Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое и правовое учение Спинозы.




Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внес голландский мыслитель Барух Спиноза.
Для подхода Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерно обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций.
Его политико-правовые взгляды изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим методом» (1675) и «Политическом трактате» (1677). В них содержалось теоретическое обоснование новых рационалистических идей, принципов и концепций, которые соответствовали потребностям той переходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспективу прогрессивного развития и совершенствования социальных и политико-правовых форм человеческой жизни.
Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с «мощью» - способностью любой части природы к самосохранению: «Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь». Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.2
Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.
Важная особенность спинозовской договорной теории государства состоит в том, что «естественное право каждого... в гражданском состоянии не прекращается», поскольку как в естественном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется договорное установленное высшее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же верховной (суверенной) власти. Осуществление же гражданином всех остальных (не дозволенных государством) естественных прав представляет собой преступление.
При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с действительностью, но «во многом неизбежно остается чисто теоретическим», ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком.
Большое внимание в политико-правовом учении Спинозы уделено проблеме форм государства, которую он освещает под углом зрения наилучшего состояния различных форм верховной власти, т.е. степени обеспечения в них цели гражданского состояния - мира и безопасности жизни.
Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) - монархию, аристократию и демократию.
Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, «я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны».
При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.
При освещении монархии Спиноза отмечает, что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным, так что в действительности монархическая форма верховной власти оказывается аристократической, но не явной, а скрытой, а потому наихудшей. Придавая большое значение наличию в монархии многочисленного совета, избираемого из всех слоев и родов граждан на несколько лет самим государем, Спиноза подчеркивает, что первейшая обязанность этого совета - защита основных законов государства, подача царю рекомендаций о текущих делах, вытекающих из требований общего блага. Специально подчеркивается необходимость включения в этот совет знатоков права. Для отправления правосудия должен быть организован особый совет, причем его приговоры подлежат утверждению большого совета.
Аристократическая форма верховной власти, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц (патрициев), по оценке Спинозы, предпочтительнее монархии, поскольку она в большей мере обладает абсолютным правом государства и по этой причине более приспособлена к сохранению свободы. При этой форме государства необходимо, чтобы правящих (патрициев) было много. Число патрициев должно относиться к численности народа примерно как один к пятидесяти.
В условиях аристократии народ не имеет никакого голоса, но поскольку он внушает страх власть имущим, то «сохраняет за собой некоторую свободу, которая хотя и не имеет прямой опоры в законе, однако молчаливо отстаивается им и оставляется за собою».
Свое предпочтение Спиноза отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами - членами федерации.
Как «всецело абсолютная форма верховной власти» характеризуется Спинозой демократия. Отличие демократии от аристократии, согласно Спинозе, состоит в следующем: если в аристократии правители (т.е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители определяются самим законом. Так что может случиться, отмечает Спиноза, что верховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем верховный совет в демократии, если последней закон, определяющий круг правителей, будет содержать много ограничений (возрастных, имущественных и иных цензов).
Демократическое государство, по оценке Спинозы, «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.
В историю политической и правой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.

Политико-правовое учение Томаса Гоббса.

