Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анатомо-физиологические особенности подростков.




Систематические занятия физкультурой и спортом существен­но влияют на рост и развитие детей и подростков. Занятия надо стро­ить с учетом морфофункциональных особенностей, возраста и пола. Особо важны занятия физкультурой и спортом для школьников.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взросло­го человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегреванию, переохлаждению и др.) и хуже переносят физиче­ские нагрузки, особенно длительные (бег, кроссы и др.). Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и напротив, ранняя специализация (интенсивные нагрузки в одном виде спорта), достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще не­достаточно развита костная система, поэтому возможность нару­шения осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие,, приостанавливается рост, возникают другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, поэтому дети за­трудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недоста­точно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда недостаточная устойчивость внимания и быстрое наступление утомления. В этой связи следует умело сочетать физические нагрузки и отдых.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют по­чти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено. Нагрузки на силу и выносливость перено­сятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиоза, замедления рос­та, особенно если школьник занимается тяжелой атлетикой, прыж­ками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усилен­ным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений. Этот воз­раст связан также с началом полового созревания, которое сопро­вождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособ­ляемости (адаптации) к физическим нагрузкам и процессам восста­новления. Поэтому при проведении занятий (тренировок) необхо­дим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17-18 лет) формирование костной и мышечной системы почти завершается. Отмечается уси­ленный рост тела в длину, особенно при занятиях играми (волей­бол, баскетбол), прыжками в высоту и др. Увеличивается масса тела, интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенству­ются точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние оказы­вают двигательная активность, рациональное питание, а также за­каливание. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение - залог здоровья. Это аксиома.

В последние годы резко ухудшилось здоровье школьников. Ис­следования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют в состоянии здоровья те или иные отклонения от нормы. Одной из причин такого неблагополучия яв­ляется пониженная двигательная активность (гиподинамия).

Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие 20-24% динамической работы в дневном распорядке, т. е. 4-5 уроков физкультуры в неделе. При этом су­точный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (как правило, сдвоенные) ком­пенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 ч в не­делю, а для мальчиков 7-15 ч занятий физическими упражнения­ми разного характера (уроки физкультуры, танцы, активные пере­мены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т. п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно вы­сокой (средняя ЧСС при этом 140-160 уд/мин).

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, а пульс ниже 130 уд/мин.

У юных спортсменов суточная энерготрата может быть значи­тельно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занима­ются.

По мере старения человека его способность (адаптация к физи­ческим нагрузкам, их переносимость) к тренировке снижается. Она зависит не только от возраста, пола, но и от индивидуальных осо­бенностей (т. е. наследственности). Известно, что люди одного и того же возраста по-разному реагируют на физические нагрузки, закаливающие процедуры и пр. Но в любом случае регулярные тре­нировки могут заметно задержать старение, снижение работоспо­собности, связанное с возрастом: даже если тренировки начинают­ся в пожилом возрасте, они могут повысить работоспособность.

 

 

57.Физиологические основы силы.Под силой понимают способность чел. преодолевать внешнее сопротивление или противостояние ему за счет мыш-ых усилий.Максимальной силой наз-ют сокращение мышц к-ое достигает в эксперимен-ых условиях при электрическом возбуждении мышцы. Макс. сила зависит от кол-ва мыш-ых волокон в ходящих в эту мышцу, от толщины мыш-ых волокон, биохим-их процессов в мышцах. Отношение мах силы мышцы к ее физио-му поперечнику наз-ся абсолютной силой мышцы. При произвольном мыш-ом сокращ., к-ый опред-тся в особых условиях, говорят о мах произвольной силой. Мах произвольная сила чел. зависит от 2 факторов: 1)периферическая; 2)центральная. К периферич. фактор опред-ся мах произвольной силы относиться: 1) длина мышц; 2)механ-ое условие от рычага и угла действия мыш-ой силы; 3) от толщины мышцы; 4) сила мышцы зависит от композиции мышц; 5) сила мышцы зависит от биохим-их процессов в мышцах «миофибриллах». К центральным факторам: 1) механизмы внутримышечной координации; 2) механизмы координации. Дефицит силы подразумевает разницу м/у мах силой и мах произвольной силой. Чем тренированнее орг-м, тем меньше дефицит силы. Дефицит силы зависит от 3 факторов: 1)псих-го, эмоционального состояние; 2) необходимого числа одновременно активныхмышечных групп; 3) степени совершенства произвольного управ-ия ими.Существе-ми факт-м увелич-ия силы мышц яв-я гипертрофия. В зависимости отрежима мышечных сокращений различают: 1) статическую силу, проявляемую при статических усилий; 2) динамическую силу, при динам-ой работе, в том числе взрывной силе.

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...