Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение Джона Локка о государстве и праве.




Джон Локк (Locke), 1632-1704 г.г. - один из крупнейших английских политических мыслителей. Его основной политической работой является произведение под названием «Два трактата о правлении», написанный в 1679-1681 г.г., а также труд «Опыт о человеческом разумении» (1690 год) и другие работы, внесшие существенный вклад в теорию познания. Главная цель, которую ставит Локк перед собой, является обоснование государственного устройства, которое бы соответствовало природе человека. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана.
Единственным законным источником политической власти является согласие народа, то есть общественный договор, который составляет методологическую базу всей его политической системы. Локк четко различает власть должностного лица над подданным, как государственную или политическую власть, от власти отца над детьми, хозяина над слугой, мужа над женой, как неполитическую власть. Политической властью Локк считает право издавать законы и применять для их выполнения силу сообщества.
Рассматривая происхождения государства, Локк, как и его предшественники, признавал существование естественного состояния. Но, в отличие от Гоббса, он считал его довольно упорядоченным и благополучным. Отношения в этот период регулировались продиктованными умом законами природы, соответственно, разум требует согласовывать свои интересы с интересами других людей. Но недостатком естественного состояния является то, что отсутствует механизм, который бы обеспечил справедливое пользование человеком своими естественными правами. Каждый человек сам должен отстаивать свое право и наказывать его нарушителей. Именно для создания такого механизма упорядочения своей жизни, надежного обеспечения свободы и собственности, люди заключают общественный договор. То есть, создание государства - это, по мнению мыслителя, скорее акт ума, чем проявление крайней необходимости. Объединившись в политическое сообщество, люди отказываются от принадлежащего им ранее права самостоятельно обеспечивать выполнение законов природы в пользу государства, но они, ни в коей мере не отказываются от своих естественных прав. Поэтому цель государства - общее благо. Политическая общность создается для того, чтобы лучше гарантировать свободу и возможность пользоваться своими естественными правами. Свобода, по мнению Локка, - это гарантия от произвола. Она - основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу, человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. Свобода предполагает соблюдение законов природы, которые стали законами общества. «Там где нет законов, там нет и свободы» - подчеркивал мыслитель.
Поскольку общественный договор заключается ради лучшего обеспечения естественных прав, он наделяет власть четко определенными правами и обязанностями, которые она не должна превышать. Власть не может посягать на неотчуждаемые права граждан. Одним из главных является право собственности, и любое посягательство на него (лишение части собственности, увеличение налогов) является проявлением деспотизма. Также, неотчуждаемым правом человека, Локк считал свободу мысли, поскольку в сфере суждений каждый имеет высшую и абсолютную власть для себя. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения. Но свобода веры не безгранична, она определяется принципами морали и порядка.
Именно для предотвращения превышения государственной властью своих полномочий, Локк разработал особый конституционный механизм. Важным компонентом в нем стал принцип разделения властей и законность. Чтобы не допустить концентрации власти и злоупотребления ею, Локк предлагал не объединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателя им же созданным законам, осуществляемым исполнительной властью. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на дальнейшую политическую и правовую мысль, стал одним из главных принципов правового государства.
Принцип законности заключается в том, что «для одного человека, которая находится в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Он также предусматривает четкую законодательную регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов. Силой закона, подчеркивал мыслитель, может быть наделен только акт законодательного органа, сформированного народом. В то же время, Локк понимает законность не только в формальном смысле, т.е. как соблюдение законов, установленных согласно определенной процедуре. Он считал, что и сам законодатель при создании закона не должен нарушать естественных законов.
Важной гарантией обеспечения прав человека на недопущение злоупотребления со стороны власти является возможность расторжение народом договора с правительством. Сохранение такого средства, как чрезвычайная мера контроля за правительством со стороны народа, объясняется тем, что, вручая высшую, т.е. законодательную, власть такому органу, народ не лишается суверенитета. Поэтому, отмечает Локк, «все еще остается у народа верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки выраженному ей доверию». Отсюда - право народа на восстание, для восстановления нарушенного правительством свободы. При этом восстание не может быть делом меньшинства. Признание этого права не может привести к разрушению гражданского общества, как такового, а напротив, является дополнительной гарантией его сохранения. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень формальных прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.
Локк сформировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его можно считать основоположником либерализма и современного конституционализма.

                                               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Сочинения итальянских гуманистов 15 века», МГУ, 1985.

Брагина Л.М. Культура Возрождения в Италии во второй половине14-15 веках. //Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мосгорархив, 1996.

Андреев М.Л. Культура Возрождения. // История мировой культуры. Наследие Запада. Москва, 1998.

Горфункель А.Х. «Философия эпохи Возрождения», Москва, 1980.

История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М. 2005 год.

История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2001 год.

Гуго Гроций. «О праве войны и мира», перевод с латинского. М.,1994 год.

Томас Гоббс. Мееровский Б.В. Изд-во “Мысль”.1975 год.
Нарский И.С. Философия Джона Локка. - М., 1960 год.
Соколов В.В. Спиноза. - М., 1977 год.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...