Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заработок и негативный подоходный налог (НПН)




 

Заработок НПН Общий заработок {заработок + НПН)
0 8000 8000
4000 6000 10000
8000 4000 12000
12000 2000 14000
16000 0 16000
20000 -2000 18000

Как видно из таблицы, негативный подоходный налог уменьшается с ростом заработка. После того, как заработок превысит 16000 долл., нега­тивный подоходный налог уступает место обычному, т. е. положительному подоходному налогу. Проблема заключается в том, как сохранить стимулы


Социальная политика


555


к труду при данной системе социальной поддержки. Если коэффициент снижения пособия будет слишком высоким, то бедному гражданину будет выгоднее получать гарантированный минимум и не искать работу. В целом же семьи будут по-разному реагировать на отрицательный подоходный на­лог в зависимости от того, каков будет сам гарантированный минимум, ве­личина заработка и коэффициент снижения пособия, выступающий как от­рицательная предельная налоговая ставка.

В связи с программой перераспределения доходов экономисты рассмат­ривают так называемую дилемму эффективности и справедливости.Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству .может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повыше­ния налогов и их перераспределения. Так, если в виде налога часть до­хода Иванова перейдет в виде пособия Петрову, то это снизит стимулы к труду у обоих. Иванов вправе спросить: «Зачем много работать, если значительную долю заработанного придется отдать в виде налога?». А Петров будет рассуждать по-своему: «Зачем много работать, если и так получаю пособие?»

Таким образом, существует опасность того, что экономические стиму­лы будут подорваны, производственная деятельность сократится и умень­шится объем распределяемого «национального пирога». Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер со­здаваемого совокупного продукта. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист А.Оукен, известный нам из гл. 19, назвал эту проблему «дырявым вед­ром» социальной помощи.Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую не­поворотливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Сле­довательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых админи­страторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и соци­альных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедли­вости, заключается в парадоксальном явлении, подмеченном многими эко­номистами: количество людей, относимых к категории бедных, может воз­расти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перерас­пределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономи­ческое поведение людей. Государство в силах изменить правила игры, вво­дя новую систему налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать,


556                                                                                                                               Глава 24

что в результате этих изменений действительно перераспределяемый на­циональный доход потечет от богатых к наиболее бедным?

Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уп­латы налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нуж­ных сумм для социальных программ. Сплошь и рядом мы видим, что це­лью трансферта является сам трансферт! Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить имен­но социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.

Особые трудности возникают и при определении того, кто именно име­ет право на государственную помощь. Так, в России в начале экономичес­ких реформ (1993 г.) государство обещало выделять субсидии только тем животноводческим фермам, которые занимаются племенным разведением скота. Не прошло и года, как многие хозяйства объявили себя племенны­ми. Экономисты, настороженно относящиеся к перераспределительным программам, в полемическом запале утверждают, что, как только будут объявлены широкие льготы беременным, например, при покупке товаров длительного пользования, так множество женщин тотчас принесут справ­ки о своей беременности. И опять мы увидим, что целью трансферта явля­ется сам трансферт. А ведь государство, предоставляя социальную помощь, надеялось, что производители и потребители изменят свое поведение так, чтобы повысились стимулы к труду и инвестициям.

Американские экономисты подчеркивают и то негативное явление, ко­торое связано в США с программой помощи неполным семьям с детьми. Нередко это способствует распаду семей (так как программа, в сущности, поощряет уход из семьи безработных отцов). Указанная программа предо­ставляет помощь и внебрачным детям. Конечно, это гуманно, но многие ис­следователи считают, что такая система ведет к упадку нравственности и подрыву института семьи.

Многие ученые, анализируя программы помощи неполноценным семь­ям с детьми, выдвинули гипотезу «культуры бедности» (culture of poverty hypothesis), согласно которой нищета становится образом жизни и переда­ется из поколения в поколение.

Таким образом, как слишком глубокое неравенство подрывает стабиль­ность общества, так и нивелировка доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство не­редко приходится платить снижением эффективности. Самое сложное в осуществлении социальной политики государства заключается в нахожде­нии приемлемой «социальной цены», или платы, за более равномерное рас­пределение доходов. '


'II








Социальная политика


557


Основные понятия:


income level

Социальная политика Функциональное и персональное распределение доходов Справедливость Утилитаристская функция общественного благосостояния Роулсианская функция общественного благосостояния «Вуаль неведения» Теорема о невозможности паретианского либерала Кривая Лоренца Коэффициент Джини Децильный коэффициент Прожиточный минимум Государство благосостояния Трансферты

Негативный подоходный налог «Дырявое ведро» Оукена Дилемма эффективности и справедливости


social policy functional and personal income distribution equity (fairness) utilitarian social welfare function

Rawlsian social welfare function veil of ignorance

impossibility of paretian liberal

Lorenz curve

Gini coefficient

decile coefficient

minimum-subsistence

welfare state

transfer payments

negative income tax

Okun's «leaky bucket»

efficiency and equity dilemma










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...