Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные характеристики несовершеннолетних, попавших в реабилитационный центр




Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с несовершеннолетними, клиентами реабилитационных центров………………….

Основные характеристики несовершеннолетних, попавших в социально-реабилитационный центр

1.2. Технологии социально-педагогической  работы с  несовершеннолетними………………………………………………………

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних………………….…….

2.1. Нормативно-правовая база деятельности учреждения……………………….

2.2. Технологии социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних……………………………………………………………

Глава 3.Содержание деятельности и особенности фактической социально-педагогической работы с несовершеннолетними на примере социально-реабилитационного центра «Гармония»

3.1.

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с несовершеннолетними, клиентами реабилитационных центров

Основные характеристики несовершеннолетних, попавших в реабилитационный центр

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, созданным в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания  несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации, и осуществления  социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что данные учреждения классифицируются на работе с детьми группы риска

В настоящее время в обществе усиливается ряд неблагоприятных тенденций, приводящих к появлению категории «детей группы риска».

Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Дети – социально-демографическая группа населения до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на 2 группы: малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет).[1]

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием определенных факторов, которые могут отложить свой негативный отпечаток на их поведение, или же не отложить. Таким образом, речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Данное понятие позволяло выделять категории людей, а так же семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, так как противоречило общепринятым нормам и правилам.

С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому подвергаются они сам: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и тд. [2]

Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в период социального созревания, социализации и начала адаптации в обществе. Это обусловлено тем, что именно в это время им свойственны неустойчивость психических процессов, несформированность характера, слабая приспособляемость к нервно-психическим перегрузкам и стрессам, а так же материальная необеспеченность и зависимость от старших на фоне стремления к самостоятельности и широких потребительских запросов.

Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.[3]

Разные ученые выделяют различные группы факторов, которые позволяют отнести детей и подростков к данной категории лиц. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические.

Важно выделить главную причину появления детей группы риска. Семьи, социальное функционирование которых по объективным или субъективным причинам затруднено или нарушено, а их существование находится под угрозой, характеризуются как семьи социального риска. К таким семьям относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, а так же многодетные семьи, или имеющие на попечении ребенка инвалида; неполные семьи, семьи безработынх и др.

 Для таких семей может быть характерно оставление без попечения родителями своих детей, побуждение их ухода на улицу, а так же провоцирование к асоциальному поведению.

В.Д. Альперович выделил несколько групп «трудных детей», которые так же оказываются в поле контекстных значений термина «дети группы риска». [4]

Основанием для этого, по мнению В.Д.Альперовича, служит недобросовестное исполнение родителями своих обязанностей, по отношению к своему ребенку, что и приводит к появлению категории детей группы риска.

Данную категорию детей В.Д.Альперович разделяет на следующие подкатегории:

- безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, заботы и внимания, а так же позитивного влияния со стороны родителей;

- беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, систематического обучения и развивающего воспитания;

- дети – беглецы – дети, убежавшие из дома или воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, тяжелого конфликта с учителями, сверстниками.[5]

Говоря о детях группы риска, важно так же отметить современные условия, которые привели к данному социальному явлению. Важное место среди них принадлежит целому ряду социально-экономических факторов, таких как:

1. Фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. В современном мире существует тенденция переносить многие родительские функции на социальные учреждения, такие как ясли, позднее детские сады, и школу. Существует немало так называемых круглосуточных групп, где дети вынуждены находиться в течение пяти дней в неделю. Современный ритм жизни и непосредственно занятости родителей существенно искажает взаимоотношения родителей и детей. Это проявляется в сокращении продолжительности общения в семье, дифиците внимания, по отношению к ребенку. Все вышеперечисленные факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм.

2. Рост числа разводов, а так же неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в трудную жизненную ситуацию. Алкоголизм и наркомания родителей приводят к нарушению социального здоровья детей, растущих в таких семьях.

3. Еще одним фактором риска является детская инвалидность. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной помощи, порой ведут биологическое существование и не получают должных навыков и умений, которые могли бы помочь им по меньшей мере в самообслуживании.

4. Важное место, среди источников проблем, осложняющих развитие ребенка занимает школа. К спектру проблем школьников можно отнести низкую успеваемость, потерю учебной мотивации, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкую самооценку, склонность к участию в асоциальных группировках и др.[6]

Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе. Как правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких факторов. В связи с этим возрастает потребность детей в помощи и поддержке. [7]

Семейное неблагополучие, наличие различных факторов социального риска, приводит к функциональной несостоятельности семьи, когда семья не справляется с задачами воспитания здоровых, в физическом и социальном плане, детей, что, в частности, и приводит к детско-подростковой дезадаптации, в разных формах асоциального поведения, наркотизма, детской беспризорности и безнадзорности.

Существует типология детско-подростковой дезадаптации, согласно которой выделяют патогенную дезадаптацию, психосоциальную и социальную.

Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо рассмотреть определение понятия дезадаптивных детей. Под ним подразумевают детей и подростков, поведение которых неадекватно нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, школа). [….] В условиях школьного, семейного и общественного воспитания, те или иные формы детско-подростковой дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость.

Одним из типов детско-подростковой дезадаптации выступает патогенная дезадаптация. Она вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

То есть в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разной по совей степени и глубине нервно-психическом заболевании, в другом – в разной степени выраженности олигофрении, отставании в умственном развитии.

Дети с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами. К детям с заболеваниями, которые носят менее выраженный, пограничный характер, применимы меры медико-психолого-педагогического оздоровительного характера, в условиях учебно-воспитательного учреждения, в данном случае - реабилитационного центра.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблем олигофрении, моциальной адаптации и реабилитации умственно-отсталых детей. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, олигофрены в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Однако, умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует особых коррекционно-реабилитационных программ и социально-педагогических условий.

К таким особым социально-педагогическим условиям, позволяющим осуществлять программу социальной реабилитации умственно отсталых детей, относятся следующие:

- своевременная диагностика и адекватные возможностям ребенка программы коррекционно-развивающего обучения;

- ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность, выработка трудовых навыков и их автоматизмов, профориентация, адекватная возможностям ребенка;

- осуществление программы социально-бытовой адаптации как путем специальных занятий и методов, так и за счет организации индивидуальной коллективной жизни детей-олигофренов в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности.

С учетом отечественных условий, наиболее успешное обучение и социальная реабилитация и адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах. Именно эти учреждения, взаимодействуют с социально-реабилитационными центрами, и в большей степени осуществляют непосредственно педагогическую деятельность. К сожалению, их число в настоящее время неоправданно снижается и не соответствует потребностям реальной практики.

Патогенная дезадаптация может так же вызываться нервно-психическими заболеваниями с различной степенью выраженности. По современному закону о психиатрической помощи, лечение таких детей возможно лишь с согласия родителей, поэтому нередко требуется большая работа социального педагога, школьного психолога и учителя, что бы убедить родителей обратиться за помощью к психиатру и психотерапевту.

Психосоциальная дезадаптация - еще один тип детско-подростковой дезадаптации. Она вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и психолого-педагогических коррекционных программ. В данном случае, речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную реабилитацию подростков. К ним могут относится различные акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков, как правило нет заметных изменений в ценностно-мотвационной сфере, их проблемы носят психологический характер. В этих случаях, наряду с индивидуальным педагогическим подходом, применяемым в семье и школе, весьма эффективны адекватные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.

Последний тип данной классификации детско-подростковой дезадаптации – социальная дезадаптация. Она проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. В зависимости от степени глубины деформации процесса социализации, можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость учителям, различные асоциальные проявления, такие как сквернословие, курение, хулиганские поступки и так далее.

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных детей, стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, готова трудиться. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначительна. Коррекционная работа с педагогически запущенными детьми может вестись в рамках учебно-воспитательного учреждений, среди которых социально-реабилитационные центры, а так же коррекционные школы, общеобразовательные школы и многие другие учреждения.

Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально-запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы, как основных институтов социализации. Их формирование идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп. Для них характерна глубока деформация ценностно-мотивационной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство, агрессивность). Таки дети, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и ориентированы на паразитическое существование.

Именно данные категории детей, описанные выше, являются главными клиентами социально-реабилитационных центров. Дело в том, что в условиях учебно-воспитательных учреждений, добиться успеха, в работе с такими детьми, крайне трудно. Здесь более уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения, выполняющие функции социальной реабилитации.

 

Существование детей под постоянным воздействием рисков, требует от социальных служб единственно возможного подхода к таким детям и подросткам – подхода, основанного на профилактике этих рисков, а значит раннем выявлении симптомов асоциального поведения.

 

 

1.2 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы риска

В России ежегодно выявляют около 100 тысяч детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников социальных приютов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности. Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям.

 

Социальная работа как вид деятельности является, по сути, деятельностью коммуникативной. Основная цель взаимодействия социального педагога и ребёнка – это оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, которая предполагает самостоятельность ребёнка, его готовность контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы. Социальный педагог должен создать такие условия, в которых ребёнок в максимальной мере сможет проявить свои возможности.

Деятельность социального педагога с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу социального педагога, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с учителями ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность социального педагога с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка.

Социальный педагог, организовывая социально-психологическое сопровождение детей «группы риска», должен не только создавать атмосферу доверительности отношений «социальный педагог – ребёнок», но и подключать к процессу работы с детьми все субъекты государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы образования, здравоохранения и т.д.).

Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального педагога с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального педагога по отношению к детям «группы риска» – установление контакта с таким ребёнком и создание доверительных отношений с ним. Такая работа требует от социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем, индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на переменах и т.д.

Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные педагоги испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному педагогу необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

 

 

Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержке детей «группы риска» строится на следующих принципах:

- принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

- принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

- принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

- принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия);

- принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

- принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

- принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

- принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами района, города, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

- принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Таким образом, целями воспитательной системы по социально-педагогической поддержке детей «группы риска» являются:

- Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержке детей «группы риска» предполагает следующие функции:

- развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

- развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке, превращающую его из скучного занятия в увлекательное путешествие;

- интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

- управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

- защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания; · Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности. Соблюдение прав детей группы риска на полноценное образование, воспитание и развитие во многом зависит от подхода, выбранного специалистами.

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Эти технологии частично будут рассмотрены ниже. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...