Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Использование игровой технологии при обучении основам делового общения в вузе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Будучи социально-структурирующим фактором развития общества, в рамках которого отражаются не только чисто материальное, но и духовные достижения эпохи, образование призвано производить и опробовать новые подходы к процессу преподавания и воспитания, должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Для этого в первую очередь необходимо сделать так, чтобы оно развивало гармоничное мышление, основанное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию. Именно эти характеристики личности сегодня включены в число основных ценностей земной цивилизации, декларированных в документах ООН. Сегодня думающий человек обязан наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и противоречия. В связи с этим возрастает роль учебных предметов, связанных с формированием навыков делового общения. Сложность и многогранность процесса овладения культурой общения определяют поиск адекватных форм и методов обучения студентов, так как традиционная технология преподавания тяготеет к монологу, предполагающему активность в основном со стороны преподавателя, усвоение знаний по готовому образцу. Актуальность разработки и использования новых методов и технологий преподавания определяется также изменением студенческой аудитории, которая сегодня более требовательна и избирательна в отношении получаемой информации, более раскована и готова к восприятию всего нового. Достойное место в ряду активизирующих средств обучения в вузе сегодня занимает игровая педагогическая технология, в основе которой лежит принцип непосредственного участия, предполагающий такое взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым, когда студент становится не объектом, а субъектом деятельности, обладающим поисковой рефлексией. На практических игровых занятиях (деловая игра, ролевая игра, моделирование, работа в малых группах, тренинг, игровое проектирование, "мозговой штурм" и др.) акцент делается на решение реальных проблем, совместную работу, творческое мышление, открытый диалог, неустанный поиск истины, принятие самостоятельных решений и личную ответственность, так как активные игровые формы обучения направлены на активизацию "сущностных сил человека". Учебная игра с позиции игровой деятельности - это познание и реальное освоение обучаемыми социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным, заложенным в условиях игры правилам, и на модели профессиональной деятельности в условных ситуациях. Рассматриваемая с позиций учебной деятельности как сложная педагогическая технология, учебная игра представляет собой специфический способ управления учебно-познавательной деятельностью студента1. Разработке и использованию игровой технологии посвящены многочисленные исследования и публикации советских и российских педагогов, таких как В.Л. Бабурин, Н.В. Борисова, А.А.Вербицкий, С.А. Габрусевич, Э.М..Мартузина, А.А.Соловьева, В.Р. Прауде, М.М. Крюков, Кларин и др.2, в которых были разработаны и сформулированы основные психолого-дидактические принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов, а также типология деловых игр. Однако следует отметить, что эти научно-практические и методические разработки были направлены на отработку профессиональных навыков студентов и специалистов-управленцев и мало были ориентированы на формирование коммуникативной культуры, Поэтому для подготовки и проведения занятий с применением игровой педагогической технологии по курсу "Деловое общение" необходимо адаптировать материал к практическим потребностям учебного курса. Хотя потребность в специальной литературе, посвященной игровым методам обучения культуре делового общения, как показывают социологические исследования, и практический опыт, необычайно велика, в арсенале вузовского преподавателя, к сожалению, имеется лишь незначительное количество работ, изданных в последние годы 3. В зависимости от различных обстоятельств (тема занятия, цели и задачи, которые ставит преподаватель, личностные качества преподавателя и студентов группы) на практических занятиях применяются разнообразные варианты учебных игр. Например, на занятиях по теме "Деловые переговоры" или "Вербальная и невербальная коммуникация" может использоваться ролевая игра, которая имеет ряд особенностей, позволяющих предпочесть именно ее. Это могут быть ролевые игры, связанные с созданием бухгалтерии в фирме, устройством на работу в фирму или банк, конфликт в ходе переговоров и т.д.4. Развитие фантазии, творческих способностей, импровизации, быстрой ориентации в неожиданно возникающих обстоятельствах, эмоциональной выразительности в проявлении чувств и мыслей делают ее чрезвычайно интересной для студентов. С позиции освоения культуры делового общения весьма важным является тот факт, что в процессе ролевой игры отрабатываются конкретные навыки поведения в различных обстоятельствах: прогнозирование реакции собеседника, речи в соответствии с возникающим поворотом действий и тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица и т.д. Поэтому сценарии могут быть лишь намечены, а отдельные "ходы" участников даже не предусмотрены. Наиболее сложным вариантом учебной игры являются деловые игры - метод имитации принятия решений по заданным правилам группой людей. В классическом варианте деловая игра - это многодневный тренинг, с постоянной рефлексией и саморефлексией. В условиях вуза и четко фиксированного времени деловая игра в основном проводится в рамках одного практического занятия. Деловые игры являются одним из наиболее эффективных методов активного обучения, так как соединяют в себе черты и свойства различных форм и методов обучения. Ролевые ситуации, элементы проектирования, упражнения, коллективные обсуждения, дискуссии, "мозговой штурм", разбор задач и ситуаций могут быть включены в деловую игру. Поэтому этот метод уже несколько десятилетий активно используется во всем мире для обучения не только студентов, но и профессионалов-управленцев, и имеет значительные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Меняется мотивация обучения, знания усваиваются не только про запас, для будущего времени, но и для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. Студенты ощущают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. Деловая игра является одним из наилучших способов формирования творческого мышления студента, самостоятельности в поисках и применении необходимых знаний, она помогает вспомнить изученное ранее, предполагает использование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей, дает возможность обогатить свой опыт новыми подходами, вариантами решений, получить реальное представление о том, как найдено решение, новый прием, то есть включиться в творческий поиск. В ходе деловой игры закрепляются ранее известные, но, возможно не использованные знания, отрабатываются умения переносить имеющиеся знания и приемы в новые ситуации. Кроме того, у студентов появляется возможность многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения. Игра позволяет закрепить лекционный материал по специальным дисциплинам, связанным с будущей профессией, так как, исполняя определенные роли (бухгалтера, менеджера, руководителя банка и т.д.), студенты должны оперировать профессиональными знаниями. Деловые игры стирают статусные грани. Как сказал об игре в интервью профессор Петер Зауэр, автор обучающей игры "Коллективный договор предприятия "Золотое руно" (игра проводилась в рамках одного из проектов TACIS): "Я хочу отойти от иерархии, хочу, чтобы меня воспринимали не как профессора, а как интересного собеседника, человека. И молодые люди, и взрослые любят играть, это не зависит от культуры и национальности". Деловые игры перестраивают стереотипы традиционного обучения, изменяют поведение субъектов образовательного процесса. Их классически (со времен Просвещения) регламентированные социальные роли меняются - они становятся партнерами по достижению общей цели. Педагог не подавляет инициативу и самостоятельность, не оценивает только субъективно достигнутые учащимися результаты: он доброжелательный и заинтересованный помощник, обладающий эмпатийным пониманием и конгруэнтностью, создающий ситуацию неформальности и открытости, обеспечивая необходимый для творчества психологический климат (терпимость к суждениям, идеям, предложениям студентов, настроенность на принятие и стимулирование самостоятельности играющих, умение понимать учащихся, конструировать модели их поведения в зависимости от личностных особенностей и характера внешних воздействий), способствуя тем самым общей гуманизации межличностных коммуникаций. Деловая игра носит коллективный характер, поэтому группа выступает по отношению к каждому играющему как организующее, санкционирующее и поддерживающее начало. Групповая работа, которая дает навык коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизует умения и знания, приучает к принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки. Благодаря наличию нескольких групп участников с различными целями и интересами происходит реальный обмен мнениями, и представители каждой из групп выдвигают свои аргументы и в итоге приходят к компромиссу. Во время деловой игры выявляется присущее всем группам несоответствие между аффектом и рациональным началом, между уровнем содержания и отношениями в группе, часто препятствующие сотрудничеству. Таким образом, деловые игры похожи на лабораторию групповой динамики. