Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физиол. Основы тренированности.




Правильная организация тренировочного процесса обуславливается состав адаптированности спортсмена и специализированным нагрузкам или сохранение тренированности, его характеризует:

1) повышение физиологических возможностей организма;

2) увеличение экономичности его работы.

Наиболее высокой уровень тренированности достигается в состояние спортивной формы. при стандартной работе тренируемый организм отличается от нетренированного особенностями:

1) более быстрое вырабатывании;

2) меньше уровень рабочих сдвигов различных функций:

3) более быстрое восстановление после нагрузки;

4) лучшее выраженное устойчивое состояние.

Показатели функциональной подготовленности:

1) ЦНС спортсмен отличается высоким уровнем лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения);

2) Двигательный аппарат квалифицированный спортсмен отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженная рабочая гипертрофия мышц, запас мышечного гликогена и гимоглабина, высокой активностью ферментов;

3) Обмен веществ спортсмен характеризуется увеличенным запасом белка и углеводов, снижением уровнем основного обмена;

4) Дыхание максимальная легочная вентиляция, лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы;

5) ССС тренировочное сердце имеет больший объем и толщину сердечной мышцы. ЧСС в покое понижена;

6) Система крови большая концентрация эритроцитов и гимоглабина.

это обеспечивает большую кислородную емкость крови, большой объем циркулирующей крови.

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование

знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Подготовка – это процесс, подготовленность – это уровень. По существу, понятие "тренированность" слилось с понятием "спортивная подготовленность".В интегральном понимании под термином "тренированность" подразумевается состояние организма, которое достигается с помощью любой тренировочной нагрузки, содержание которой может быть разной по своему воздействию и характеру. Отсюда специфичность проявления "тренируемости" свойств организма - способность претерпевать изменения в процессе выполнения мышечной, интеллектуальной, эмоциональной и т.п. нагрузок.Помимо состояния спортивной тренированности в спортивной практике наблюдается еще одно специфическое и в какой-то степени необычное состояние организма, которое квалифицируется как "спортивная форма".Однако состояние спортивной формы - все же не синоним состояния тренированности, хотя отличия практически символичны, по крайней мере объективными методами они - недифференцированные состояния. Различия - в субъективных признаках, результатах контрольных прикидок и сроков продолжительности проявления. Тренированность как первичное состояние адаптации является материальной базой, основой для становления СФ. В своем проявлении СФ имеет латентный (скрытый) период. Спортивную форму следует формировать к каждому значимому соревнованию. В практике спортивной тренировки в период длительных этапов и периодов подготовки эмпирически, спонтанно может возникнуть и развиться состояние спортивной формы. Спортивная форма - это состояние оптимальной готовности, которое позволяет ему успешно выступать в соревнованиях и показывать высокие спортивные результаты. Спортивная форма - состояние весьма динамичное. Спортсмен от старта к старту повышает уровень подготовленности и к моменту наиболее ответственных соревнований сезона достигает состояния наивысшей спортивной формы (максимального уровня для данного сезона). Спортивная форма характеризуется различными показателями в физической, технической, морально-волевой и т.д. подготовленности. В этом состоянии наблюдается: более быстрая враба-тываемость организма; способность быстро переключаться с одного уровня деятельности на другой; ускоренное протекание восстановительных процессов как между отдельными повторениями или упражнениями, так и между занятиями; высокая стабильность и вариативность техники; улучшение специфических восприятий; увеличение диапазона волевых усилий (способности "терпеть" - переносить длительные и интенсивные нагрузки в период тренировок и участия в соревнованиях и др.). В период нахождения в спортивной форме улучшаются и данные врачебного контроля.

 

 

Цель и задачи спортивной подготовки.

Целью спортивной тренировкиявляется оптимизация физичес­кого развития человека, всестороннего совершенствования свой­ственных единоборцу физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств для достижения спортивного результата

Для того чтобы цель сделать реально достижимой, решается комплекс конкретных задач (специ­фических и общепедагогических), которые отражают многогран­ность процесса тренировки:

- оптимальное развитие физических качеств единоборства;

- обучение, закрепление и совершенствование техники;

- воспитание морально-волевых качеств;

Специфические задачи:

- переход в группы учебно-тренировочные (ГСС, ГВСМ),

- попадание сборные команды региона (страны),

- достижение конечной цели (Первенства города, региона, страны, европы, мира).

