Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение Гуго Гроция о государстве и праве.





Гуго Гроций (Grotius), 1583-1645 г.г. - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основоположников учения о государстве и праве Нового времени, рационалистической доктрины естественного права, а также международного права. Главный труд мыслителя, в котором изложены его государственно-правовые взгляды, озаглавленный «О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», она была издана в Париже в 1625 году.
Цель трактата - решение актуальных проблем международного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате, Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.
Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.1
Философ стоял у истоков формирования так называемого «юридического мировоззрения». Он провел разграничение между наукой права и политики, подчеркнув, что предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки - целесообразность и польза в общественных отношениях. Гроций разделяет право на естественное и волеустановленное. Естественное право, согласно его концепции, и является правом в полном смысле этого слова и оно заключается в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас относительно них обязанности. Источником естественного права является не чья-то воля, интерес или пользу, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению, но не любого общения, а собственное стремление к спокойному, управляемого собственным умом, общения человека с себе подобными. Следуя социальной природе человека, надо отметить, что ей присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Это соблюдение общих правил общения и является, по мнению мыслителя, «источником так называемого права в собственном смысле, к нему относится как воздержание от чужой вещи, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной от нее выгоды, обязанность придерживаться обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также назначение людям заслуженного наказания». Характеризуя естественное право, как право в собственном, узком смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле, т.е. волеустановленное право, является правом в конечном итоге, поскольку оно не противоречит разумной природе человека и естественному праву.
Отрицая представление о том, что справедливость - это только пользу сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей создать право, чтобы избежать насилия, Гроций стремился показать, что государство и внутригосударственное право, то есть законы, есть логически неизбежными последствиями бытия естественного права. Рассматривая проблему возникновения внутригосударственного права, Гроций, одновременно, описывает и процесс происхождения государства, то есть процесс перехода от «естественного состояния» до «гражданского общества» и государства. В процессе реализации положений естественного права в сфере политики, согласно концепции мыслителя, к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы и целесообразности. Таким образом, определяющей и главной причиной возникновения и бытия политических явлений, в которые принадлежат государство и государственные законы, выступает естественное право и справедливость, а польза и целесообразность является лишь поводом.
Рассматривая сущность права, ученый подчеркивал, что определяющим признаком любого права является его обязательная сила.
Государство, по мнению Гроция, - это совершенная союз свободных людей, созданная ради соблюдения права и общей пользы.
Догосударственную стадию жизни людей Гроций характеризует, как «естественное состояние». Государство, согласно Гроция, является сугубо человеческим институтом, который по своему социальному содержанию является договоренностью большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.
По мнению мыслителя, сущность верховной власти состоит в том, что это власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по желанию чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти, то есть суверенитета, является государство в целом.
Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и, прежде всего, проблем войны и мира, Гроций критиковал взгляд, согласно которому война абсолютно несовместима с правом. Он отмечал, что «не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границ права и добросовестности». Война, как таковая, согласно Гроция, не противоречит естественному праву. Однако это не означает, что все войны справедливы. Различая справедливые и несправедливые войны, мыслитель считал, что справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение. К справедливым войнам он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защите имущества. Несправедливые войны (захватнические, войны с целью завладеть чужим имуществом, покорить другой народ) противоречат принципам естественного права и положениям права народов. Виновники несправедливых войн несут ответственность за все, что сопровождает войне и ее последствиях. В целом, для всего учения Гроция о войне и мире характерна миротворческая тенденция. Учение мыслителя о праве войны и мира был направлен на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и соблюдаемых суверенными государствами.
Учение Гроция о естественном и внутригосударственное право, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права оказало существенное влияние на все дальнейшее развитие политической и правовой мысли. Последовательное их осуществление позволило голландскому ученому создать единую систему науки международного права, ибо дело заключалось не только в формальном расположении материала и его всеохватывающем характере, но и в обобщенном подходе к развитию международно-правовых отношений по самому их существу. Светская рационалистическая политико-правовая концепция Гроция заложила фундамент современной теории государства и права, теоретические основы «юридического мировоззрения».





















Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...