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные для успешной работы лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать конфликтные и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой. Атмосфера деловой игры: отсутствие боязни ошибиться при обсуждении (это же игра, действия выполняются в обстановке "условной" (модельной) реальности, а коллективное решение - хороший щит); возможность отстаивать свою точку зрения, что мало вероятно в общении с реальным руководителем; возможность свободно высказать свою точку зрения и выслушать мнение коллег; интерес, возникающий от исполнения новых для себя взрослых ролей; состязательность и т.д., позволяет многим освободиться от психологических барьеров, способствует проявлению инициативы, деловой оправданной смелости в принятии решений. Формы общения в деловой игре заставляют вспомнить слова М.М.Бахтина: "Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками"5. Деловая игра предполагает отработку как вербальных, так и невербальных видов общения, но в основе ее - диалог на языке поступков, действий, заимствованных из моделируемой сферы. От участника требуется принимать решения в конкретной обстановке - конкретные и необратимые, что вытекает из динамического характера игры. Деловые игры являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, когда процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Деловая игра - это модель реальной жизни, в которой соединены деятельность, игра, отношения к ближнему и с ближними, переживание и аффекты. В процессе своего развертывания деловая игра производит ряд позитивных эффектов. Эффект проживания - активное личное участие в решении поставленных задач, когда ситуация не просто осознается, но и участно проживается. Деловая игра не дает готовых рецептов и типичных образов. Ситуация должна быть прожита и решена самостоятельно каждым участником. Конечно, в условиях учебного игрового поля эти решения не имеют никаких последствий, кроме того, что каждое из них влияет на процесс игры и может привести к новым взглядам на проблему. Игровой метод имеет особое преимущество: он дает возможность найти приемлемые решения проблем прежде, чем переходить к конкретным действиям. Деловая игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Творческая энергия игры стирает границы между настоящим и будущим. Как сказал один из организаторов таких игр "Давайте играть с будущим сейчас, в настоящем, пока не поздно". Достоинством деловых игр является радикальное сокращение времени накопления опыта, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами, а также возможность повернуть ход событий, попробовать другую стратегию в отличие от реальных условий жизни. Учитывая специфику курса "Деловое общение", в деловых играх необходимо акцентировалось внимание не только на содержании ситуации, удачном или неудачном ее решении, но и, прежде всего, на условиях, определяющих принятие решения, на том, что послужило основанием для такого пути выхода из ситуации, на характере взаимоотношений играющих, на умениях студентов устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно вычленять целесообразные пути решения проблемы, прогнозирования возможных результатов; на умениях выявлять характерные особенности партнеров, учитывать уровень их развития, психические качества при организации общих коллективных дел. Однако надо помнить, что хотя по сюжету представители различных групп и являются противниками, так как их игровые интересы различны, в целом они союзники, сотрудники, выполняющие одну общую учебную задачу. "Целью развития навыков межличностного общения должно быть не совершенствование способности манипулировать другими, а развитие способности создавать самому или совместно с партнерами такие условия и атмосферу взаимоотношений, которые бы благоприятствовали психологическому росту человека, раскрытию его конструктивных возможностей"6. Эффект активного участия. При монологичных формах обучения преподаватель сталкивается с частичной или полной пассивностью слушателей. Деловая игра подобную ситуацию исключает. Практика показывает, что при благоприятном психологическом климате в группе безучастных практически не бывает. Эффект личностной значимости. Игровая форма обеспечивает личностное включение участников в процесс овладения предметным содержанием профессиональной деятельности, служит, прежде всего, "инструментом" развития и практического мышления, способностей анализировать, ставить и решать субъективно новые для студентов профессиональные задачи. Опыт активного действия, приобретаемый в процессе деловой игры, сопровождаемый возможностью общения со значимыми другими, делает приобретенные знания и навыки личностно значимыми для участника. В игре человек не только добывает знания собственными силами (т.