Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Третий этап Европейской интеграции




7 февраля 1992 г. — в Маастрихте (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), предусматривающий создание экономического, валютного и политического союза государств — членов Европейского Сообщества;

2 мая 1992 г. — Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономического пространства. ЕАСТ, Европейская ассоциация свободной торговли, объединяет западноевропейские страны — не члены ЕС: Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн. По существу, это является включением стран ЕАСТ во внутреннюю европейскую интеграцию;

1 января 1993 г. — завершена программа строительства единого внутреннего рынка ЕС. На внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов;

1 ноября 1993 г. — вступили в силу Маастрихтские соглашения. Сообщество официально переименовано в Европейский союз; Маастрихтский договор учредил три опоры Евросоюз:1. Экономический и валютный союз (ЭВС),2. Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),3. Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1995 г. — вступает в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС.

В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались: общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ, создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка", координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

1 января 1999 г. — страны ЕС вводят единую валюту — евро. Первоначально она функционировала параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны — члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг — максимально 60% ВВП и др.).

Так Евро начинает использоваться в безналичном обороте для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и расчетов;

1 января 2002 г. — введение наличного евро. Замена национальных наличных денег на наличные евро. Процесс создания Европейского экономического союза завершен.

В ходе данного этапа присоединились Австрия, Финляндия, Швеция (1995)

 

Четвертый этап Европейской интеграции

В 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в Евросоюз в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны.

После присоединения к Европейскому союзу десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евро союза оказались в положении, когда основной груз бюджетных затрат на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами Евросоюз уровня в 1 % ВВП.

В 2005 году были проведены референдумы во Франции и в Нидерландах о введении единого основного Закона государства, он был отклонен (Франция и в Нидерланды против), и весь Европейский союз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров.

В 200727 стран ЕС подписали Лиссабонский договор, который вносит поправки в предыдущие договоры. Он разработан, чтобы сделать ЕС более демократичным, эффективным и прозрачным, и тем самым сделать более эффективной работу по решению глобальных проблем, таких как изменение климата, безопасность и устойчивое развитие. (Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 года.)

1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евро союза — вхождение в него Болгарии и Румынии. В 2013 г. присоединилась Хорватия.

Таким образом, в своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь.

ЦЕЛИ  ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

Цели ЕС– основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и свобод человека– содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;

2) в сфере экономики– ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере– борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ ЕС

Организационный механизм Евро­пейского Союза складывается из двух подсистем - институтов и органов.

Согласно ДОГОВОРУ О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (Маастрихт, 7 февраля 1992 года), а именно раздел III. ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСТИТУТАХ, Европейский Союз располагает институциональным механизмом

Институтами Европейского Союза являются:

- Европейский совет (высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС) (Херман Ван Ромпёй — Председатель (Президент) Европейского Совета);

- Европейский парламент (глава Ма́ртин Шульц);

- Совет Европейского Союза (наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза);

- Европейская комиссия (далее именуемая "Комиссия");

- Суд Европейского Союза;

- Европейский центральный банк;

- Счетная палата.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ.

Европейский Совет получил статус института в соответствии с Лиссабонским договором. Европейский Совет является высшим политическим органом ЕС и определяет его общие политические ориентиры и приоритеты. Европейский совет не осуществляет законодательную функцию.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции.

В состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов, а также его Председатель и Председатель Комиссии. В его работе участвует Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.

Европейский совет созывается на заседания его Председателем два раза в полугодие. Европейский совет принимает свои решения консенсусом, если иное не предусмотрено Договорами. Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но обретают юридически обязательную силу.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Современный Европейский парламент в качестве основных направлений деятельности осуществляет те же функции, что и одноименные органы суверенных государств.

Европейскому парламенту, Совету и Комиссии оказывают содействие Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, осуществляющие консультативные функции.

Европейский парламент совместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Суть законодательной функции состоит в том, что Европейский парламент и Совет Европейского Союза принимают законы (директивы, распоряжения, решения) на основе принципа совместных решений, согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Следовательно, Европарламент не вправе самостоятельно издавать нормативные акты, а может делать это лишь с одобрения Совета Европейского Союза.

Суть бюджетной функции состоит в том, что Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС. Бюджет Союза принимается Европарламентом совместно с Советом, причем эти институты имеют неодинаковые права в отношении разных катего­рий бюджетных расходов.

Он осуществляет функцию политического контроля и консультативную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами. Он избирает Председателя Комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Результатом контроля может служить вынесение вотума недоверия, влекущего отставку.

Кроме законодательных, бюджетных и контрольных полномочий Европейский парламент также располагает рядом других прерогатив,в частности:

- дача согласия на заключение важнейших международных до­говоровЕС с иностранными государствами и международными орга­низациями (соглашений с третьими странами);

- разрешение на вступление в Европейский Союз новых госу­дарств-членов;

- назначение или участие в формировании ряда институтов и органов Союза: Омбудсмана, Комиссии, а также (с правом совеща­тельного голоса) Счетной палаты и Дирекции Европейского цен­трального банка;

- право на получение своевременной информации и проведе­ние дебатов о развитии общей внешней политики и политики без­опасности Европейского Союза.

 

 Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза. Их число не превышает семисот пятидесяти, плюс Председатель. Представительство граждан обеспечивается в соответствии с методом убывающей пропорциональности при минимальном пороге в шесть членов на государство-член (В соответствии с этим методом соотношение между квотами (количеством депутатских мандатов) для разных государств-членов должно отражать соотношение между численностью их населения, но в уменьшенном и уменьшающемся масштабе). Ни одному из государств-членов не может выделяться более девяноста шести мест.

Члены Европейского парламента избираются всеобщим прямым, свободным и тайным голосованием сроком на пять лет.

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Наряду с Европейским парламентом, это один из двух законодательных органов Европейского союза. Однако, в отличие от последнего, вето Совета на законопроекты всег­да носит абсолютный характер. В сферах, где законопроекты издаются на базе консультационной процедуры, именно Совет принимает документ в окончательной редакции.


 СоветЕвропейского Союза совместно с Европейским парламентом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию определения политики и координационную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами.Члены Совета выражают и защищают интересы своих государств и связаны указаниями органов, их направивших (т.е. национальных правительств).

 Основными полномо­чиями в рамках этих функций выступают:

- принятие ежегодно «широких ориентиров экономической политики», адресуемых всем государствам-членам, а также иных мер по координации и контролю за их экономической политикой и фи­нансовым положением (в том числе санкции по отношению к госу­дарствам-членам, в которых существует чрезмерный бюджетный де­фицит);

- утверждение всех мероприятий, в том числе правовых актов, в рамках общей внешней политики и политики безопасности, сотруд­ничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, а также контроль за их исполнением государствами-членами;

- заключение соглашений Европейских сообществ и Союза с третьими странами и международными организациями.

Среди иных полномочий Совета важно отметить назначение на многие должности в институтах и органах Европейского Союза, еди­нолично или с согласия Европарламента, а также отдельные права в сфере учреди­тельной власти. Именно Совет созывает конференцию по пересмотру учредительных документов Европейского Союза и может самостоятельно вносить поправки в некоторые их статьи без ратифи­кации государствами-членами.

В состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства государства-члена, которое он представляет, и осуществлять право голоса.

 Совет постановляет квалифицированным большинством, при этом с 1 ноября 2014 г. квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, включая как минимум пятнадцать из них, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза.

 Совет заседает в разных формациях, перечень которых утверждается в соответствии со статьей 236 Договора о функционировании Европейского Союза.

Формации (состав) Совета Европейского Союза:

- Совет по общим вопросам обеспечивает согласованный характер работы различных формаций Совета. Во взаимодействии с Председателем Европейского совета и с Комиссией он осуществляет подготовку заседаний Европейского совета и обеспечивает наблюдение за выполнением принимаемых на них решений.

- Совет по иностранным делам разрабатывает внешнеполитические мероприятия Союза исходя из стратегических направлений, установленных Европейским советом, и обеспечивает последовательность действий Союза.

- Совет по правосудию и внутренним делам принимает нормативные акты и другие решения в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также в области гражданского судопроиз­водства, визовой, иммиграционной политики и убежища;

- Совет по экономическим и финансовым вопросам;

- Совет по окружающей среде рассматривает и утверждает мероприя­тия в сфере экологической политики;

- Совет по сельскому хозяйству и рыболовству;

- Совет по образованию, делам молодежи и культуре

- Совет по занятости, социальной политике, здравоохранению и защите потребителей

- Совет по транспорту, телекоммуникациям и энергетике

- Совет по конкурентоспособности (внутренний рынок, промышленность и исследования)

Председательство в формациях Совета, за исключением формации по иностранным делам, осуществляют представители государств-членов в Совете согласно системе равноправной ротации ( принцип частичного обновления состава представительных органов власти).


ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Европейская Комиссия- это высший орган исполнительной властиЕвросоюзаКомиссия продвигает общие интересы Союза и с этой целью выступает с соответствующими инициативами. Она следит за применением Договоров и мер, принятых институтами на основании последних, осуществляет надзор за применением права Союза под контролем Суда Европейского Союза, исполняет бюджет и управляет программами, осуществляет координационную, исполнительную и управленческую функции согласно условиям, предусмотренным Договорами, координирует работу органов исполнительной власти всех стран ЕС, вырабатывает рекомендаций для деятельности Европарламента, проводит систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно- кредитной политики. За исключением общей внешней политики и политики безопасности и иных случаев, предусмотренных Договорами, она обеспечивает представительство Союза на международной арене, а так же выступает с инициативами по составлению ежегодной и многолетней программ Союза в целях достижения межинституционных соглашений.

В рамках ЕС законодательные институты — Европейский парламент и Совет, — как правило, могут принимать решения лишь по предложению Комиссии, но не по собственной инициативе.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств.  Срок полномочий Комиссии составляет пять лет.

Комиссия осуществляет свои обязанности полностью независимо. Комиссии не запрашивают и не принимают инструкции ни от какого правительства, института, органа или учреждения. Они воздерживаются от любых действий, не совместимых с их функциями или с исполнением их задач.

С 1 ноября 2014 г. в состав Комиссии, включая ее Председателя и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, входит такое число членов, которое соответствует двум третям от количества государств-членов, если только Европейский совет, постановляя единогласно, не решит изменить это число.

Члены Комиссии отбираются среди граждан государств-членов по системе строго равноправной ротации между государствами-членами, позволяющей отразить демографический и географический диапазон всех государств-членов.

Комиссия несет коллегиальную ответственность перед Европейским парламентом. Европейский парламент может выражать Комиссии недоверие о функционировании Европейского Союза. Если принимается вотум недоверия, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии.

СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Суд Европейского союза — институт судебной власти Европейского союза, который включает в себя Суд Европейских Сообществ, Трибунал и специализированные трибуналы (судебные органы, наделенные специальной юрисдикцией (полномочиями по рассмотрению и разрешению строго определенных категорий правовых споров). К ним относятся "Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза" и другие специализированные трибуналы, которые могут быть учреждены в дальнейшем решениями Совета.). Он обеспечивает соблюдение права в ходе толкования и применения Договоров.

В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена. Суду оказывают содействие генеральные адвокаты.

Трибунал включает, как минимум, по одному судье от каждого государства-члена.

Судьи и генеральные адвокаты Суда и судьи Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости, и назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет. Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь. В их полномочия входит проведение независимых расследований и предоставление доказательств по делу.

Суд Европейского Союза в соответствии с Договорами выносит решения:

a) по искам, подаваемым государствами-членами, институтами, физическими или юридическими лицами;

b) в преюдициальном порядке (т.е.национальные суды государств-членов ЕС могут направлять запросы в Суд по поводу законности того или иного положения в отношении какого-либо конкретного дела, Суд дает консультацию по поводу законности и обоснованности применения положений законодательства ЕС) по запросам национальных юрисдикционных органов о толковании права Союза или о действительности актов, принятых институтами;

c) в иных случаях, предусмотренных Договорами.

Суд также осуществляет функции контроля не вступивших в силу международных договоров, рассматривает вопросы отрешения от должности должностных лиц, иски об обжаловании решений, действий и бездействий должностных лиц, а также Суд является кассационной инстанцией по отношению к Трибуналу и Судебным палатам.

Кроме Суда в системе судебных органов ЕС выделяется Трибунал, который является судом первой инстанции. Трибунал не имеет своего статута, его правовое положение и функции закреплены в решении Совета. К юрисдикции Трибунала относятся споры между служащими Союза и самим ЕС, иски к институтам ЕС от физических и юридических лиц. Судебные палаты были учреждены с целью разгрузить Суд и Трибунал. Это судебные органы специальной юрисдикции, каждая из таких создаваемых палат рассматривает дела о нарушениях в какой-то конкретной сфере. На данный момент создана только одна Судебная палата - трибунал по делам публичной службы.

Европейской счетной палате

Счетная палата -контрольный орган ЕС, которая обеспечивает контроль за счетами. В состав Счетной палаты входят 27 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Членов Счетной палаты назначает Совет после проведения консультаций с Европарламентом.

В компетенцию Счетной палаты входит:

- проведение аудиторских проверок всех доходов и расходов сообщества и его органов, Если аудиторы обна­ружат нарушения они информируют о них Европейский антикоррупционный офис. Правом са­мостоятельно наказывать нарушителей она не обладает.

- осуществление контроля за исполнением бюджета, предоставление расчетной ведомости Совету и Европарламенту после завершения каждого финансового года, консультирование Совета по некоторым финансовым вопросам.

Во исполнение своих полномочий Счетная палата наделена правом создавать внутренние палаты в своей структуре, которые занимаются подготовкой отчетов и заключений.


Европейский Центральный банк

Европейский центральный банк– финансовый институт Европейского союза, регулирующий кредитно-денежную политику стран – участниц зоны евро.

Среди основных функций банка можно выделить такие, как выработка и осуществление валютной политики зоны евро; содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими; эмиссия банкнот евро; установление основных процентных ставок.

Для осуществления этих функций ЕЦБ на практике предоставляет стабилизационные займы, участвует в валютных операциях, а также совершает другие сделки на открытых рынках.

Главной целью Центрального Евро банка является обеспечение стабильности цен как базы для устойчивого развития стран - участниц Евросоюз.

Высший орган ЕЦБ – совет управляющих, в который входят члены исполнительного совета и главы центральных банков стран – участниц зоны евро, в том числе председатель и его заместитель. Их кандидатуры предлагаются советом управляющих и должны быть одобрены Европейским парламентом, а также главами государств, входящих в зону евро. Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учётная ставка, учёт векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка.

Для управления процентными ставками, поддержания ликвидности и информирования о направлении денежной политики ЕЦБ использует следующие операции на открытом рынке:

  • Основные операции рефинансирования — обратные сделки по созданию ликвидности. Проводятся еженедельно, срок погашения — две недели. Цель — обеспечение основного объема рефинансирования для финансового сектора.
  • Долгосрочные операции рефинансирования — обратные сделки по обеспечению ликвидности. Проводятся раз в месяц, срок погашения — три месяца, цель — обеспечение контрагентов дополнительным и долгосрочным обеспечением.
  • Операции точной настройки — осуществляются при необходимости для того, чтобы смягчить влияние внезапных колебаний ликвидности.
  • Структурные операции — выпуск долговых сертификатов, обратные и форвардные сделки. Цель — корректировка структурной позиции ЕС по финансовому сектору

В своей деятельности Европейский центральный банк формально является независимым. В то же время он ежегодно должен отчитываться перед Европарламентом, Европейской комиссией, Советом Европейского союза и Советом Европы.


Органы Европейского союза

Система органов Европейского Союза, в отличие от институтов, является открытой: наряду с органами, предусмотренными в учредительных договорах, Европейский парламент, Совет и Комиссия своими правовыми актами ежегодно учреждают новые органы Союза, число которых, таким образом, постоянно возрастает.

В эту категорию, в частности, входят:

· банки ЕС: Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк;

· контрольные органы, прежде всего Европейский омбудсман

Европейский омбудсман -специальное полномочие по контролю за административными органами.Европейский омбудсман — единоличный орган. В своей деятельности Омбудсман полностью независим, в том числе от самого Европарламента.
Задача Омбудсмана — расследовать дела по жалобам на «случаи нарушения порядка управления в деятельности институтов или органов сообщества кроме судебных органов. Избирается Европарламентом сроком на 5 лет. Выборы альтернативные.

· правоохранительные органы: Европол, Евроюст и Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством;

· консультативные органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и др.;

· органы специальной компетенции, имеющие собственную правосубъектность (в качестве юридического лица) и называемые, как правило, агентствами.

(Европейский центр по развитию профессионального образо­вания (1975); Европейское учреждение по улучшению условий жизни и труда (1975); Европейское агентство по окружающей среде (1990); Европейское учреждение по вопросам обучения (1990))


Европейская система центральных банков и Европейский централь­ный банк

Главной целью ЕСЦБ служит поддержание стабильности цен, а ее основными задачами выступают:
— определение и претворение в жизнь денежной политики Со­общества;

— проведение валютных операций;

— хранение официальных валютных резервов и управление ими;

— содействие надлежащему функционированию платежных .










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...