Экономическая теория в значительной степени напоминает игру в шахматы: важно представлять, какие последствия (последующие ходы) произойдут, если изменится хотя бы один из параметров хозяйственной системы.Что произойдет с ценами на автомобили, если повысится цена на бензин? Как отреагируют фирмы на повышение налогов? Как отреагирует население на повышение процентных ставок по депозитам? Сократится ли энергопотребление и начнутся ли поиски ресурсосберегающей технологии, если повысятся цены на энергоносители? Вопросы можно задавать до бес­конечности, и только экономическая теория поможет дать на них правиль­ные ответы. Рыночное хозяйство - живой организм, в котором все взаимо­связано, поэтому стоит только задеть одну клеточку этого организма, как непременно последует реакция и других его частей. Предвидеть эту реак­цию на основе объективных экономических законов рыночного хозяйства — непременное условие высокопрофессиональной макроэкономической политики правительства в любом государстве.

5. Положение о саморегулирующейся рыночной системе подсказывает нам и пределы государственного вмешательства в рыночный механизм. Как живой человеческий организм наделен (до известной степени) способностью к самоизлечению, так и «сбои и поломки» рыночного хозяйства нередко спо-


7!6                                                                                                                              Заключение

собен выправить сам рынок. Можно провести аналогию с болезнью чело­века, носящей не слишком серьезный, а, тем более, хронический характер. Если вы простудились и у вас слегка, на 0,5°, поднялась температура, то не нужно пить горстями аспирин. Повышенная температура — естественная ре­акция организма, означающая, что начали действовать его защитные меха­низмы. Но если вы сломали ногу — вмешательство хирурга неизбежно.

К началу XX в. рыночный механизм стал демонстрировать серьезные сбои, которые потребовали государственного вмешательства. Но вся слож­ность государственного регулирования заключается в том, чтобы не разру­шить сокровенные механизмы самонастройки рынка. Так, установление государством максимальных или минимальных цен на какую-либо продук­цию может обернуться нарушением важнейшей функции цены в товар­ном хозяйстве - быть объективным информационным сигналом.Да, с гиперинфляцией надо бороться, но если это делать административным пу­тем подавления открытого роста цен, устанавливать потолки цен и заработ­ной платы - это приведет лишь к дефицитам тех или иных товаров и про­изводственных ресурсов. Да, рынок проходит мимо тех, кто не обладает «денежными голосами» - больных, инвалидов, вынужденно безработных — и здесь государственное вмешательство вполне оправдано. Но если вы­сокий уровень пособий по безработице будет подрывать стимулы к актив­ному поиску работы, то будут подрываться и сами механизмы эффективно­го хозяйствования.

Корректировать, но не разрушать рыночный механизм— вот еще одна заповедь эффективной макроэкономической политики.

6. Рыночная система хозяйства предполагает, что в ней действуют люди, характеризующиеся рациональным экономическим поведением. Это не оз­начает узко понимаемой модели «homo economicus» (см. гл. 1), где человек представлен неким скупцом и скрягой, думающим лишь о деньгах и более ни о чем. Но все-таки рациональное экономическое поведение предполага­ет, что человек стремится минимизировать свои денежные (и иные) затра­ты и максимизировать свою денежную выгоду. Только в расчете на рацио­нальное экономическое поведение населения можно проводить эффектив­ную макроэкономическую политику. Так, если Центральный банк повыша­ет учетную ставку, это означает (среди прочих последствий) удорожание кредита. Рациональный экономический субъект, естественно, будет ограни­чивать свой спрос на дорогой кредит, а не наоборот. Если продавец пони­жает цены на свой товар, он предполагает, что величина спроса на него вырастет, так как (при прочих равных условиях) люди предпочитают поку­пать дешевле, а не дороже те или иные товары. Если все это не так, если насе­лению чуждо рациональное экономическое поведение, то никакие реформы, направленные на создание рыночного хозяйства, не будут срабатывать.

7. В рыночном хозяйстве, сколь специфичными ни были бы экономичес-


Заключение                                                                                                                            717

кие условия какой-либо страны, нет и не может быть бесплатных факто­ров производства(ресурсов), а также изготовленных с их помощью това­ров. Все имеет свою рыночную цену, все покупается и продается, а не да­рится или передается безвозмездно. То, что марксизмом трактовалось как всесилие денег, царство циничного расчета и голого чистогана, означает лишь то, что товары, услуги и факторы производства распределяются на основе объективных ценовых сигналов. Рыночная цена, а не чье-то воле­вое решение служит критерием, на основе которого происходит движение самых разнообразных товаров и услуг

А как же бесплатное медицинское обслуживание, образование и неко­торые другие блага, которые предоставляются определенным категориям граждан? Дело в том, что бесплатная медицина на самом деле не является таковой - ведь расходы на медицинские услуги оплачиваются из государ­ственного бюджета (за счет налогов с предпринимателей и населения). Сле­довательно, чем больший круг каких-либо услуг мы хотим сделать «бесплатными», тем более высокую цену придется за это заплатить (в виде повышения ставок налогообложения). Но здесь есть опасный предел, так как высокие налоговые ставки могут подорвать стимулы легального пред­принимательства. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке!» - эту пословицу важно помнить, если в погоне за расширением номенклатуры бесплатных услуг мы не хотим попасть в «мышеловку» снижения эффек­тивности в масштабах всей страны.

И, наконец, важно еще раз сказать о применимости или неприменимо­сти тех или иных теорий к реалиям российской экономики, о чем шла речь в предисловии к «Курсу экономической теории». Часто можно услышать, что монетаризм России не подходит, что теорема Коуза у нас не работает и т. п., а потому нам нужно искать свой путь и не забивать голову студентам разными западными моделями. Но Р.Коуз, формулируя свою теорему (см. гл. 15), никак не предполагал, что перераспределение прав собствен­ности будет идти с помощью прикладывания к жизненно важным органам конкурента электрического утюга, кровавых разборок между различными «авторитетами», «крышами» и т. п. И если поиск эффективного собствен­ника в нашей системе хозяйства происходит именно так, то винить надо не лауреата нобелевской премии, отбрасывая его концепцию, а российские ин­ституциональные условия ( см. гл. 30).

Если изучение «Курса экономической теории» позволило осознать объективные закономерности, присущие рыночному хозяйству любой стра­ны, если за отдельными явлениями повседневной экономической жизни читатель сможет теперь увидеть их взаимосвязь, если становятся все более понятными выступления отечественных и зарубежных политических лиде­ров, оперирующих категориями микро- и макроэкономики, то авторы учеб­ника будут считать свою задачу в значительной степени выполненной.

















718


Предметный указатель










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...