е. образовывается), это возможно и при пассивных формах приобретения знаний - чтении литературы, прослушивании лекций и т.п., но и раздвигает границы собственных возможностей, личностно растет. Возникает ощущение своей значимости и необходимости как личности. Эффект взаимной ответственности за результаты работы. Он достигается благодаря тому, что все решения, принимаемые группой, не являются простым суммированием мнений участников. В ходе совместной деятельности происходит детальная проработка, анализ и отбор информации, на основе которой принимается групповое решение, вклад в которое сделан каждым членом творческого коллектива. Решение принадлежит каждому в отдельности и всем вместе. Одновременно все отвечают за каждого, так как соединены решением, которое приняли. Хотя решение не всегда может быть верным (его правомерность, как правило, выявляется практикой), результат в конечном итоге зависит от каждого, а ответственность становится взаимной. Для преподавателя нет более важного эффекта от занятия, чем эффект непосредственной обратной связи. Чаще всего преподавателю удается проверить, насколько освоен и понят учебный материал, только при проведении контрольных мероприятий (проверочные работы, зачеты и экзамены). Результаты при этом могут быть непредсказуемыми и неутешительными. Игровая технология позволяет получить обратную связь от студентов в самом процессе своего осуществления, непосредственно. Среди негативных эффектов игровой технологии следует отметить, прежде всего, чрезмерную эйфорию по поводу возможностей учебных игр. Безусловно, они чрезвычайно высоки. Однако, их все же не следует преувеличивать: это не универсальный метод. Необходимо реальное сочетание в учебном процессе различных активных методик. Другой негативный момент связан с буквальным переносом модели поведения и взаимоотношений, сложившихся в процессе работы студенческой группы, в реальную действительность, поскольку то, что уместно в группе, среди людей, ставших в работе близкими, часто невозможно с теми, кто в эту категорию еще не вошел. Это не значит, однако, что деловая игра разобщает людей, делит их на своих и чужих. Просто в игровой ситуации связи между людьми действительно необычны и проникнуты особым уважением и доверием друг к другу, часто не достижимы в обстановке реальной деятельности из-за наличия разного рода масок, социальных ролей и манипуляций. Игровая учебная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, которое происходит в соответствии с предписанными, а в некоторых случаях и принимаемыми в ходе игры, правилами и нормами. Игра не может быть навязана, следовательно, должны быть созданы обстоятельства, при которых студентам хочется играть, иначе игра не получится. Первым обстоятельством осуществления игры, очевидно, следует признать актуальность, злободневность выбранных ситуаций. Сюжеты для игр подсказывает, прежде всего, сама жизнь, однако они могут быть взяты из учебной литературы по предмету. Игровой проблеме принадлежит особое регулятивное значение в данном виде обучения: именно она составляет ядро игровой роли и обусловливает воспитательную и обучающую ценности той или иной конкретной игры, выступает источником развития, "приводит в движение" роль, она же создает проблемные ситуации игры. Содержание деловой игры должно отражать реалии будущей профессиональной деятельности студентов, достаточно полно имитировать типичные и оригинальные, целостные по характеру условий события, ситуации. При определении проблемы необходимо предусмотреть, чтобы она разрешалась в несколько этапов, т.е. состояла из нескольких заданий, и каждый этап игры заканчивался общим обсуждением группами. Таким образом, в конце игры должна образоваться цепочка решений, приводящая к окончательному выводу. Каждый этап игры должен быть строго ограничен временным промежутком. Второе условие. Студенты должны обладать необходимой для деловой игры информацией. Игре должна предшествовать система знаний, полученная в ходе лекционной подготовки, которая будет служить фундаментом деловой игры. Третье условие - доступность, понятность, в известном смысле простота предъявляемых к исполнителям требований. Игра должна начинаться с информационного этапа, доведения преподавателем до сведения студентов технологии проведения деловой игры; принципов, приемов и правил работы в группах; ролевую дифференциацию участников. Если слушатели не смогут сделать то, что предлагает преподаватель, то, естественно, игры не будет. Четвертое условие ролевой игры - возможности и способности ее участников к импровизации, непосредственному, неотрепетированному проживанию роли (руководителя фирмы, бухгалтера, председателя профкома, менеджера, представителя Министерства и т.