Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лютер и его роль в развитии свободомыслия в делах веры.




Позднее Возрождение было насыщено чрезвычайно бога­тым содержанием как в области искусства, так и в области мышления. Несмотря на специфические черты в процессе таких явлений, как Возрождение и Реформация, на опре­деленных этапах они имели точки соприкосновения в об­ласти свободомыслия. В этом плане можно говорить и о некоторых аспектах свободомыслия такого деятеля XVI в., как Мартин Лютер (1483—1546 гг.) В обстановке острых социальных противоречий в Гер­мании критика гуманистами богословских положений резкое выступление Лютера против католической церкви были подобны «удару молнии в бочку пороха».

Посетив Рим, Лютер столкнулся со всеми отрицатель­ными сторонами папства и, вернувшись на родину, на основе самостоятельного анализа священного писания пришел к убеждению, что для ниспослания божьей бла­годати достаточно внутреннего убеждения без посредства церкви, что грехи должны отпускаться не за деньги, а за праведность и раскаяние. Его тезисы 1517 г., направлен­ные против индульгенций, выходили за рамки богослов­ских споров и подрывали основы католической догматики и церкви. В тезисах говорилось о ненужности духовенства и всей церкви как посредника между богом и человеком, отрицалась непогрешимость папы и соборов.

Открытое свободомыслие Лютера оказало огромное влияние на идеологическую жизнь всей Европы, мышле­ние многих представителей Возрождения. Свободомыслие Лютера на первом, прогрессивном этапе его деятельности дало свои плоды. Не случайно великий немецкий худож­ник и гуманист Альбрехт Дюрер сравнивал раннего Лю­тера с Эразмом Роттердамским . Однако после создания официальной лютеранской церкви, когда Лютер «разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры», высту­пил за подавление крестьянского восстания, а протестан-ство в целом нанесло удар по немецкому Возрождению, реформатор Лютер и гуманист Дюрер пошли разными дорогами. Лютер отверг возрожденческое решение про­блемы религии и культуры. Вначале его антикатолическое свободомыслие нанесло мощный удар по папству и орто­доксальной догматике, но после того, как лютеранство стало орудием княжеского абсолютизма, со свободомыс­лием было покончено.

Если свободомыслие Лютера было ограниченным и сыграло свою роль в начальный период Реформации и Крестьянской войны, то тезисы Томаса Мюнцера -главы народной Реформации — достигли уровня, близко­го к атеизму. Лютер считал веру пассивным внутренним состоянием, Мюнцер — активным действием. Лютер рас­сматривал благодать как потусторонний источник веры, Мюнцер полагал, что благодать — это разум, доступный всем, и прежде всего обладающим здравым смыслом крестьянам и бедным горожанам. Он выступал не только против католической церкви, но и против всякой государ­ственной церкви, отрицал бессмертие души и потусторон­ний мир, проявлял явную веротерпимость, считая, что и турки и язычники имеют право верить в своего бога и вообще вопрос о том, во что верить, не имеет принципиального значения .










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...