При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма че­ловека, а также закономерности сменяемости возрастных пери­одов и тех естественных изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании физических качеств необходи­мо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда есте­ственное созревание форм и функций организма создает благо­приятные предпосылки для направленного воздействия на дан­ные качества. Или другой пример. Созревание двигательного ана­лизатора у подростков заканчивается в 13—14 лет, пубертатный период у девочек осуществляется в эти же сроки.

Вышеуказанное позволяет говорить о том, что постановку каж­дой конкретной задачи можно осуществить лишь в каждой конк­ретной ситуации ее решения. Конкретизация задач осуществляется от более общих (на весь период обучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).

Конкретность в постановке задач должна получить свое выраже­ние не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы как унифицированные количественные выражения задач, решаемых в спортивной подготовке.

Другим способом конкретизации задач является перспектив­ное, этапное и оперативно-текущее планирование нужных (с по­зиций намечаемых задач) изменений состояния организма по отдельным показателям, выражающим степень дееспособно­сти его систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).

 

 

.

 

Прогнозирование.

Прогноз в переводе с греческого - предвидение, вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Следует отличать предвидение от предсказания. Предсказание - аподиктическое (неопровержимое) утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности свершения. В прогностике - науке о способах прогнозирования - под прогнозом обычно понимают определение свойств или состояний объектов в какой-либо будущий момент (В.А. Лисичкин, 1972). Другими словами, речь идет об отношении между настоящим и будущим. В методологии затронутой проблемы настоящее - это объективный диагноз того или иного показателя физического состояния, а будущее (прогноз) - предвидение возможных его изменений в связи с онтогенезом и влиянием спортивной тренировки. В основе биологической природы предвидения лежит теория опережающего отражения действительности, свойственная всему живому миру, открытая выдающимся физиологом П.К. Анохиным (1962). Предвидение как свойство отражательной способности мозга тесно связано с целеполаганием, моделированием будущего, которое, по Н.А. Бернштейну (1961), "возможно только путем экстраполирования того, что выбирается мозгом из информации о текущих ситуациях, из "свежих следов" непосредственно предшествовавших восприятий, из всего прежнего опыта индивида".

Практика показывает, что основными объектами научного прогнозирования в большей мере являются системы управления в различных областях социологии, экономики, техники, в том числе и в физической культуре и спорте. Правда, в теории и методике управления спортивной тренировкой научное прогнозирование, особенно связанное с эволюцией человека, его взаимодействием с условиями внешней среды, делает лишь первые шаги. В технологии производства прогнозов выделяют три стадии: ретроспекции (обращения в прошлое), диагноза и прогноза. Установлено, что научный прогноз развития того или иного показателя физического состояния возможен лишь в случае, если установлены константы, стабильность закономерностей, которым подчиняется прогнозируемая характеристика. Константы, стабильность или этапность в развитии тех или иных показателей определяются различными способами, но во всех случаях для этого нужно использовать (повторимся) информацию, заключенную в прошлых данных, интерполяцию.

В спортивном отборе признак стабильности (стабильность нередко идентифицируется с прогностичностью) считается необходимым условием в прогнозировании предпочтительных для вида спорта качеств и способностей.

Для определения стабильности существует ряд способов, среди них графический, построения физиограмм наиболее популярным методом определения стабильности является корреляционный анализ между ювенальными (исходными в детском возрасте) и дефинитивными значениями, при этом диапазон дат будет зависеть от цели изучения признака. По нашему мнению, он должен быть не менее одного года, а для юных спортсменов, у которых динамика показателей физического состояния более интенсивна, шесть месяцев, особенно когда речь идет о контроле.