Одним из наиболее выдающихся английских мыслителей по праву считается Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Его наиболее выдающимися политическими трудами являются: «О гражданине» (1642 год), «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 год).
Учение о праве и государстве Гоббс пытался превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая «является матерью всех естественных наук». Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок.3 Политическое и правовое учение Гоббс базируется на философско-методологических позициях механического материализма, детерминизма и деизма. Согласно Гоббсу, мир (природа, человек, общество) состоит из естественных и искусственных элементов, которые взаимодействуют на основе врожденных и приобретенных качеств, подчиняясь универсальным законам детерминизма, то есть рядовых причин и последствий. Человек является одним из таких элементов, а потому ее поступки и жизнь подчинены общим законам. Гоббс четко разграничивает философию, сферой которой является знание закономерностей природы и общества, и теологию, сферой которой является вера. Подчеркивая, что философские знания приобретаются с помощью разума и опыта, Гоббс считал, что познание закономерностей политической жизни должно служить предотвращению социальных конфликтов, насилия и войн, достижению блага всех людей.
Политические и правовые взгляды Гоббса опираются на теорию естественного права и договорное происхождение политической власти и государства. Основу социально-политической жизни, его возникновения и движущую силу Гоббс видел в потребностях человека. Для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей человек, ограничена в своих собственных индивидуальных возможностях, вступает в общение с другими людьми и создает искусственные, то есть, не существующих в природе, вещи, предметы и организации и т.д. Потребность - мать всех изобретений, подчеркивал мыслитель. Таким человеческим изобретением, по его мнению, является и образование государства.
Причины возникновения и существования государства, политической власти Гоббс связывает с природой человека, как существа разумного, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного сильными природными страстями, такими как жажда власти, богатства и чувственных наслаждений. По его мнению, в естественном состоянии люди не могут сохранить мир и становятся перед угрозой взаимного уничтожения. И только с помощью разума, а также инстинкта самосохранения и страха смерти человек приходит к выводу о том, что нужно выйти из состояния «войны всех против всех» и создать «общую власть», которая бы обеспечила мир и гарантировала жизнь и безопасность каждого человека, направляя ее деятельность на достижение общего блага.
Свою идею создания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, согласно теории Гоббса, возникает и базируется на договоре. То есть, государство не является чем-то сверхчеловеческим, божественным, она является одним из многих проявлений правового соглашения - контракта, как результата человеческой деятельности. Договор, как основа возникновения государства, в теории ученого, является своеобразным консенсусом, согласованию, состоянием сознания и воли подданных, который проявляется в признании ими политической власти.
Наряду с договором, Гоббс выделяет другой признак государства - политическую власть. Мыслитель дает следующее определение: «Государство есть единственное лицо, ответственными за действия которого сделали себя, путем взаимного договора между собой, большое количество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как будет считать необходимым для их мира и защиты». Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и он обладает верховной властью, а все остальные являются его подданными.
Интересно наблюдать, как мыслитель проводит аналогию между государством и человеческим организмом и рассматривает государство как сложный живой организм, который объединяет силы всех людей, который составляют, в единое целое. «Такое происхождение того великого Левиафана, или смертного бога, которому мы во власти бессмертного бога обязаны своим миром и защитой». Органы государства и их функции Гоббс рассматривает по аналогии с человеческими органами. Так, верховная власть дает жизнь и движение всему политическому телу и составляет его душу. Должностные лица, различные представители судебной и исполнительной власти - это своеобразные суставы. Нервами служат награды и наказания, с помощью которых каждый сустав и каждый член «политического тела» прикрепляются к верховной власти и побуждаются выполнять свои обязанности. Благо и богатство всех членов государства составляет его силу, безопасность народа - его занятия. Справедливость и законы - аналогичные ума и свободы; гражданский мир - здоровье, социальные конфликты - болезни, а гражданская война - это смерть.
Правовая теория Гоббса базируется на понимании права, как единства и взаимосвязи права в субъективном и права в объективном смысле. Право в объективном смысле - это закон (норма) свободы, в субъективном - это свобода человека. В учении Гоббса отправным моментом для обоснования права является аксиома о врожденное равенство людей, как разумных и свободных существ, которые обладают примерно одинаковыми физическими и умственными способностями.
Отсюда вытекают естественные законы, на основе которых люди могут прийти к согласию. Исходный закон, согласно учению Гоббса, заключается в том, что «необходимо искать мира и следовать ему». Все другие законы указывают путь к достижению и обеспечения мира. Они закрепляют принципы, на которых должно базироваться гражданское общество и государство, соответствующие природному уму.
Принцип равенства заключается в том, что все люди равны как субъекты права. Привилегии противоречат принципам гражданского общества, естественным законам.
Важным аспектом правовой концепции Гоббса является разработка вопроса о гарантиях реализации природного закона и прав личности, которые вытекают из него. Так, мыслитель подчеркивал, что «свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в договоре с властью», то есть делать то, что не противоречит естественным законам.
Можно смело утверждать, что Томас Гоббс был одним из первых в Новое время мыслителей, разработавших систематическое учение о государстве, политической власти и праве. Его теория, основанная на разуме и опыте, открыла широкие горизонты исследования политико-правовых явлений и оказала значительное влияние на становление и развитие политической науки и юриспруденции.








































Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...