Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности 7 страница




Трансцендентальный идеализм - Другое название философской концепции И.Канта

Трансцендентный (лат. transcendere - переступать) - термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что выходит за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Этот термин имеет большое значение в философии Канта, который считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир «вещей в себе».

Трансцендентный мир - мир «вещей в себе» в философии И.Канта.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий Т. осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Т. как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом, трудовой деятельности присущи, как отмечал Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Универсалии (лат. universalis - общий) - общие понятия. Проблема У. в историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как: проблема соотношения единичного и общего; проблема соотношения абстрактного и конкретного; проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом; проблема природы имени (онтологическая или конвенциальная); проблема онтологического статуса идеального конструкта; проблема соотношения бытия и мышления - являясь фактически первой экземплификацией их недифференцированной постановки в едином проблемном комплексе с синкретичной семантикой.

Упанишады - один из разделов Вед, древнеинд. религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении многих веков

Утилитаризм - направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности.

Утопический социализм - концепции социального устройства, основанные на утопии идеального бесклассового общества.

Утопия (греч.: ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. «место, которого нет») - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии.

Фатализм - (от лат. fatum - рок, судьба). 1. Вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире. 2. Мировоззренческая позиция, согласно которой все события и явления предопределены

Феминизм - (от латин. femina - женщина). 1. Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2. Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3. Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4. Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5. Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

Феномен - 1. То же, что и явление. 2. Редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.

Феноменологическая редукция (от лат. reductio - возвращение, отодвигание назад) - один из фундаментальных принципов феноменологической теории познания и феноменологического метода, заключающийся в «нейтрализации», или исключении из сферы теоретико-познавательного интереса, «всякой играющей определенную роль трансценденции» путем возвращения взгляда от трансцендентного к его имманентным коррелятам. Нередко для обозначения метода феноменологической редукции пользуются термином греческих скептиков «эпохе» или прибегают к выражениям типа: «нейтрализация», «заключение в скобки (кавычки)» и т. п.

Феноменологическая философия - философская концепция Э. Гуссерля.

Феноменологический метод - Феноменологический метод - взаимосвязанное единство принципов и процедур сущностного исследования данностей первичного опыта - феноменов.

Феноменологическое исследование - описательное исследование, исследование явлений, а не сущностей.

Феноменология - Философская концепция Э. Гуссерля.

Фетишизм - религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые, по представлениям верующих, наделены сверхъестественной магической силой.

Философия - 1. Рационально - теоретическая форма мировоззрения. 2. Система знаний о предельных основаниях (началах, причинах) мира как целого и фундаментальных принципах бытия человека в нем. 3. Логическое упорядоченное, рациональное знание самых общих законов развития сознания, общества, человека

Философия науки - возникшее в 1950-1960 гг. направление в методологии науки, исследующее изменения в структуре естествознания в связи с культурно-историческими, психологическими и теоретическими предпосылками научной деятельности.

Философская антропология - 1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти XX в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она выступала лишь фрагментом философской системы) по принципу спецификации собственного «объекта» и «тематизма» его рассмотрения (человек в философской рефлексии; учение о «человеке, его сущности и природе») в ряду: «учение о природе», «учение о социуме», «учение о сознании», «учение о ценностях» и т.д. 2) Совокупность антропологических концепций, возникших в неклассической и постклассической философии в результате так называемого антропологического поворота (предметом рефлексии начинает выступать не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия), впервые явно артикулированного Фейербахом (в российской традиции - Чернышевским) в «антропологическом принципе». Во второй половине XX в. указанный принцип был дополнен «антропным принципом» современной космологии, устанавливающим зависимость существования человека от физических параметров Вселенной (истоки - в концепциях космизма: Циолковский, Чижевский, Вернадский, Тейяр де Шарден); в этом, втором, значении Ф.А. - это антропологизм как течение (антропологическая установка) в современной философии, вбирающее в себя целый ряд концепций: персоналистических, феноменолого-экзистенциалистских, неопрагматических, психоаналитических, неотомистских и неопротестантских, диалогистических, т.е. всех, так или иначе центрированных вокруг проблематики человека. 3) В более строгом (и собственном) смысле слова Ф.А. - направление в немецкоязычной философии (отличающееся значительным концептуальным единством), конституировавшее себя в конце 1920-х как принципиально новый тип неклассического «философствования» (позднее были оформлены как относительно самостоятельные антропобиологический, социологический, культурологический и теологический «развороты»), предлагающий и реализующий программу Ф.А. как единственно возможной современной философии и противопоставляющий себя в этом качестве иным философским дискурсам (прежде всего структуралистско-постструктура-листскому и системно-структурно-функционалистскому, а также неомарксистскому и психоаналитическому комплексам идей, но также и иным типам антропологизма в философии - прежде всего феноменолого-экзистенциалистскому и «фундаментальной онтологии» Хайдеггера). Исходная установка Ф.А. задаётся тезисом о том, что любое вопрошание в философии является всегда вопросом о том, что есть человек, а любое «философствование» есть исследование структур специфического человеческого опыта, его критически-рефлексивное прояснение и обоснование. Человеческое понимаемо только исходя из него самого. Следовательно, нельзя рассуждать о человеке «частично», идя к антропологической проблематике из более «широких» оснований - онтологических, гносеологических, эпистемологических. Ф.А. возможна только как синтетическая философия человека.

