Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исследования в спорте.




Основным методом научного исследования является метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, полученных при наблюдении за изучаемыми явлениями. Сравнивая различные данные изучаемого процесса, исследователь выявляет закономерности его протекания, ищет возможности им управлять, вызывать или предупреждать появление.

Для того чтобы определить направление исследования и уточнить его возможные результаты, исследователь должен иметь определенные знания и опыт работы. Поэтому научной работе предшествует период практической деятельности, накопление знаний и опыта в данном виде спорта.

Первым этапом научной работы является изучение того, что уже сделано в этой и в смежных областях деятельности. Может оказаться, что интересующая проблема исследована и решена. Если проблема изучена в общем виде, можно использовать известные данные и сосредоточить усилия на исследовании отдельных вопросов. Изучение состояния смежных наук поможет исследователю получить дополнительные и вспомогательные данные, облегчающие работу над избранной темой.

Очень ценные данные дает изучение опыта практической работы.

Следующий этап научной работы — анализ данных, полученных при изучении литературных источников и опыта. Этот этап завершается окончательным выяснением основного направления исследования, уточнением предположений (гипотез) и определением организационных форм работы и методик получения объективных данных. Этап оканчивается уточнением плана исследования.

Основной этап — это, как правило, экспериментальные исследования. Исследователь проверяет в специально организованных условиях эффективность того или иного метода тренировки, варианта техники и т. п. Данные должны отражать наиболее существенное в изучаемом явлении. Некоторые темы могут разрабатываться и без постановки экспериментальных исследований, например темы по истории развития бокса или отдельным вопросам методики. В этих случаях исследователь углубленно изучает литературу и опыт практической работы.

Заканчивается научное исследование анализом данных с выводами и предложениями для внедрения в практику.

Выводы и предложения надо доводить до широких масс практических работников и проверить практикой.

Визуальное (зрительное) наблюдение — самый простой и распространенный метод получения данных и их оценки. Он общедоступен, дает возможность наблюдать сам процесс действия. Но данные зрительного наблюдения приблизительные, неточные. Нельзя точно измерить ни силу, ни скорость, ни даже форму движений, тем более получить данные о внутренних реакциях организма. Этот универсальный метод должен, как правило, дополняться другими, точно регистрирующими хотя бы основные показатели, необходимые для изучения данного явления.

Визуальные наблюдения следует проводить объективно, сосредоточенно и систематически. Личное мнение наблюдателя не должно мешать видеть и фиксировать то, что противоречит и не подтверждает его точку зрения. Исследователь не должен уподобляться футбольному «болельщику», не замечающему ошибок игроков его любимой команды и «видящему» ошибки другой команды даже там, где их на самом деле нет. Нельзя увлекаться спортивной борьбой, второстепенными деталями и т. п. Внимание должно быть сосредоточено на явлении, которое изучается; чтобы зафиксировать все детали явления, нужно заранее определить систему наблюдения (перечень объектов, последовательность наблюдения) и Для большей достоверности результатов визуального наблюдения, особенно в тех случаях, когда данные имеют большое значение для выводов, наблюдения нужно проводить неоднократно и в разных условиях.

В ряде случаев ценные материалы исследователь может получить путем непосредственного наблюдения за практикой работы в секциях, на сборах и дрподготовить картотеку наблюдения с перечнем вопросов.

Измерение расстояний и времени.Действия боксеров, проявление техники зависит от расстояния между ними. Дистанция между боксерами определяет направленность ударов, амплитуду движений, силу удара, формы защитных действии, активность и т. п. Для измерения расстояний устанавливают плоскость и точку отсчета, от которой определяют направление вперед, назад и в стороны.

Время действия боксера измеряется при помощи различных приборов, наиболее простыми из которых являются секундомеры. Для большей точности измерений следует пользоваться электросекундомерами, тахографами, которые автоматически отмечают время. Для ввода данных в прибор необходимы специальные устройства — датчики.

Измерение силы(удара). Обычные пружинные динамометры дают возможность определить силу удара. Вместе с тем они фиксируют только момент наибольшего усилия, не показывая, как оно нарастает и изменяется с течением времени. Более подробную характеристику дают динамографы, снабженные устройством, которое отмечает время и вычерчивает кривую нарастания и падения силы давления.

При помощи динамометров исследуют силу и частоту нанесения ударов, что позволяет определить скоростную и силовую выносливость боксера; можно получить данные о затраченной работе при выполнении упражнений (например, в одном, двух и трех раундах).

Объем выполненной работы можно определить путем перерасчета измеренных усилий в килограммометры (способ сложный и требующий значительной затраты времени) или путем регистрации количества упражнений.

Фото- и киносъемка как методы исследования движений.Наиболее простым и в то же время наименее точным способом фиксирования формы движений является зарисовка. Рисунки, как правило, дополняют словесными замечаниями.

Более точную картину дает фотографирование; однако фотография фиксирует только один момент движения.

