Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастные особенности дошкольного возраста.




С 4-го года жизни начинается новый этап в развитии ребенка.В этот период продолжается интенсивное Ф. раз. И значительно изменяется протекание всех псих. Пр-сов. Качественные изменения в процессах ощущений и восприятий связаны с усвоением речи и усложнением деятельности дошк. Называя ощущаемое кач., ребенок 5-6 лет быстро научается вычленять его из комплекса др. кач. предмета, сравнивать по данному кач. разные предметы, объединять их в одну гр., т.е. ощущение у дошк. Постоянно вкл. В мысленную деят-ть. В дошк. Возрасте продолжает быстро развиваться мышление, и прежле всего обобщенное совестное мышление, действенная же и образная его форма сохраняют свое ведущее сознание. На основе действенного и образного мышления в дошк. Возрасте развивается обобщенное мышление, к-ое прояв-ся в развитии понятии ребенка. Мышление развив. В результате познавательной активности ребенка. Важным в развитии памяти в дошк. Возрасте яв-ся дальнейшее обогащение образной памяти и начало функционирования смысловой. Уровень развития смысловой памяти во многом зависит от того, насколько дети обучены выделять смысл и передавать основное содержание воспринятого. Развитие внимание дошк. Связано с увеличением его устойчивости и формированием произвольного внимания. Дошк. Могут более длительное время сосредотачивать на предмете или действии, у них снижается кол-во и время отвлечения. Раз. Эмоций детей дошк. Возраста носит сложный х-р. Дошк. Легко подвергается аф-ым сост. Дошк. Любознателен, он испытывает большое удовлетворение, когда получает ответы на свои любознательные вопросы. Дошк Возраст-это важный этап в развитии личности ребенка.

 

 

39.Методы психологического исследования в спорте

Рассмотрим как исследуют единоборства специалисты психологии спорта.

1. Организационные методы – определяют стратегию исследования.

К этой категории методов относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях, свойствах и личностных особенностях спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики физического воспитания, спортивной подготовки, условий тренировки и соревнований и др.

Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития. Например, влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для совершенствования методики физического воспитания в школе. С успехом применяется при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на формирование личности спортсменов.

Комплексный метод заключается в многостороннем изучении одного итого же объекта, одного и того же явления с помощью некоего множества частных методик. Например, при определении уровня тренированности спортсмена может быть использован комплекс методик, направленных на изучение познавательных, эмоциональных, волевых процессов и личностных характеристик спортсмена.

2. Эмпирические методы: объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и методы психодиагностики.

Объективное наблюдение – используется для изучения психических, двигательных, поведенческих и других проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировке, на соревнованиях и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрированных фактов.

Самонаблюдение чаще всего сочетается с другими методами и выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления. Например, анализ спортсменом своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей и т.д. в процессе деятельности. Что чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосовершенствования не только технико-тактическом отношении или в плане развития двигательных качеств, но и особенно в целях формирования себя как личности и рационального управления самим собой в многообразных, часто непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности.

3. Экспериментальный метод – лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях – лабораториях, камерах и пр., оборудованных приборами и аппаратурой различного типа (тахистоскопами, рефлексометрами, регистрационными приборами и вычислительными средствами).

Естественный эксперимент – констатирующий, формирующий или преобразующий – психолого-педагогический.

В лабораторном и естественном эксперименте иногда используются методы моделирования. Обычно моделируются соревновательные условия, в которых протекает деятельность спортсменов.

4. Психодиагностические методы.

Рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию, состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов в сборные команды. Широко используются различные инструментальные и бланковые методики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных, эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.

5. Методы количественно – качественного анализа

Используются для обработки фактического материала исследований.

Количественные методы – математико-статистические методы (корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и др. виды анализа). Количественные методы заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п. Например, при изучении влияния учебной и соревновательной мотивации на овладение двигательными действиями спортсменов с сильной и слабой нервной системой фактический материал требует следующей дифференцировки:

во-первых, разделения учащихся на группы по признаку силы – слабости нервной системы;

во-вторых, выделения в каждой группе вариантов успешности овладения действиями в зависимости от указанной выше мотивации. Интерпретационные методы. К этим методам относятся различные варианты теоретического анализа и обобщения материалов исследования с позиций системно-структурного, функционального, генетического, кибернетического, информационного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...