Философские категории - ключевые философские понятия.

Форма превращенная - термин «превращенная форма» (verwandelte Form) в научный и философский оборот был введен К. Марксом. Подобная форма существования есть продукт превращения внутренних отношений сложной системы, происходящего на определенном ее уровне и скрывающего их фактический характер и прямую взаимосвязь косвенными выражениями. Эти последние, являясь продуктом и отложением превращенности действия связей системы, в то же время самостоятельно бытийствуют в ней в виде отдельного, качественно цельного явления, «предмета» наряду с другими. В этой «бытийственности» и состоит проблема превращенной формы, которая видимым (и практически достоверным) образом представляется конечной точкой отсчета при анализе свойств функционирования системы в целом, представляется как особое, не разлагаемое далее образование, как «субстанция» наблюдаемых свойств. Особенность превращенной формы, отличающая ее от классического отношения формы и содержания, состоит в объективной устраненности здесь содержательных определений: форма проявления получает самостоятельное «сущностное» значение, обособляется, и содержание заменяется в явлении иным отношением, которое сливается со свойствами материального носителя (субстрата) самой формы (например, в случае символизма) и становится на место действительного отношения. Эта видимая форма действительных отношений, отличная от их внутренней связи, играет вместе с тем - именно своей обособленностью и бытийностью - роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы. При этом связи действительного происхождения оказываются «снятыми» в ней (как динамические закономерности - в статистических, связи формирования образов сознания - в закономерностях узнавания предметов, угадывания смысла и т.д.). Прямое отображение содержания в форме здесь исключается.

Формация - определенная стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая в конечном счете способом производства.

Фрейдизм - Название теории и метода психоанализа. Назван так по имени 3. Фрейда (1856-1939).

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

Хаос (греч. chaos - зияние; от chasco - разеваю) - в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. как фактор самоструктурирования нелинейной среды: «порядок из X.», по определению Пригожина и И. Стенгерс). Аналогично, в гуманитарной сфере установка на восприятие X. как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма (X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме, например: «Идиллия южных морей» Э.Х. Нольде, «Борьба форм» Марка; саморефлексия П. Клее: «Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало» и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда, открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X. семантических центров может быть подвергнут систематизации или означиванию, понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому пространству.

Холизм (от греч. holos - целый) - методологический принцип, согласно которому целое («фактор целостности «) доминирует над частями, определяя характер и направление развития последних.

Христианская философия - философия, признающая в качестве истинных христианские религиозные представления, и кладущая их в основание всех своих построений.

Христианство - Мировая религия, основателем которой был Иисус Христос.

Цивилизация - 1. Ступень развития, следующая за варварством. 2. Общество (совокупность родственных обществ), характеризуемое комплексным характером разделения труда, рационализацией производства, обмена и потребления, институционализацией (см. Институционализм) религиозных, этических и других социальных ценностей. 3. Тело современного общества в отличие от культуры - его души (Шпенглер).

Цикута - род многолетних растений. Имеет толстое, мясистое корневище, в полых камерах которого скопляется ядовитый сок.

Честь - 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Моральная категория - внешняя совесть.

Человек - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «Ч. - это в известном смысле все» (Шелер). В рамках истории философии Ч. традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности (неспециализированность, «гоминидная триада» и т.д.), но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, «дыхание» («прана», «псюхе»), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь - это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее Ч. в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности» как таковой, где видовая особенность Ч. во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (Ч. как «разумное животное») и социальности («Ч. - это политическое животное»). Вместе с тем в понятии духа отражается не только феномен «духовности» как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного Ч., где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе «Я», самосознания. Следует однако помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей Ч. Конкретный Ч. - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.

Чистый разум - категория философии Канта, развиваемой им в критический период, и представленной в трактате «Критика чистого разума».

Эвдемонизм - этическая позиция, при которой главной целью и главной ценностью является достижение счастья.

Эвдемонический тезис - тезис, основывающийся на принципах эвдемонизма (см. Эвдемонизм).

Эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание») - развитие явления или процесса - в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности в ходе качественно-количественных изменений. Различают космологическую, астрофизическую, геологическую, химическую, биологическую и социальную эволюцию.

Эвристика - 1. В Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов. 2. Метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности.

Эвристичность - характеристика научной теории, которая определяет, что теоретический рост концепции опережает ее эмпирический рост. Эвристичная теория предсказывает новые, еще неизвестные факты, а не просто задним числом объясняет уже известные.

Эгалитаризм (франц. egalitarisme, от egalite - равенство) - концепция всеобщего равенства как принципа организации общественной жизни. Идея социального равенства является составной частью многих социальных идеалов. Уже в древнегреческой философии стоики предложили идею равенства всех людей, обусловленного их общей разумной природой. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в том числе равенство перед законом.