Наиболее совершенный метод — киносъемка. Сняв движения со скоростью 64 и больше кадров в секунду и проектируя изображение на экран со скоростью 24 кадра в секунду, исследователь может рассматривать движения замедленными в несколько раз, что дает возможность заметить такие его детали, которые не обнаруживаются при обычном наблюдении. Отпечатав на фотобумаге ряд последовательных снимков, исследователь получит кинограмму, по которой можно анализировать движение по фазам. Зная точно количество снимков в секунду, можно определить как общее время выполнения движений, так и время каждой из его фаз.

Исследование реакции сердечно-сосудистой системы.Наиболее распространенный метод исследования деятельности сердечно-сосудистой системы — подсчет количества сокращений сердца (пульса). Измерения частоты сокращений сердца в покое, сразу после дозированной нагрузки и после восстановительного периода, дает представление о функциональных сдвигах в деятельности сердца. Более точные показатели можно получить, измеряя после функциональных проб не только частоту сокращений сердца, но и величину артериального давления.

Наиболее точным методом определения состояния и сдвигов в деятельности сердца является электрокардиография (ЭКГ). Учитывая трудоемкость этого метода, сочетают выборочные измерения ЭКГ с другими методами регистрации деятельности сердечно-сосудистой системы.

Исследование функциональных свойств мышц.Методы, применяемые для исследования сдвигов в функциональных свойствах мышц, можно разделить на следующие группы:

1. измерение силы и динамики сокращений;

2. определение механических свойств мышц;

3. исследование биохимических изменений в мышцах;

4. изучение сдвигов в системе иннервации мышц.

Измерение силы и динамики сокращений проводится различными динамометрическими устройствами.

При выборе темы исследователь должен руководствоваться:

1. Актуальностью вопроса (значением, которое имеет решение даннойпроблемы для практики бокса).

2. Средствами, которые имеются в его распоряжении (наличие базы,аппаратуры, помощников, консультантов, технических исполнителей и т.п.; возможность привлечения в качестве испытуемых определенногоконтингента спортсменов).

3. Уровнем своей подготовленности (опыт работы по теме; знания; владение методиками получения объективных данных и т. п. При этом нужно учитывать не только то, что уже имеет и знает исследователь, но и то, чему может он научиться в сроки, отведенные на подготовку к исследованию).

Прежде всего надо наметить общий план, в котором определить сроки выполнения и содержание основных разделов исследовательской работы: изучение литературы, обобщение опыта практической работы, проведения экспериментальных исследований и т. п.

При исследовании проблем методики обучения и тренировки нужно создавать экспериментальные группы, часть которых тренируется (или обучается) по одной программе и системе, а другая часть — по другой. Составы группы должны быть равноценными, условия занятий и условия жизни и работы приблизительно одинаковыми и программы курсов обучения (тренировки) идентичными, за исключением тех ее частей, которые отражают существо исследований.

Достоверность данных исследования зависит также от количества испытуемых. Чем их больше, тем меньше вероятность того, что на результаты исследований повлияли неучтенные факторы — индивидуальные особенности занимающихся, различные условия их жизни, психологические факторы и др. При изучении проблем тренировки и обучения число подопытных должно быть тем больше, чем меньше уверенность в полной идентичности состава групп, условий занятий и т. п.

Большинство научных работ и области физкультуры и спорта, в частности в боксе, направлено на изучение зависимости одного явления от другого, например зависимости спортивного результата от системы тренировки, успешности овладения навыками от методов обучения и т. д.

Наиболее простой способ анализа результатов наблюдения — сопоставление средних арифметических величин, которые вычисляются путем сложения всех однотипных показателей наблюдения и деления суммы на количество показателей.

Определение средней арифметической величины показателей дает возможность сравнивать результаты и при неодинаковом численном составе групп. Однако простое сравнение средних арифметических величин не всегда достаточно характеризует исследуемое явление. Среднее арифметическое не дает представления о колебаниях отдельных показателей и более достоверно для небольшого количества случаев.

При большом количестве данных анализ вариативности показателей требует специальной обработки, например вычисления среднего квадратического отклонения. Такая обработка данных необходима в большинстве случаев исследования проблем тренировки и техники. Нередко абсолютные показатели (в метрах, секундах, килограммах и т. п.) нужно перевести в относительные, так как сопоставление абсолютных величин во многих случаях не дает правильного представления о степени сдвигов изучаемых показателей.

Если данных получено много, их, после предварительной подготовки, нужно расположить по определенной системе (возрастания или убывания). Это облегчит дальнейшие вычисления и само уже является одной из форм статистической обработки материала. При наличии вычислительной техники можно производить операции с большим количеством данных, что повышает достоверность выводов, дает возможность точнее прогнозировать результаты внедрения новых методов тренировки. Коэффициенты корелляции позволяют проследить взаимосвязь исследуемых признаков. Критерий Стьюдента позволяет проследить достоверность различий до и после эксперимента и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...