Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системы знаний классической и неклассической философии




Классическая философия -- стиль мышления, который сформировался в 17-19 веках (в рамках классического рационализма -- Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель ). К ее характерным особенностям можно отнести следующие:
1. Главный базовый принцип -- рационализм (ориентация на разум, науку). Математика является образцом, моделью рациональности. Изложение ведется в понятийной форме.
2. Гносеологизм, разработка методологии, четкое определение понятий. Человек рассматривается в качестве субъекта познания.
3. Объективная онтология.
4. Представление о делении философской проблематики на онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, этическую и т.д.
5. Системность мышления и изложения идей.

Неклассическая философия -- философия конца 19-20 в.в., для которой характерно переосмысление указанных выше положений (Ф.Ницше, А.Бергсон, экзистенциалисты, постмодернисты). Характерные особенности:
1. Иррационализм, ориентация на внерациональные формы познания и освоения действительности (волю, инстинкт, откровение ), метафоризация реальности , сближение с искусством, мифологией.
2. Нет теории познания: философия выражает переживания субъекта "по поводу" реальности (объективной или субъективной) .
3. Субъективная онтология, бытие как существование человека.
4. Универсализм, синкретичность философских идей.
5. Антисистемность ( проблемность ) -- решение конкретных философских проблем.

 

11. Причины возникновения неклассической философии, её черты и особенности.

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.

Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр.

Динамичный 19 век, как видим, ломал многие привычные представления людей. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно- экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них.

Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

в рамках неклассической философии были сформулированы идеи, “приземлившие” философию И. Канта и Гегеля. Стройные формы её (систематичность, концептуальность, язык, логика, диалектика и т. п.) были отвергнуты или перестали быть обязательными. В философию пришли нерациональные способы познания и выражения мысли. Неклассическая философия как бы вернула человеку человеческое — волю, субъективные переживания, интуицию, мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Она предопределила основные направление философии XX ст. в лице экзистенциализма, феноменологии, персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения перед жизнью А. Швейцера и др.

Общее умонастроение неклассической философии подчёркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и высвечивает проблему человеческой личности как главную цель философии нашего столетия.

12. Основные идеи античной филососфии.

 

Основная идея античной философии - это идея Космоса. "Космос" выражает идею целостной, гармоничной структуры, которая пронизывает собою весь мир. Античная философия охватывает период свыше тысячи лет - с конца VΙΙ в. до н.э. до VΙ в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная фило­софия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и поучительное. Обра­тимся к некоторым идеям этого важного периода в истории философской мысли.

Философами Милетской школы был поставлен вопрос: «Из чего все?». Именно они по­ложили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстан­ции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Фалес из Милета - родоначальник европейской науки и философии, выдвинул идею суб­станции, усмотрев начало всего во влаге; впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов; высказал мысль о единстве мироздания; стоял на точке зрения гилозо­изма (всей материи присуще свойство живого); полагал, что душа разлита во всем су­щем, что бог есть разум. Анаксимандру принадлежит идея бесконечности миров; под первоосно­вой сущего понимал апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию). Анак­симен под первоначалом мыслил воздух.

На вопрос «Из чего все?» Пифагор отвечал: «Все есть число». Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Пифагору принадлежат идеи о бессмертности души и перевоплощении душ.

Все существующее, по Гераклиту Эфесскому, постоянно переходит из одного состоя­ния в другое. Его гениальные мысли: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти два­жды» и др. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противо­положностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Огонь и Логос «эквивалентны». Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, законо­мерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Огонь - образ вечного движения. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность.

В отличие от Гераклита, подчеркнувшего неустойчивость бытия, философы элейской школы (Ксенофан, Парменид и Зенон) выдвинули идею устойчивости, сохранения вещей. Ксенофан - основоположник скептицизма (ничего нельзя знать достоверно!), впервые осуще­ствил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мне­нию» и «знания по истине». Парменид провозгласил главенствующую роль разума в позна­нии и подсобную роль чувств; разграничил истину, основанную на рациональном позна­нии, и мнение, основанное на чувственных восприятиях; философию разделил на филосо­фию истины и философию мнения; центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяюще­гося бытия; только бытие есть, небытия нет; мыслимо только сущее; мысль без бытия - ни­что; идея о предметной отнесенности мысли; духовный мир человека обусловлен положе­нием человека и уровнем его телесной организации. Зенон Элейский изобрел диалектику; развивал логику как диалектику; апории Зенона («Ахиллес», «Стрела» и др.) связаны с диалек­тикой дробного и непрерывного в движении и пространстве-времени. В своих размыш­лениях элеаты поднялись на высокий уровень философских поисков тайны движе­ния.

Эмпедокл трактовал воздух как особую субстанцию; выдвинул гипотезу эволюции рас­тений и животных; дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии.; раз­вил идею элемента как вещества, которое, будучи в себе однородно, испускает качественно неизменные и только меняющиеся состояния движения и механические деления (проложил путь к атомистике); в качестве первоначал сущего признавал четыре стихии: землю, огонь, воздух и воду; у него впервые сила и вещество обособляются и мыслятся как самостоятель­ные мировые потенции; все изменения в мире подчинены не цели, а случайности и необходи­мости; разум растет у людей в соответствии с познанием мира, и человек может созерцать Бога только силой разума; в мышлении есть лишь доля правды; выдвинул принцип истин­ного познания: «Подобное познается подобным».