Эгоизм (от. лат. ego - Я) - жизненная концепция, в соответствии с которой удовлетворение личного интереса рассматривается в качестве высшего блага.

Эйдосы - термин античной философии, обозначавший «конкретную явленность». В античной натурфилософии понимался как образ, у элеатов выступал как сущность, у Платона имеет смысл идеи, у Аристотеля употребляется в значении форма

Экзистенциализм - философия существования, иррационалистическое направление в современной философии, сформировавшееся накануне I мировой войны в России (Л. Шестов, Н.А. Бердяев), после I мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период II мировой войны во Франции (Ж.П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). Бытие в экзистенциализме понимается как человеческое существование, или экзистенция, которую следует постигать как непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта.

Экзистенциальная философия - то же самое, что экзистенциализм.

Экзистенциальный - Относящийся к существованию (человека).

Экзистенция - (лат. exsistentia - существование) - одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности.

Экономический базис - экономическая основа развития общества, определяющая развитие других социальных сфер (по Марксу)

Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) - метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.

Элеаты - представители одной из школ в древней греческой философии около 580 - 430 гг. до н.э. Наиболее известные представители Ксенофан, Парменид и Зенон. Центральная проблема философии элеатов - проблема бытия

Элитарная культура - культура, ориентированная на восприятие ее достижений небольшим кругом лиц, характеризующимся высоким уровнем культурного развития.

Эллины - жители Эллады, древней Греции, самоназвание греков

Эмпиризм - философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания.

энтелехия

Эпикурейская философия - философия, проповедующая, что наслаждение - высшая цель человеческой жизни.

Эпикурейцы - сторонники учения Эпикура.

Эпистема - структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период. Введена в философский оборот Фуко («Слова и вещи: археология гуманитарных наук», 1966). По мысли Фуко, необходимо разграничивать «археологию», реконструирующую такие структуры, и традиционное историческое знание кумулятивистского типа, фиксирующее различные «мнения» вне проблемы условий их возможности. Упорядочивающим принципом в рамках Э. Фуко полагал предданное на каждом историческом этапе соотношение «слов» и «вещей». Согласно Фуко, в границах западно-европейской культуры XVI-XX вв. правомерно выделять три Э.: «ренессансную» (XVI в.), «классическую» (рационализм XVII-XVIII вв.), «современную» (рубеж XVIII-XIX вв. по наше время). С точки зрения Фуко, в ренессансной Э. слова и вещи тождественны между собой, непосредственно взаимно соотносимы и (в пределе) взаимозаменяемы в виде «слов-символов». В Э. классического рационализма слова и вещи утрачивают непосредственное сходство и становятся соотносимыми лишь опосредованно - через мышление, а также в пространстве познавательных («непсихологических») представлений в виде «слов-образов». Соотнесение слов и вещей в границах данной Э. осуществляется, по Фуко, при помощи процедур отождествления и различения. Язык, с точки зрения Фуко, утратив признак непосредственного подобия миру вещей, обретает статус репрезентанта мышления; включение содержательных пластов мышления в языковые формы структурирует и эксплицирует строй последних. Интенцию, приведшую к закату этой Э., согласно Фуко, задал Кант, ограничивший своей критической проблематизацией обоснования познания сферу рационального мышления и познавательных представлений. Переход от классической Э. к современной оказался сопряжен с новым способом бытия предметов человеческого познания (по Фуко, «конфигурации Э.»): если ранее в этом качестве полагалось пространство, упорядочивающее совокупность отношений тождества и различия, то в настоящий момент роль «пространства» и соответствующей парадигмы постижения бытия обретают «время» и «история». Слова покидают пространство познавательных представлений и являют собой уже совокупность знаков в знаковых системах: язык во всевозрастающей мере становится самодостаточным и обретает самостоятельное бытие.

Эпистемология - раздел гносеологии (теории познания), в котором изучаются проблемы научного знания. Часто термин «эпистемология» употребляется в значении «гносеология» - т.е. философская теория познания

Эпоха Возрождения - общественно-политическое и культурное движение (началось в Италии в XIV в., в других странах Западной Европы - в XV-XVI вв.), которое отражало интересы развивающейся буржуазии в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической наук средних веков.

Эпоха Просвещения - эпоха перехода от феодализма к капитализму в Европе - XVIII в. Основные настроения эпохи - безграничная вера в человеческий разум и в возможность перестроить общество на разумных началах. Наиболее ярко просветительские идеи выразились во французской философии, в учениях Вольтера, Руссо, Дидро, Гольбаха, Ламетри и др.

Эстетика - наука о прекрасном в искусстве и окружающей действительности - философия прекрасного.

Эсхатология (греч. esсhatos - последний, конечный и logos - слово, знание, учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

Этика - наука о морали.

Язык - система коммуникации, осуществляемой на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения.

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

3.1. Вопросы для контроля и самопроверки










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...