Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Институциональная трансформация в переходный период
Мы уже не раз обращались к теме возникновения и развития рыночных институтов в период трансформации. Значение этой проблемы состоит в том, что рыночное поведение экономических агентов может опираться только на рыночные институты. Ведь в любой экономической системе поведение хозяйствующих субъектов задается «правилами игры». Например, в социалистический период предприятия искусственно наращивали материалоемкость выпускаемой продукции не по злой воле руководителей, а потому, что к этому их направляла система действовавших тогда хозяйственно-правовых условий и экономических стимулов (выполнение плана зависело от объема готовой продукции в стоимостном выражении; чем больше сырья и материалов на единицу продукции, тем выше ее цена и тем проще выполнить план). Поскольку именно «правила игры» определяют поведение экономических субъектов, можно утверждать, что институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям постсоциалистических реформ, например, структурным. Институциональная трансформация в переходный период - это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций и замена ими старых правил и организаций, присущих административно-командной системе. Поясним, что между учеными-теоретиками идет дискуссия о том, что же такое институты. Многие ученые, например, лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт, считают, что институты - это формальные и неформальные правила экономической деятельности. Для того, чтобы максимизировать прибыль в рамках тех возможностей, которые предоставляют эти правила, индивиды создают организации (например, фирмы, банки и т.д.). Деятельность организаций в рамках экономических институтов можно сравнить с игрой футбольных команд в рамках правил проведения футбольных матчей. Однако в нестрогом смысле к институтам относят не только правила, но и сами организации. Поэтому об институциональной трансформации переходного периода принято говорить не только применительно к изменению законов, регулирующих экономическую деятельность, но и применительно к изменениям в структуре и содержании экономических организаций: приватизации, реструктуризации предприятий (погашению задолженности, разукрупнению, изменению состава собственников и т. д.), развитию малого бизнеса и др. Современный институционализм исследовал механизмы эволюции институтов, показав, что развитие институтов представляет непрерывную ли- Проблемы перехода к рыночной экономике 707 нию, или перетекание одного института в другой. Это обусловливает сильную зависимость институциональной системы от предшествующего исторического пути. Но институты постоянно меняются под влиянием внутренних причин и заимствований. Поэтому исторические траектории разных стран никогда не сливаются в одну линию, но могут довольно близко сближаться друг с другом. Применительно к России это означает, что практика трансформации не должна игнорировать фундаментальную черту российского исторического пути - огромную роль государства. Пренебрежение этим обстоятельством и стремление одномоментно освободить экономику от государственного вмешательства обернулось неудачей ранних либеральных преобразований и не позволило реформам продвинуться так далеко, как на это рассчитывали их инициаторы. Важно, чтобы институты образовывали цельную и связанную систему. Изолированные рыночные институты не всегда работают по законам рынка. Даже в рамках командно-административной системы иногда допускалось существование институтов рыночного характера. Например, в Польше при социализме преобладала частная собственность на землю. Однако аграрные отношения строились все-таки по законам командно-административной системы, потому что именно эта система задавала «правила игры». В отличие от западных стран с многовековой историей институциональной эволюции, институциональная среда постсоциалистических стран отличается наличием множества «пустот», т. е. отсутствием многих необходимых рыночных институтов. Примером может служить отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать землю в качестве залога и сильно сужает возможности предоставления кредитов сельскому хозяйству. Каким же образом возникают рыночные институты? Выше мы показали, что самоорганизации институтов через либерализацию недостаточно для развития полноценного рынка. Государство также играет огромную роль в институциональной трансформации. Безусловно, что часть институциональной системы, а именно, система законов, создается только государством (при этом государственные органы могут как инициировать принятие правовых норм, так и санкционировать в виде законов те нормы, которые уже сложились в хозяйственной практике). Но главная функция государства в процессе институциональной трансформации состоит в том, чтобы контролировать соблюдение «правил игры». Без этого институциональная система разрушается, а вакуум государственной власти заполняется криминальными структурами. 708 Глава 30 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |