Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Спастичность артикуляционных мышц




Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии

Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с це­ребральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйди-нова, 1959, 1962; Р. А. Белова, 1965; Bohme, 1966, и др.).

Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад (Lepine, 1877; Oppenheim, 1885; Peritz, 1902 и др.), единого определения этой формы речевого наруше­ния не существует. Одни авторы относят к дизартриям толь­ко те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены пареза­ми и параличами артикуляционных мышц. Другие толку­ют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, воз­никающие в результате поражения различных уровней цен­тральной нервной системы (А. Митронович-Моджеевска, 1965; Bohme, 1966 и др.). Остановимся более подробно на второй точке зрения, поскольку более широкое определение дизартрии имеет важное значение для понимания речевых нарушений у детей с церебральными параличами.

Gutzmann в 1911 г., определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформле­ния и недостаточную модуляцию голоса. У детей с церебраль­ными параличами в расстройствах артикуляции наряду с парезами и параличами артикуляционных мышц большое

Составитель раздела — Л. Г.Парамонова.


104


К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин





Клинические симптомы дизартрии и принципы речевой терапии



105


 


значение имеет апраксия речевой мускулатуры. Эта ораль­ная апраксия в некоторых случаях может иметь обратимый, нейродинамический характер, связанный с задержкой созре­вания определенных участков коры головного мозга.

Таким образом, наряду с расстройствами артикуляции при дизартриях обычно имеет место нарушение синхрони­зации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Изме­нения произношения отдельных звуков, приводя к их удли­нению или укорочению, могут способствовать неправильной расстановке ритмических ударений. Изменение тонуса ар­тикуляционных мышц приводит к нарушениям динамичес­ких ударений.

Патологоанатомические изменения при дизартриях опи­саны многими авторами (Oppenheim, 1885; Л. Н. Шендеро­вич, 1938; В. Слонимская, 1935; Thurel, 1929 и др.) и сво­дятся к повреждениям коры головного мозга в переднем участке прецентральной извилины, в передней центральной извилине, в girus supramarginalis, повреждениям и недораз­витию пирамидных путей и экстрапирамидной системы, лобно-мозжечковых систем и соединяющих их волокон, моз­жечка, ядер черепномозговых нервов в продолговатом моз­ге. В зависимости от локализации поражения клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми.

Большинство авторов у детей с церебральными парали­чами различают следующие формы дизартрии: 1) псевдо-бульбарную; 2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) кор­ковую.

Особенностью дизартрии у детей с церебральными пара­личами является их смешанный характер, частое сочета­ние различных вариантов дизартрии у одного и того же больного. Это связано с тем, что при воздействии вредонос­ного фактора на развивающийся мозг повреждения неред­ко имеют распространенный характер, и с тем, что пора­жение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других. Поэтому дизартри-ческие расстройства речи у детей с церебральными парали­чами нередко сочетаются также с общей задержкой рече­вого развития, с псевдоалалическими и алалическими проявлениями, недоразвитием слуховой функциональной системы.


Несмотря на то, что дизартрия зависит от раннего орга­нического поражения мозга, нельзя рассматривать эту форму речевой патологии только как резидуальные про­явления. Поражение отдельных звеньев речевой функци­ональной системы в период развития речевой функции приводит к сложной дезинтеграции и патологии всех эле­ментов речевого развития ребенка...

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изме­нения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с ло­кализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус мо­жет изменяться по-разному. Остановимся на отдельных ва­риантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.




Спастичность артикуляционных мышц

При спастичности артикуляционных мышц отмечается по­стоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кон­чик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напря­жены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизар­трии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...