В теории и практике прогностики по форме выражения результатов выделяют два типа прогнозов: количественные - это прогнозы объектов, которые имеют четко различимые и исчислимые параметры (эти прогнозы в связи с конкретностью характеристик особенно ценны), и качественные - прогнозы относительно объектов, признаки которых не имеют количественной определен ности.

По признаку знаний, на которых основан метод прогнозирования, выделяются два вида прогнозов: интуитивные (бытовые, житейские), обычно они основаны на опыте и простой повторяемости событий, и научные, или систематические. В основе их построения лежат научные данные о закономернос тях процессов.

В свою очередь, научные прогнозы делятся на гипотетические, основанные на гипотезе; теоретические, базой которых является теория, и эмпирические, в их основу положена эмпирическая модель.

Каждый метод, применяемый для прогноза, характеризуется временем упреждения и точностью прогноза.

По времени упреждения прогнозируемого состояния выделяют долгосрочные (дальние), среднесрочные и краткосрочные (ближние) прогнозы. В системе управления спортивной тренировкой, где происходят как эволюционные, так и скачкообразные процессы, независимо от объекта прогнозирования (спортивный результат, планирование или физическое состояние спортсмена) ближние прогнозы составляются до 1 года, среднесрочные - до 4 лет и дальние - свыше 4 лет, до завершения спортивной карьеры.

В прогностике существуют десятки методов и приемов прогнозирования. В спорте в наибольшей мере используются экстраполяция 1 и регрессионный анализ. Последний удобен при прогнозировании роста спортивных результатов в циклических видах спорта.

Значительно реже встречается прогнозирова ние по регрессионным и корреляционным моделям, не говоря уже о методе лонгитюдных наблюдений, позволяющем вскрыть глубинные процессы причинно-следственных связей, происходящих в развитии организма спортсмена, получить знания закономерностей, определяющих динамику контролируемых показателей в крупных масштабах времени. К этому следует добавить, что для спортивно -педагогической практики верификация достоверно сти прогнозов в лонгитюдных наблюдениях, на наш взгляд, более предпочтительна.

Однако в любом случае при выборе методов прогнозирования рекомендуется ориентироваться на два подхода.

В одном случае на основании настоящего, имеющегося базиса и знаний прогноз постепенно проникает в будущее. В другом - сначала определяются цели и ориентиры, намечаются результаты, которых нужно достичь в будущем, и уже от них постепенно надо двигаться к настоящему, увязывая желания с возможностями.

Первый относится к изыскательскому прогнозированию, второй - к нормативному 

Примером изыскательского прогнозирования (на нашему мнению, он в большей мере отвечает задачам этапного контроля физического состояния спортсменов) служит морфологический метод. Суть его в том, что он построен на строгих и полных классификациях объектов, явлений, свойств и параметров, позволяющих оценить все возможные пути развития с учетом возраста, пола и требований к спортивной подготовленности.

К нормативному прогнозированию относится так называемый метод дерева целей. Его верхние ветви представляют собой структуру, иерархию высших целей (это могут быть модельные характерис тики мастера спорта экстра-класса или будущего чемпиона олимпийских игр) и низших, расположен ных последовательно несколькими ярусами ниже (их количество по вертикали и горизонтали определяет исследователь, принимая за основу либо возрастной аспект, либо этапность подготовки, либо квалификацию, либо все в комплексе).

Прогнозисты считают: если определить цели на крайних уровнях, появляется возможность обработки данных по всему дереву.

Нормативное прогнозирование, особенно в технико-эстетических видах спорта, целесообразно использовать в качестве предплановой разработки классификационных соревновательных программ, комплексных целевых программ, учебных программ для детских спортивных школ в части структуры, содержания, объема и планирования прохождения учебного материала в процессе многолетней подготовки.

Таким образом, решение многоплановых задач комплексного педагогического, в частности этапного, контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, должно опираться на объективную диагностику имеющегося базиса этих показателей и на научную прогностику, позволяющую прогнозировать и разрабатывать должные нормы и модельные характеристики.

 

47.Приемы регуляции психических состояний спортсмена. Перед выполнением двигательного действия представление о движении с помощью механизмов идеомоторных реакций позволяет организму подготовиться к предстоящей деятельности. Так сочетаются программирующая и регулирующая функция. Регулирующая функция проявляется и после окончании действия. Воспоминающая об ощущениях, позволяют человеку анализировать свою деятельность и понимать причину тех или иных ошибок. Такая мыслительная работа заключается в переработке имеющейся информации. Известно, что представляя себе движения, можно упражняться, совершенствуя технику любых двигательных действий. На практике эта функция называется идеомоторной тренировкой. Центральное место в психологии ФВ занимает исследование таких психических состоя­ний, как психи­ческое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределен­ным исходом.

Как уже отмечалось ранее, в основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности спорт­смена: эмо­циональный и волевой. Первый порождает пережива­ние, второй — волевое усилие.Часто переживания спортсмена, возникающие перед соревно­ванием, достаточно успешно стимулируют его, сводя к миниму­му волевые уси­лия. В то же время любое волевое усилие имеет в своей основе эмоцио­нальное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны.Предсоревновательное эмоциональное напряжение регулиру­ется целе­направленным волевым усилием. Эмоции вызывают энер­гетический вы­брос, а воля определяет экономичность использо­вания этой энергии. История спорта знает немало примеров, когда рекордные достижения становились результатом эмоций, Управляемых волей.Рассмотрим схему динамики психичес­ких со­стояний спортсмена в период, предшествующий старту, и в момент старта. В обыденной жизни, при отсутствии экстремаль­ных ситуаций, уровень психического напряжения находится в пределах нормы (орди­нара). Его колебания соответствуют состоя­ниям человека, начиная от дремотных до активных, рабочих. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близ­ким к норме. Если он остается таким до старта, то находится в состоянии стартового безразличия.В этом случае можно говорить уверенно, что этот спортсмен на сорев­нованиях продемонстрирует достигнутый уровень подготов­ленности, но его резервные возможности не реализуются.Обычно с приближением соревнования напряжение возраста­ет. Спорт­смены, неустойчивые эмоционально, испытывают его за неделю и больше, эмоционально устойчивые - чаще всего только в день старта.Наиболее благоприятным случаем считается тот, когда опти­мальный уровень напряжения совпадает со временем старта. Воз­никающее в таких случаях состояние называют состоянием боевой готовности. То­гда на соревнованиях спортсмен максимально реа­лизует свою подготов­ленность при большом воодушевлении и подъеме, используя все ре­зервные двигательные, волевые и ин­теллектуальные возможности.Оптимальный уровень психического напряжения может не со­впасть со временем старта. Однако сохранить оптимальный уро­вень готовно­сти к деятельности длительное время практически невозможно. В этих слу­чаях психическое напряжение усиливается, переходя в напряжен­ность, так что в результате спортсмен оказы­вается в состоянии старто­вой лихорадки.В этом состоянии его нервная система находится на грани воз­можно­стей выдержать концентрированное возбуждение. Некото­рые спорт­смены способны продолжительное время находиться в этом состоянии без ущерба для спортивного результата. Но есть и другие, которые бы­стро обнаруживают в поведении элементы тор­можения. Однако, как это уже доказано наукой, в любом случае состояние стартовой лихорадки снижает надежность спортсмена и вероятность достижения им высо­кого результата, хотя и не обя­зательно результат должен быть низким. Существуют отдельные случаи, когда спортсмен, находясь в состоянии стартовой лихо­радки, показывает очень высокий результат. Но опреде­ляется это особенностями непосредственной подготовки к выполнению дей­ствия.

Примером может служить выступление спортсменов на сорев­нованиях по прыжкам в длину: прыгун показывает низкий для себя результат в пяти попытках или совершает множество засту­пов, а в шестой раз вы­полняет рекордный прыжок.Наихудший вид предстартового состояния возникает, когда уровень психического напряжения резко падает, это состояние стартовой апатии.Этот период обычно краток по времени. Как правило, апатия возникает в результате перехода от максимального психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор) и является следствием острого перенапряжения в предсоревновательной ситуации.Стартовая апатия — это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовлен­ности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...