Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социологические и психологические методыСтр 1 из 4Следующая ⇒
Использование игровой технологии при обучении основам делового общения в вузе
Социологические и психологические методы. Анкетирование, интервьюирование, тестирование. Организационный тренинг. Технология прогнозирования успешности деятельности будущего руководителя. Технология подбора состава целевых групп. Формирование команды. Особенности команды. Технология конструирования команды (team building). Подходы к формированию команды. Процедура формирования команды. Основные признаки правильно сформированной команды. Показатели уровня развития команды. Групповая динамика. Основные характеристики команды. Этапы развития команды и стили руководства. Использование игровой технологии при подготовке HR-менеджеров в вузе. Учебная игра с позиции игровой деятельности. Основные психолого-дидактические принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов. Типология деловых игр. Формы общения в деловой игре. Эффект проживания. Эффект активного участия. Эффект личностной значимости. Эффект взаимной ответственности за результаты работы. Эффект непосредственной обратной связи. Результативность деловой игры.
Социологические и психологические методы Современный менеджмент успешно использует сочетание качественных и количественных методов из социологии, а также стандартные психологические методики из психологии личности и социальной психологии. Количественные методы требуют гораздо больших усилий со стороны организатора, вынужденного привлекать значительное число исполнителей, иметь дело — непосредственно или опосредованно - с многими людьми, выступающими в качестве соисполнителей, респондентов, интервьюируемых и т.п. Для количественных методов характерна стандартизация и формализация информации, их использование позволяет устанавливать связи между отдельными признаками изучаемых социальных явлений и процессов. Данные количественных методов легко представить в виде графического интерпретации, таблиц, рядов распределений и т.д. Стиль исследования с помощью количественных методов называется «жестким». В жесткой методологии количественного подхода традиционно используют следующие методы сбора данных: · опрос · социометрия · метод экспертной оценки · наблюдение · анализ документов · эксперимент Техника их применения настолько разнообразна, что некоторые их модификации превратились в почти самостоятельные методы сбора информации, например, опрос разделился на вполне самостоятельные анкетирование и интервьюирование. Любые количественные методы предполагают одновременную регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Качественная социология отражает гуманизацию современного общества, преимущественно она направлена на изучение субъективной стороны существования общества, переориентацию от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию специфики меньшинств и ежедневной социальной практики людей, от макро- к микроанализу социальных явлений. Для нее актуальны такие вопросы, как что значит "быть врачом" или "быть учителем" и какова практика отношений "врача" и "учителя" в реальности. Качественные методы, определяются как «мягкие» методы, а стиль исследования, проводимого с их помощью, получил одноименное название «мягкого исследования». Эти методы направлены на не на фиксацию стандартных признаков явлений и процессов, а на выявление их качества, глубины. Здесь важно не количество респондентов, а качество и глубина получаемых ответов, поэтому в качественных методах достаточно небольшого числа респондентов. Использование качественных методик в социологических исследования требует большого мастерства, опыта и профессионализма. Современная социология насчитывает несколько десятков разновидностей качественных методов, однако, наиболее популярных несколько: · неформализованное (нестандартизированное) интервью (свобода интервьюера как в формулировке вопроса, так и в выборе темы беседы); · фокусированное интервью («фокусировка» интервьюера на конкретной теме, глубокое изучение переживаний респондента по какой-то конкретной проблеме); · фокус-группа (настандартизированное, фокусированное интервью с группой) – первый и наиболее популярный количественный метод; · этнографические и исторические исследования (наиболее частаяразновидность - биографический метод (история жизни одного человека, история семьи, какой-то группы); · case study (изучение отдельного объекта (чаще группы) (или случая) в динамике развития путем «погружения» самого исследователя в поле исследования); Данные исследований, использовавших качественные методы, обычно представляются в виде высказываний, документов, описания случаев. На стадии найма персонала часто могут использоваться графические тестовые методики (например, «дом-дерево-человек», «несуществующее животное», «дерево», тест Люшера и другие). На стадии диагностики климата в коллективе наиболее часто используется социометрия. СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas общество, греч. metreо измеряю) 1) теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы на большие социальные группы и об-во в целом; 2) количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах (социометрическая техника). Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрич. индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрии. Особым разделом прикладной социометрии является т.н. социометрический театр метод группового тренинга, использующий закономерности группового межличностного взаимодействия. Этот метод имеет две разновидности: социодрама моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций (управленч., семейных и др.) и психодрама моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний. Особенности применения 1)метод используется для получения информации о структуре малых групп: через отношение к выбору партнеров в возможных ситуациях общения или совместной деятельности делаются выводы о характере межличностных связей в группе; 2)метод сочетает элементы опроса и эксперимента 3)непосредственный контакт социолога с объектом исследования;данные предоставляются самими участниками изучаемого явления; 4) процедура исследования отработана до уровня социальной технологии(т.е. стандартной методики, дающей достоверный результат независимо от случайных особенностей объектов исследования) Достоинства метода: 1)в отличие от метода наблюдения, социометрия позволяет выяснить личные предпочтения, мотивы деятельности, ценностные ориентации членов группы; 2) не изменяя реальной обстановки в группе , метод позволяет выявить в ней формальных и неформальных лидеров, предвидеть возможные структурные конфликты, прогнозировать изменения внутригрупповых отношений и, в конечном счете , влиять на состав группы и социально-психологический климат в ней; 3)компьютерные варианты методики позволяют очень оперативно( в течение 1-2 часов)получать данные о структуре группы. Недостатки метода: 1)метод пригоден только для исследования групп численностью до 15-20 человек; 2)метод предполагает анализ устойчивых связей, поэтому он не подходит для исследования случайных или временных сообществ людей, где такие связи еще не сложились; 3) структура группы моделируется на основе предположений и мнений людей, а не на основе наблюдения за реальным поведением; 4) респонденты не объясняют причины своего выбора, поэтому трудно оценивать устойчивость предпочтений и поведений людей в различных ситуациях; 5) возможны неискренние ответы и ошибки из-за неверного толкования вопросов |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |