Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Украинская философия на раннем этапе своего развития и ее классический период




Философия каждой нации отображает тип и сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается цельность жизни духа в характере понимания самой философии.

В истории украинской философии нет четко определенной устоявшейся периодизации. Одна группа ученых выделяет семь значительных философских образований. Другая же говорит лишь о трех периодах, которые отражают эволюцию трех типов культур: христианской традиции (главный философский вопрос - "человек и Бог"), переход от Возрождения к эпохе Просвещения ("человек и мир") и культура времени модерна (человек как сущность нации). Такая система периодизации украинской философии, хотя и отражает видоизменение философских акцентов, но не учитывает едва ли не основной фактор развития философской мысли - становления этнического типа сознания

Поэтому я придерживаюсь хронологического описания украинской философии, которое состоит и семи периодов:

· становление философской культуры в Киевской Руси (Х-Х111 вв.);

· философия украинского возрождения (Х1У-ХУ1 вв.);

· период Просвещения, связанный с философской культурой Киево-могилянской академии;

· период украинского предромантизма, связанный с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства (конец ХУ111- начало Х1Х вв);

· отдельно украинский романтизм Юркевича и Гоголя;

· школа академической философии - блок позитивизма и рационализма;

· период формирования философских идей в традициях модернизма ХХ века, когда особую актуальность приобретают философские позиции украинской диаспоры.

Далее в реферате дан более подробный анализ каждой исторической эпохи.

Формирование философской мысли Киевской Руси происходит под влиянием многих культур: византийской, античной, болгарской культуры, а также культур других стран Запада и Востока. Катализатором в развитии древнерусской философии стало крещение Киевской Руси в Х веке князем Владимиром, что способствовало проникновению философско-социологических представлений через освоение достояний античной, средневековой греческой и византийской письменности путем их переводов на славянский язык. Особенно усиленно переводческая деятельность развивается при Ярославе Мудром (1019 - 1054). В это время происходит консолидация государства, что дает импульс к развитию искусства, письменности и собственной христианской морали.

Особое влияние на киевско-русское философствование оказали произведения таких мыслителей:

- Иоанн Дамаскин (византийский философ сирийского происхождения), который разделял взгляды Аристотеля, Гераклита, Парменида.

- Димон Хрисомстом (Хризостом) или «Златоуст», которого относят как к стоикам, так и к киникам. Он связывает истинную красоту с моральным совершенством; сторонник единовластия, противник тирании и рабства.

- Кирилл и Мефомдий братья из города Солуни (Салоники) - просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.

В ХІІІ веке наступает сложное время для украинской земли: народ страдает от татаро-монгольского ига, Польско-Литовского гнета, набегов татар. Однако именно это давление со стороны внешних агрессоров помогло сформировать такую особенность украинского народа, как любовь к свободе, что вылилась в возникновение казачества - демократического рыцарства, опирающегося на принцип общинности.

В это время окончательно формируются характерные черты украинского менталитета. Типичный украинец представляется нам таким: это человек основательный, вдумчивый, иногда, недостаточно энергичный и подвижный, консервативный, можно даже сказать «инертный» и при этом очень религиозный и набожный.

В XIII в. на украинской территории появляются философские произведения светского характера, развивающие свободомыслие и альтернативные философские течения, распространяются апокрифические (неканонические) произведения, развивается идея противоположности Бога и Сатаны (Бог - духовен, Сатана - материальный мир), критикуется слепая вера в Библию (она становится предметом критического исследования), возникают сомнения в необходимости церкви и слишком дорогой церковной иерархии

В ХIV веке происходит дифференциация славянской народности ее и формирование трех братских этносов - русского, украинского и белорусского. Впервые появляется слово «Украина» как обозначение сначала окраинных территорий древнерусского государства, а в дальнейшем как имя самостоятельного этнического формирования.

 

Основные характеристики философии сковороды

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - один из крупнейших мыслителей XVIII в. выдающийся философ, поэт, композитор и педагог, он оказал огромное влияние на современников. Его имя с любовью и уважением произносили на Украине и в европейской части России. В крестьянских семьях «философа из народов» считали своим наставником, борцом за правду и справедливость: так много значил духовный авторитет сына малоземельного крестьянина-казака. Несовместимы с его гуманитарной натурой ни имя «религиозного духоборца - еретика», ни имя «сторонника святоотеческой традиции» или «церковного мыслителя». Он стоял вне всякого официоза, сохраняя интеллектуальную свободу, что позволило ему сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал». Эти слова после смерти мыслителя были выбиты на его могильном памятнике.

Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку. Основа этой системы заключается в существовании "двух натур" и "трех миров

Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него бог и материя сосуществуют наряду, хотя невидимая натура всегда первична - т.е. у Сковороды цель развития материи задана богом априори. Поскольку любое развитие мира понимается Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданы богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках отведенных богом - природными законами – границ

Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не связывает умножение человеком своих познаний с ростом материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья. Скорее наоборот: чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем разумнее и скромнее должны быть его потребности.

Принципы общественного идеала Сковороды содержали в себе элементыидеализации «деревенского быта», образа жизни «казачьей вольницы». Позднее этистороны стихийного сознания крестьянских масс и беднейшего казачества найдутсвое выражение в воззрениях Котляровского, Гребенки, Глибова, в раннихпроизведениях Гоголя, а также Шевченко. Форма общественного идеала Сковороды –«царствие божие» (республика) также свидетельствует о прямом влиянии наукраинского мыслителя крестьянской идеологии его эпохи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...