Анаксагор - первый ученый-профессионал, целиком посвятивший себя науке, нахо­дился под влиянием принципа всеобщей текучести сущего. Все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпе­вает отделение, именуется семенами или гомеомериями. «Все есть многое», но масса стихий сама по себе хаотическая. Элементы сочетает Разум (Нус) - сила, движущая Все­ленной. Цель движения - «исполнять все благое, заключенное в душе». Впервые отделил невещественное начало мысли (Ума), от материи и ввел понятие универсального начала.

В заключение следует отметить, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нужны нам и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния.

 

13. особенности философии средних веков, их отличиеот античной философии. особенности философии средних веков, их отличиеот античной философии.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об откровенности истины в Священном Писании (Библии). Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, что он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природ. Потому дольний мир, соответственно и человеческий разум изначально мыслились встроенными в высшую реальность, причащаясь ей. Причащенный разум - это определение средневекового разума. Функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении "философия - служанка богословия".

Основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям.

 

Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров.

3. Средневековое Слово в зависимости от его векторности претерпевало двойное преображение: воплощение (Божественного Слова) и раз-воплощение (при направленности Слова от человека к Богу

4. Идеи субъектности и личностности находились в тесном отношении со смыслом воплощенного Слова, не имевшего аналогов ни в одной из предшествующих религий и философских умозрений. Инкарнация (воплощение) - не вселение Бога в тело.

5. Новое время привыкло считать, что философия - это мышление в понятиях и что она представлена авторами.

6. Познавательные акты суждения при такого рода познании оказываются нагруженными актами нравственного суждения, а механизмы познавательных актов оказываются механизмами нравственных актов спасения.

 

7. Всякое знание (помимо этического) приобретает модальный, или правдоподобный, характер. Потому в средние века приоритетным было диалектическое знание, а не формально-логическое, а способом мышления - тропы (метафора, метонимия, синекдоха, ирония и пр.), поскольку любое точнейшее рассуждение перед непостижимым - всего лишь вероятное рассуждение.

8. Средневековье обнаружило огромные возможности неопредмеченного мышления, предполагавшего, с одной стороны, доказательство, основанное на примерах, а с другой - требовавшего комментария библейских текстов, который есть речевая встреча смыслов Божественного откровения и человеческого постижения.

9. В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной человеку способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли. Вопрос о свободе воли тесно связан с вопросом о Высшем благе, которым является Бог, зле, которое толкуется как нехватка блага, и предопределении. Смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с определением поступков совестью и свободным выбором.

14. Особенности философии эпохи Возрождения . Реформации в эпоху Возрождения.

Особенности философии Возрождения.

 Роберт Манекин Два столетия Возрождения - от Фр. Петрарки до Г. Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой философской традицией и переход к философии Нового времени. Главной проблемой философии Возрождения, также как и средневековой философии, являлась проблема Человека и Бога, проблема соотношения Природы и божественного первоначала. Однако философы Возрождения искали и находили новые, неожиданные решения традиционных проблем. Водораздел между средневековой философией и философией Возрождения пролегал через область столкновений схоластической "учености" и гуманистической "образованности". Философия Ренессанса - мысль, ведущая свое происхождение из очищенных, заново открытых истоков европейского философствования (Греция, Рим); мысль, возникшая из ощущения обретаемой Человеком свободы (крушение феодального строя; кризис католицизма, проч.); мысль, окрыленная новым знанием об огромности и величии ойкумены (первые кругосветные путешествия, др.) - эта мысль явила миру причудливые сочетания различных философских традиций: от соединения схоластического перипатетизма к возрожденным стоицизмом (П. Помпонацци); эпикуреизма и платонизма (П. А. Мандзолли, Дж. Бруно) до "согласования" аристотелизма и платонизма (Дж. Пико делла Мирандола; Ф. Патрицци). В эволюции философской мысли Возрождения принято выделять три характерных периода: гуманистический (середина XIV - середина XV вв.) - в этот период на смену средневекового теоцентризму пришел интерес к Человеку во всем многообразии его отношений с миром; неоплатонический (середина XV-первая треть XVI вв.), связанный с постановкой широких онтологических проблем; и натурфилософский (вторая половина XVI - начало XVII вв.). История философии Возрождения началась с неприятия философских доктрин средневековья. Ренессансный антропоцентризм явственно противостоял антропоцентризму средневековому. Так, в средневековой философии Человек полагался в центре мироздания. Он полагался там потому, что был создан по образу и подобию Бога; наделен вечной душой и тленным телом. Человек - по Аквинату - "излюбленное дитя Божие". Но Человек греховен. Человек греховен потому, что тело его причастно к тленному миру и ведет его по стезе греха. Человек алчен, порочен, развратен. Зверь не ведает греха, так как не имеет души. Человек дважды греховен - и по своей телесной природе, и от того, что осознает свою греховность и живет во грехе. Человек у схоластов - в центре мироздания. Он соединяет в своей сущности мир вечный, благостный и мир тленный, греховный. Функциональная роль Человека - роль "винтика" в сакральной системе мироздания. Человек не более, чем слуга, "раб Божий". Если он будет добрым рабом, его допустят к Господу (в рай), если худым - накажут, отправят в ад. Иначе понимали Человека мыслители Возрождения. Человек для Петрарки - венец мироздания. Он наделен свободой воли, и вправе собственным трудом обретать личное достоинство. Человек гуманистов - творец. Он почти равен Богу. В добрых делах он Бог. Человечество - не общность, не толпа. Человечество - масса индивидов. Свободному Человеку нет нужды в Боге. Ему нужны основания для реального бытия в "этом", "тленном" мире. Ему нужны практические знания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...