д.). Ролевые партии либо разрабатываются заранее и предлагаются студентам, либо определяются самими участниками игры в процессе коллективного обсуждения. Пятое условие - готовность участников к противоборству, способность идти на столкновение (а не соглашение), которое приводит к развитию, неожиданным поворотам сюжета. Деловая игра как форма занятия имеет свою специфику и в плане управления обучением на занятиях. Учебная игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется преподавателем. Прямыми задачами преподавателя являются: организация работы группы на решение поставленных, регулирование очередности высказываний, корректировка поведения участников игры, поощрение дискуссий, стимулирование оценочных суждений. Руководитель дает необходимые разъяснения, формулирует основные цели, намечает примерную схему ожидаемых событий, обращая внимание на те актуальные проблемы, которые необходимо разрешать в процессе игры. Если в ходе игры управляющая роль преподавателя ослаблена, занятие теряет свою обучающе-тренирующую функцию. Важным следствием деловой игры, отличающим ее от ролевой игры, является принятие участниками коллективных решений или выработка совместного документа (составление проектов этического кодекса организации, проекта договора в результате проведенных переговоров, проект создания организации, проекта коллективного договора организации и профсоюза, проект мероприятий по выводу фирмы из кризиса). Разработанные в группах проекты подлежат защите и обсуждению на занятии, при необходимости происходит их коррекция. Задача преподавателя - направлять обсуждение, концентрировать внимание студентов на обосновании своих проектов, доказательности суждений, и, самое главное, на развитии межличностных взаимодействий. В ходе дискуссии при сопоставлении проектов определяется лучший или по итогам совместной работы групп вырабатывается единая, приемлемая модель. Результат оформляется наглядно на доске или на большом листе бумаге фломастерами. После завершения игры обязательно проводится ее детальный разбор: дается итоговая оценка результатам проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленных целей и задач, сопоставляются результаты параллельно работающих команд, анализируется разыгранная ситуация и оценивается стратегия и тактика поведения участников, уровень корректности и убедительности их слов и поступков, скорость и точность реакции в ходе исполнения роли. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре недостатки в действиях играющих, выясняются причины, повлиявшие на получение тех или иных игровых результатов. Обязательным является и самоанализ, корректировка собственного поведения в ходе игры или сразу после игры ее участниками. Главная цель обсуждения - подвести студентов к пониманию наиболее эффективных решений, которые возможно было принять в данной ситуации. Глубокий анализ ошибок студентов, проводимый при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности. Результативность деловой игры во многом зависит от активности студентов и опыта участия в таких формах занятий. Если игра удалась, тогда для всех участников игры повышается возможность совершенствовать себя, свою личность, оттачивать способность принимать решения в любых, в том числе, в экстремальных ситуациях и при этом сохранять самообладание, владеть собой, способность к ясному мышлению и яркости чувств. По нашему мнению, подкрепляемому практическими результатами проведения деловых игр и анализом результатов проведенного в декабре 2002 года социологического опроса студентов 3 курса УЭФ, в процессе приобретения опыта участия в подобных занятиях студенты не только на практике отрабатывать полученные знания по деловому общению, но и "примеривают" на себя ту или иную жизненную позицию, пробуют себя в различных ролях, учатся ориентироваться в непростых реалиях сегодняшнего дня, не теряться в сложных ситуациях, приобретают навыки работы в команде, учатся быть лидером, планировать свои действия и предвидеть их результат, держать в голове множество важных этикетных мелочей, совершенствуют умения обсуждать, анализировать и рационально использовать информацию, критически оценивать различные точки зрения, принимать и формировать решения, делать выводы из своих и чужих ошибок и многое другое. Словом, убеждаются в том, что учиться необходимо.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |