Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭГ характеристика нефтяной промышленности в составе ТЭК РФ.
Нефтяная промышленность включает в себя разведку нефтяных и газовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и нефтяного (попутного) газа, их переработку и транспортировку. Нефть — важнейшее энергетическое топливо и сырье для химической промышленности. Более 3/4 общероссийской добычи нефти дают восточные районы. По объемам переработки выделяются два почти равнозначных по ее масштабам района — Поволжье и немного отстающий Урал. Основная часть нефти передается трубопроводами, но ежегодно увеличивается доля железнодорожного транспорта для перевозки нефти. По их сети протяженностью более 60 тыс. км нефть поступает на заводы нефтепереработки и нефтехимии в Центральной России, Поволжье, Западной и Восточной Сибири. В годы реформ объемы переработки несколько снизились и около половины добываемой сырой нефти идет на экспорт. Развитие экспорта сырой нефти является вынужденной мерой, вызванной экономической ситуацией. Главным должно стать развитие нефтепереработки и нефтехимии, продукция которых имеет меньше конкурентов на мировом рынке и менее подвержена колебаниям цен, а сами отрасли соответствуют статусу развитой страны. Недостатком экспорта нефти является и то, что стоимость ее добычи в северных районах с учетом дальней транспортировки многократно выше, чем в теплых странах ОПЕК, расположенных вблизи морских портов, и поэтому с трудом выдерживает конкуренцию с ними. Во многом прибыль отрасли определяется мировыми ценами на нефть. Проектирование и строительство новых нефтепроводов обусловлено геополитическими причинами и конкуренцией поставщиков энергоносителей для Европы (Россия, Иран, Туркменистан, Азербайджан и другие страны). Россия - одна из ведущих энергетических держав. В настоящее время на долю России приходится 1/7 часть суммарного производства первичных энергоресурсов в мире. В стране сосредоточено 13 % мировых запасов нефти и более 11% её добычи. Запасы топлива в обозримой перспективе достаточны для полного обеспечения собственных потребностей, а также для экспорта. ТЭК России - основная составляющая экономики страны, обеспечивающая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Результаты деятельности ТЭК крайне важны для платежного баланса страны, поддержания курса рубля, организации международного экономического сотрудничества. На развитие нефтяного ТЭК затрачивается почти 30% средств, выделяемых государством промышленности. ТЭК тесно связан с другими межотраслевыми комплексами. Он использует 8% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии. Транспортный комплекс в значительной мере перевозит грузы ТЭК (вся транспортировка по трубопроводам 1/3 грузов по железным дорогам, ½ перевозок морским транспортом). ТЭК обладает большой районообразующей ролью: близ энергетических источников формируется мощная промышленность, растут города и посёлки. Наша страна располагает огромными запасами нефтяных ресурсов. Но с точки зрения национального хозяйства их размещение по территории неблагоприятно: 80% геологических запасов топлива сосредоточено в восточных районах (что обуславливает дальность перевозок и увеличение себестоимости), а 20%- в европейской части страны, где расположены главные потребители энергии. В России сформировался мощный нефтяной топливно-энергетический комплекс, по масштабу развития уступающий только США. Богатые ресурсы не только обеспечивают потребности страны, но и крупный экспорт на мировой рынок. В период экономических реформ нефтяной ТЭК пострадал меньше других, сократив выпуск продукции лишь на 15–25% при общем спаде производства на 50%. Нефтяной ТЭК направляет на мировой рынок около 40% своей продукции, что обеспечивает 2/3 валютных поступлений, поддерживающих экономику и социальную сферу страны. Таким образом, сохранение нефтяного ТЭКа стало важным фактором “выживания” России на этапе 1990-х гг. По объему производства он вышел на первое место в структуре хозяйства России, вытеснив с него машиностроение — более прогрессивную отрасль. В перспективе необходимо снижать долю топливно-энергетического комплекса в составе хозяйства и уменьшать удельную энергоемкость производства, что отвечает современным тенденциям развития. Вместе с тем ТЭК сохранит большую роль как базовая отрасль, на которую опирается все современное экономическое развитие. Особенно важно развивать производство электроэнергии для подъема экономики страны. В целом в настоящее время продолжается постепенное улучшение экономического положения топливно-энергетического комплекса России. Возрос объем инвестиций, отмечается рост темпов производства почти во всех его отраслях. Первая российская вертикально-интегрированная компания- государственный концерн ЛУКОЙЛ- появилась в 1991 г. Лукойл сразу же стал крупнейшим по объемам добычи российской нефтяной компанией и продолжает оставаться таковой до сих пор. Крупные предприятия, сохранившие в большинстве статус государственных объединений, добывают почти 95% российской нефти. Все магистральные нефтепроводы принадлежат государственной компании(«Транснефть»). Крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти «Транснефть» представляет собой государственный холдинг. Протяженность системы магистральных нефтепроводов, обслуживаемых компанией , составляет 47,3 тыс.км. В её состав входит 393 нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком общей емкость 12,8 млн м в кубе. Основная задача «Транснефти» в области эксплуатации магистральных нефтепроводов являются обеспечение надежной и безаварийной работы нефтепроводных объектов и поддержание их промышленной и экологической безопасности. Решение этих задач осуществляется в рамках Комплексной программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции, и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |